Евгений Григорьев: «Осенью мы увидим другой Якутск»
Ровно год назад, 29 марта, руководителем Якутска официально стал Евгений Григорьев. За минувший год столица пережила множество нетипичных ситуаций: лесные пожары, нападения бродячих собак, обострение пандемии коронавируса, а теперь и усложнение экономической обстановки.
В интервью Евгений Николаевич рассказал, когда горожане смогут носить белые кроссовки в своих дворах и каким он видит Якутск ещё через 10 лет.
— Каким вы оцениваете год лично для себя?
— Что сказать… Жизнь такая, какая она есть. Так сложились обстоятельства, происходят всё новые вызовы, и на них надо реагировать, решать проблемы. Не могу самостоятельно давать оценку, плохо или хорошо работает моя команда, сложный или лёгкий был год. Тем более не имею права сравнивать себя с предшественниками на посту. Что точно могу сказать — что мы стали более мобильными, гибкими, адаптивными. Когда находишься в условиях постоянно меняющихся вводных данных, иначе невозможно.
— В этом году должен состояться ряд важных мероприятий — юбилей Якутска, республики. С учётом новой экономической ситуации, как пройдут праздники?
— Организация на должном уровне, разумеется, требует средств. Но ясно, что уже не получится жить в тех плановых показателях бюджета, которые мы принимали на 2022 год. Произойдёт резкое сокращение доходной базы. Будем пересматривать все статьи бюджета, в том числе те, которые касаются проведения мероприятий.
Одновременно я понимаю, что население уже три года не получало праздников, положительных эмоций. И потому перед нами всё равно стоят приоритетные задачи проведения на достойном уровне наших основных праздников: 1 мая, 9 мая, Ысыаха Туймаады, мероприятий к 100‑летию ЯАССР. Будем искать возможности. Но надо принять, что каких-то вещей наподобие привезти звезду на концерт — уже не будет.
— Продолжая тему бюджетных оптимизаций. Недавно вы приняли документ о сокращении расходов по содержанию окружной администрации: в том числе запреты на премии и проведение ремонта.
— Давайте объясню по премиям. Как устроена система? В начале года определяются лимиты для каждого бюджетного учреждения, входящего в структуру администрации. Они проводят торги, выполняют положенные работы и по итогам появляется какая-то экономия бюджетных средств. И вот эти деньги они могли либо перераспределить на какие-то другие работы, либо направить на премирование сотрудников. А сейчас мы приняли решение сэкономленные таким образом средства собирать и направлять в резервный фонд.
Это вызвало панику — что, мол, премий не будет. Но премии, которые изначально заложены в штатном расписании, у всех сотрудников остаются. Просто не будет доппремий, которые появлялись за счёт упомянутой экономии.
Далее — мы отказываемся от незащищённых статей бюджета. Что это значит? У нас есть обязательства по заработной плате работников, по государственно-частному партнёрству, софинансированию Национальных проектов, и тех проектов, которые позволяют на каждый наш вложенный рубль привлечь, условно говоря, ещё 10 рублей сверху. Такие вещи мы оставляем.
Остальные расходы могут подождать лучших времён. Такие как, например, обновление автопарка организаций, офисной техники, мебели и так далее.
— Сейчас горожанами постоянно обсуждается продовольственный вопрос, в соцсетях активно распространяются фото с увеличившимися ценниками. Как город контролирует цены?
— Нужно понимать, что начиная с этого года, у нас забрали полномочия по контролю за ценами. Если ещё в 2021 году Департамент предпринимательства мог принимать какие-то меры, то теперь этим занимается исключительно Госкомцен Якутии.
Но, конечно, было бы неправильно полностью игнорировать этот вопрос. Администрация всё равно вовлечена в этот процесс, поскольку является первым звеном в структуре публичной власти, которое взаимодействует с населением. Всё равно мы работаем с предпринимателями, у нас есть соответствующий Координационный совет. И наши Департамент предпринимательства с Департаментом экономики всё равно ведут мониторинг цен, взаимодействуют с налоговиками, минпредом Якутии. Все поступающие к нам обращения населения по поводу повышения цен фиксируем и передаём дальше для работы.
