bookmark
12:25 21.11.2023 3

Якутянка о работе в такси: "С каждым днем все труднее брать заказы, давит ощущение работы «вне правового поля»

Всю поездку пассажирка брызгала ядом, что я «барыга, которая ошалела от собственной наглости требовать такие деньжищи», а на прощание так хлопнула дверью, что чуть не отлетела резинка

Жительница Якутска Лариса Ноева рассказала на популярном портале "Дром" о том, как она зарабатывала частным извозом, а также о том, как работается в новых реалиях "правового поля". Напомним, с 1 сентября таксистами могут работать только несудимые, они должны иметь статус самозанятых, иметь соответствующие разрешения, а также специально оформленный под такси полис ОСАГО.

С разрешения автора мы публикуем ее рассказ-исследование с некоторыми сокращениями:

"После февраля 2022 года осталась без работы, наш новостной сайт закрылся. Хваталась за все подряд — писала статьи на заказ, строила заборы, с подругами пытались влиться в сферу туризма, прошла курсы портного — и все мимо.

Можно сказать, в сферу такси пришла в момент полного опустошения. Как морального, так и финансового. Конечно, в первое время было немного стыдно, в душе сложно преодолеть свою гордыню «человека с высшим образованием». Но ко всему привыкаешь, и пассажиры такие же люди, как и ты. Плюс заказы на писанину есть не всегда, и сама не все берешь, а желающие уехать из одной точки в другую — постоянно в наличии. Дело только в цене…

Иногда по этому поводу бывают неадекватные реакции. Один раз вместо суммы 150 рублей предложила довезти за 200, мне было почти по пути. Потенциальный пассажир ответила согласием, а потом всю поездку брызгала ядом, что я «барыга, которая ошалела от собственной наглости требовать такие деньжищи», а на прощание так хлопнула дверью, что чуть не отлетела резинка. Наверное, будь я мужиком, высадила бы ее в самом начале, но я не хотела нагнетать ситуацию, плюс она была в три раза больше, чем я.

Признаюсь, что мне не хватило сил стать профессиональным «бомбилой». Чтобы зарабатывать на продукты, ипотеку, коммуналку и прочие расходы, нужно иметь железные нервы, жесткую дисциплину, умение быстро брать заказы и, главное, быть физически выносливым. Я провалилась по всем пунктам. После двух часов за рулем нещадно начинает ныть спина, начинаешь ненавидеть людей, пробки и себя. Так ничего не заработаешь. Хотя в последнее время часто вижу женщин-таксистов, но думаю, что эта тяжелая работа все же больше подходит для мужчин.

В итоге нашла золотую середину — таксовать на лайте, чисто по пути куда-то и обратно, перестала специально выезжать на извоз. Зарабатываемые 7000–8000 рублей в неделю, конечно, с учетом комиссии агрегатору, все равно легко покрывали мои расходы на бензин и еще оставалось на продукты.

Тем более мне было удобно, ведь я пришла в «таксичную» среду, когда уже были введены одноразовые комиссии — выполнил заказ, с него же оплатил процент. Раньше за всю смену надо было сразу оплачивать энную сумму. Помню, таксисты бастовали, когда систему поменяли. Да, профессиональным водителям это было невыгодно, но, думаю, в разы прибавилось таких, как я, берущих заказы от случая к случаю. Да и пассажирам легче.

Жизнь начала налаживаться, дискомфорта больше не чувствовала. Утром отвезла ребенка в школу, по пути на работу захватила заказ. Днем поехала по делам, открыла приложение, нашла пассажира. Ездить все равно надо, а я однозначно отбила расходы на бензин.

Был случай, зимой взяла заказ из каких-то гаражных лабиринтов, мимо которых проезжала. Навигатор не смог показать точное расположение пассажира. Он так орал в трубку, что у меня началась паника: металась среди одноликих «ракушек», как ежик в тумане. Когда он ввалился, весь в инее, в салон машины, морально приготовилась к оскорблениям, но он сказал: «Вообще никто не брал заказ, думал, что живьем замерзну. Спасибо, что нашла». С непрофессиональных таксистов тоже есть толк.

Почему-то курьезы случаются в самые морозы. Мне надо было пассажира найти на улице. Тот был без телефона, заказали с другого, и он не стал дожидаться в теплом помещении и пошел ко мне навстречу. Учитывая сильный мороз и густой туман, это было рискованное решение. Мы чудом нашли друг друга, мужчина был в подпитии, но оставить его на морозе я уже не могла. По дороге рассказал всю свою жизнь с младенческих лет, каким-то образом уболтал занять ему 500 рублей, чтобы по дороге заскочить в магазин за водкой, на светофоре успела посмотреть его линии жизни на ладони, доехали до адреса, и потом он сказал, что деньги у него дома, и растворился в своем подъезде.

Сидела на парковке и грызла себя, что я последний лох — с одного конца города привезти сюда, да еще лишиться 500 рублей, ну какой из меня таксист? Прождала десять минут, собралась уже уезжать. И вдруг выпорхнул мой счастливый пассажир, размахивая сотовым телефоном и крича радостно: «Денег не нашел, едем продавать в ломбард телефон!». Чаевых оставил больше, чем стоимость всей поездки. Пассажиры бывают разными.