— Горожане очень ждут завершения ремонта проспекта Ленина, улицы Чернышевского. Есть опасение, всё ли будет по плану в новых условиях?
— Чернышевского ремонтируется силами «Водоканала». Для согласования проведения земляных работ предприятие предоставило свой график работ. И наша задача — постоянный контроль, как они движутся в этом графике. На прошлой неделе встречались по срокам. Сейчас они вывели сразу две бригады, и должны уложиться в обещанные даты.
Что касается проспекта, то тут работы выполняет генподрядчик «Главстрой». Пока они идут с небольшим опозданием на три дня, что для такого масштабного проекта ничтожный показатель.
Сейчас их главная задача — пока стоят отрицательные температуры, провести замену грунтов, которые потеряли свои несущие способности. Докапываются до вечной мерзлоты, укладывают экструдированный полистирол, и поверх него укладывают новую «дорожную одежду», как говорят профессионально. В чем ведь была основная проблема проспекта? Там по 50–70 см лежало старого асфальта, он впитывал в себя огромное количество тепла, из-за чего таяла вечная мерзлота.
Основным риском была закупка стройматериалов из-за волатильности на рынке. К счастью, все завозные материалы практически закуплены. Так что сейчас я уверен, что ровно в обозначенные сроки мы обрадуем горожан новым проспектом.
— Вы недавно подняли вопрос развития туризма выходного дня вокруг Якутска. Чем может помочь в этом деле администрация города?
— Считаю, мы обязательно должны дать возможность людям отдохнуть недалеко от Якутска. Покататься на лошадях, летом на озере на катамаранах, пожарить шашлыки, переночевать на свежем воздухе и так далее. Это очень важная задача, на самом деле. Вместе с командой администрации планируем сформировать несколько ключевых проектов, найти заинтересованных предпринимателей.
В первую очередь тут нужна земля. Будем выдавать участки в концессию. Если передавать землю просто в аренду, то не факт, что человек будет быстро строить либо построит то, что надо. А в рамках концессии мы имеем право контролировать, что строится на земельных участках.
И планируем помогать с вопросами по подводу электричества на участки, обеспечения транспортной доступности.
— На отчёте перед Якутской гордумой вы сообщили, что уже в этом году будут приведены в порядок все дворовые территории, которые планировалось отремонтировать за 5 лет. Звучит невероятно. За счёт чего это получится?
— В октябре 2020 года я вот за этим столом сидел и убеждал Сардану Владимировну (Авксентьеву, предыдущего мэра Якутска — прим.авт.), других заместителей, что нужно сосредоточиться только на дворовых территориях. У всех нас каждый день начинается с того, что мы выходим во двор, и заканчивается, что мы возвращаемся во двор. И я считал, что нужно собрать все возможности, средства и сделать дворы комфортными для жизни.
Программу трёхлетия благоустройства приняли, и мы планировали тогда сделать 45 дворов. Тогда нам казалось, что это невероятные показатели, настоящий прорыв. В среднем ведь в Якутске в год ремонтировали 2–3 двора. Ну максимум 5–6, когда «Дети Азии» проходили.
Когда Сардана Владимировна покинула свой пост, я от идеи не отказался. Когда докладывался главе республики Айсену Сергеевичу, чем собираюсь заниматься в качестве руководителя города, удалось заинтересовать его этим проектом. От республиканского бюджета выделили нам 150 млн. рублей, и договорились, что будем делать по 30 дворов ежегодно.
Успели в 2021 году сделать 15 дворов, но Айсен Сергеевич сказал, давайте тогда выделим Якутску в 2022 году ещё 300 млн. рублей, но сделайте тогда нынче 45 дворов, 15 за прошлый и 30 за этот.
Потом нам повезло ещё больше. Начался конкурс на отбор дворовых территорий уже по федеральной по программе «1000 дворов на Дальнем Востоке». И Якутск выиграл средства на благоустройство ещё 30 дворов! В итоге в этом году мы делаем 75 дворовых территорий, средства на них уже есть.
Подчеркну, что это именно будет комплексный ремонт, не просто покрасить-прибить.
Так что осенью мы увидим совсем другой город. Тысячи наших жителей смогут каждое утро выходить в свои дворы в белых кроссовках.
Отвлекусь тут немного. Когда сталкиваюсь с людьми, которые постоянно твердят «всё пропало, Якутск всё хуже с каждым годом», я просто не понимаю их. Всегда спрашиваю, давно ли они живут в Якутске. Я прекрасно помню обилие деревянных домов, которые были окружены лужами. Даже в центре города.
Сейчас мы развиваемся такими темпами, каких не было в городе, не побоюсь этого слова — десятилетиями. За прошлый год мы построили столько километров дорог, сколько не строили за предыдущие 10 лет. И вот дворовых территорий построим столько, сколько за 15 лет строили.
— Раздельный мусор в Якутске. Вопросы экологии активно продвигают общественники. Чем может помочь город?
— С прошлого года помогаем в установке урн раздельного сбора, выделяли деньги из бюджета. К сожалению, в 2022 году планы по субсидированию перевозок мусора на переработку придётся отложить. Но мы обязательно планируем разработать стратегию поддержки предпринимателей, которые занимаются бизнесом по сортировке и переработке мусора. Конечно, для города выгодно поддерживать такой бизнес. Чем больше увезут мусора на переработку, чем меньше мусора доедет до свалки — тем меньше она горит. Сейчас мы тратим десятки миллионов рублей просто на то, чтобы свалка на Вилюйском не горела. Нужно постоянно следить за очагами возгорания, засыпать их песком, разравнивать.
— В этом году появятся 100 новых автобусов. Но кто будет их водить? Не секрет, что есть дефицит кадров, не все находят работу водителя особенно привлекательной.
— Действительно, до 2022 года зарплата у водителей ЯПАК была очень низкая. Но в течение 2021 года мы провели колоссальный объем работы по ЯПАКу. Вывели предприятие из долговой ямы, работали с министерством транспорта Якутии, чтобы выделили субсидии на первый платёж по лизингу на эти 100 автобусов. Как результат номер один — повысили уровень зарплаты водителям. Второе — сейчас разрабатываем программу по переезду водителей из улусов, будем оплачивать перевозку вещей, помогать с арендой и так далее.
Я прекрасно понимаю, что невозможна комфортная жизнь в городе без удобной транспортной системы. Это моя личная боль. Наверно, не ошибусь, если скажу, что ходят в городе ещё такие «пазики», в которых я в детстве в школу ещё ездил.
Поэтому я за то, чтобы город сам строили тёплые остановки, сам их обслуживали, закупал автобусы, чтобы была удобная платежная система для пассажиров. За 4–5 лет мы полностью поменяем привычную транспортную схему.
В этом году начнём с изучения всех существующих городских маршрутов, анализа, как их поменять с учётов современного состояния города. Деньга на это уже заложили. Надо сказать, что Якутск — один из самых быстрорастущих городов не то, что Дальнего Востока, а России в целом. Ежегодный прирост по 7–8 тысяч человек. А маршруты 20‑летней давности.
— Ещё одна боль не только Якутска, но и других муниципалитетов страны — это бродячие собаки. Есть ли возможность каких-то изменений в ситуации?
— По собакам единственное правильное решение, я считаю — внести корректировки в федеральный закон. Он существует уже два года. Я в отношении законодателей ничего не имею, но жизнь показывает, что в существующем виде этот закон не работает.
Буквально неделю назад в Нижневартовске сильно искусали взрослого мужчину, он в реанимации. Не понимаю, почему собаки, которые убили человека, должны потом всю жизнь содержаться бесплатно за бюджетный счёт?Я встречаюсь с этой проблемой постоянно, и свою точку зрения не поменяю. Я видел глаза родственников погибшей Сарданы Слепцовой. К сожалению, в рамках действующего закона трагедии неизбежны.
При этом я сам — собачник, у меня крупная собака, я прекрасно понимаю, какую опасность она может представлять на улице, без контроля. И почему такие собаки должны находиться на улице, даже с биркой? В общем, гипотеза о том, что кастрированные собаки не будут сбиваться в стаи, и не будут проявлять агрессию — не прошла проверку реальностью. Это надо признать, и менять закон.
— Руководство республики часто говорит о том, что Якутия должна поддерживать цифровое развитие, ИТ-компании. Что мы должны уходить от сырьевой экономики и зарабатывать сами. Насколько это реально воплотить на самом деле?
— Якутия была лидером по экспорту ИТ-услуг на Дальнем Востоке за границу. У нас работают «Майтона», «Индрайвер» плюс ещё «Фантастик Геймс». Для нашей молодёжи — это вдохновляющий пример «якутской мечты». Я человек максимально далёкий от ИТ, я даже в компьютерные игры не играю, с самого детства не зашло. Но даже я понимаю, что для интеграции Якутии в мировое сообщество, чтобы мы могли зарабатывать с минимальными затратами, то продукт должен быть нематериальным. Либо совсем маленьким и компактным, как алмазы.
Мы живём очень далеко, это никак не изменить, любые расходы на доставку и отправку грузов размером больше, чем чемодан, всегда будут большими. И ИТ-проекты сейчас — основной паровоз. Вложено уже многое в создание инновационной экосистемы — есть ИТ-парк, есть Технопарк, есть акселераторы.
Не могу судить, как сейчас будет развиваться ситуация с этими санкциями. Но по крайней мере ясно то, что внутри страны сейчас нужны свои отечественные ИТ-решения. Сейчас на рынке множество вызовов — начиная от операционных систем, заканчивая программным обеспечением для конференций и прочего. И Якутия, городские компании обязаны занять там свою нишу.
ИТ уже сегодня в структуре бюджета Якутска — это десятки миллионов рублей, в виде поступлений с режимов упрощённой системы налогообложения, в виде НДФЛа. 10 лет назад ничего подобного не было. Сейчас это один из самых быстрорастущих сегментов экономики. Надеюсь, что талант ребят в этой сфере не будет потерян.
— Вы ранее в интервью другим изданиям говорили, что намерены проработать на посту мэра 10 лет. Каким вы видите Якутск через 10 лет, какая у вас основная цель?
— У меня есть чёткая цель — к 2032 году реализовать указ главы республики Якутии о развитии города Якутска. В основном там прикладные задачи. Это и ликвидировать ветхое жильё, и построить 15 тысяч мест в школах, 5–10 тысяч мест в детсадах, и так далее.
Но если говорить о личном видении. То знаете, вот наш народ — мы народ вопреки. Необъяснимо и иррационально, что мы смогли выжить в суровейших условиях. И не просто выжили, но и развиваемся, растём. Могу поспорить со всем миром, что мы реально живем в городе-вызове, самом большом на вечной мерзлоте. И что ещё невероятнее — мы живём тут счастливо. Я вот за себя скажу. Я 15 лет прожил в Москве, но я знаю, что тут, в Якутске — мой дом, и я не представляю себе другой жизни.
И я хочу, чтобы в 2032 году к нам приехала съёмочная группа «Дискавери» узнавать, как мы так круто живём. Есть же фильмы, как арабы научились жить в пустыне и построили сверх-современные города. Такой фильм должен появиться и про нас. Туристы должны приехать в –50 покупаться в аквапарке, пройтись по надземным тёплым туннелям между зданиями. Мы должны быть на острие всего самого нового, и внедрять лучшие разработки у нас.
— Что ж, на такой оптимистичной ноте завершим нашу беседу. Спасибо!
Евгения ЯКОВЛЕВА, "Эхо столицы"
ТОП
- Гороскоп на 23 ноября: Возможны разногласия с коллегами-женщинами
- Житель Якутии похитил возлюбленную, избивал её, силой удерживал в своей квартире
- В продолжении темы: 14-летней девушке, участвовавшей в погроме теплой остановки, грозит уголовное преследование
- «Сияющий камень» — якутская легенда в балете
- Проведена актуализация предприятий, не заключивших договор с региональным оператором
Все комментарии
А почему в Ваши планы не входит реализация проекта "Старый город 2 Якутск деревянный"?
Да красиво врет
Приходящий и уходящий мэр говорил эти слова.
Из Москвы деньги заколотить прилетел и улетит обратно с вагоном денег...
Злые вы, комментаторы.. Надо верить человеку и вместе с ним воодушевиться! и верить, что все будет хорошо.
Добавить комментарий