В общем, бывает смешно и не очень, зато всегда есть что рассказать. У меня многие знакомые подрабатывают в такси — врачи, учителя, редакторы. В группе с подругами иногда в шутку перебрасываемся скринами поездок. Это не основная работа, но, как писала выше, хорошее подспорье. Точнее, было…

Как же мы раньше хорошо жили…

У нас в Якутске, как везде, есть и «Яшка», и «Макс», но больше всех раскручен Drivee, где пассажир и водитель могут торговаться за цену поездки. Первый у нас совсем не прижился, а со вторым в основном юридические лица заключают договоры на развоз сотрудников.

Теперь понимаешь, насколько была комфортной наша жизнь совсем недавно. Зашел в приложение, потыкал в экран, выбрал машину, сел и поехал. Конечно, у любого агрегатора были случаи, когда водитель по какой-либо причине ездил по левому профилю, но это был такой пустяк… Цены по центру города варьировались в районе 150–200 рублей. Всплески негодования пассажиров приходились на новогодние праздники, ливневые штормы, дни ненастья, но это стандартные моменты жизни.

А с 1 сентября все стало намного хуже. Конечно, это случилось не только из-за нового закона. Осенью резко прибавилось количество пассажиров — кому в детский садик, кому в школу, вернулись студенты. Жизнь после летней знойной ваты закипела по-новому. Но вот все вышеуказанные факторы привели к дефициту таксистов и резкому росту цены поездки.

Сколько стоит легализоваться? Дорого!

В июле у нас бензин подорожал на пять рублей. Сейчас заправляюсь АИ-95 по 62,70 рубля за литр. Владельцы автозаправочных станций утверждают, что рост цен на топливо еще только начался.

Никто не знал, что будет 1 сентября, когда должен был начать работать закон о такси. Разъяснялось, что от таксистов требуется: самозанятость/ИП, опознавательные знаки (либо «шашечки» на крыше, либо обклейка), наличие ОСАГО для такси, для разрешения на перевозку нужна справка об отсутствии судимости. С самозанятостью проблем нет, ее легко оформить через банковское приложение, налог будет 4% от доходов физических лиц. А вот со всем остальным — непонятно.

Посмотрела в объявлениях продажу «шашечек для такси» — стоят от 500 до 1000 рублей. Но если честно, еще ни одну машину с шашками на крыше не видела. Максимум — обклейка. Ее агрегаторы наносят бесплатно, надо только записаться.

В августе реестр такси в Якутии не работал. Через Госуслуги запись была закрыта, в справочной МФЦ тоже говорили, что нужно подождать. Тем временем на сайте якутского министерства транспорта последнее обновление датируется 28 августа.

В Якутии с 2015 года было выдано 8085 разрешений. Для сравнения, в Иркутской области — 21 351. Я не поленилась и посчитала, сколько было выдано у нас в 2023 году — 391! Скорее всего, выдачу разрешений приостановили в связи с новым законом о такси. Как вам цифры? По статистике, в Якутии проживает более миллиона жителей.

Чтобы подать заявку в реестр такси, самозанятому или ИП-таксисту нужно в любой аккредитованной организации платно оформить УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) — стоимость 2000–2500 рублей. И просто так ее не закачать. Надо отдельно покупать электронный носитель, сертифицированный ФСБ и ФСТЭК — тоже в районе 2000 рублей.

Разрешение на легковое такси не получить без ОСАГО для такси. Сначала по привычке начала писать агентам, через которых только в июле оформляла обычную страховку. Она, кстати, мне обошлась около 6000 рублей на 1,5-литровый Рактис 2013 года. В «Росгосстрахе» девушка-оператор сообщила, что на ОСАГО-такси прием только по записи, в ближайшие две недели все забито. Кое-как списалась еще с одним агентом. Цена страховки — почти 17 000 рублей.

В интернет-сервисах расчет без «неограниченного ОСАГО» в районе 11 000–12 000 рублей, но почему-то больше верится агенту, что при реальном оформлении так и выйдет. Такси — это повышенная эксплуатация автомобиля, но из этой схемы полностью выпали подобные мне «недотаксисты». То есть ОСАГО я должна оформить как профессиональный таксист.

Справку об отсутствии судимости можно бесплатно заказать и через МФЦ, и через Госуслуги. Срок оказания услуги — 30 дней. Сижу, жду. Лично мне этот пункт тоже не совсем понятен. Освободившимся из тюрем и так нелегко найти работу, человек же может исправиться, а тут как будто везде закрывают входы-выходы.

Итого, чтобы мне легализоваться, нужно больше 20 000 рублей. Думаю, такая же примерно сумма будет у каждого желающего немного подработать извозом. И для профессионального «бомбилы», который ради «чистого» заработка в 5000-6000 рублей ежедневно гробит свою машину и здоровье, это тоже ощутимая сумма.

В Якутске такси не роскошь, а необходимость

В Якутске плохо развит общественный транспорт. В крае вечной мерзлоты нет метро и троллейбусов. В минус 50 градусов есть только два способа передвижения — такси и автобусы. Со вторыми у нас проблема. Они редко ходят, точно не через каждые 10 минут. Часто происходят стычки между пассажирами и водителями. Первые за долгое время ожидания закипают злостью и срываются на вторых, которые добросовестно занимаются своей работой. Они не виноваты, что перед ними образовался большой интервал. В Якутске недавно водитель автобуса после оскорблений в свой адрес отказался дальше везти пассажиров. Я его понимаю.

Не знаю, как в других городах, но у нас уже часто можно увидеть голосующих на обочине, а возле моей обклеенной машины периодически встречаю жаждущих куда-нибудь уехать. Доходит до смешного. Приехала домой, припарковалась, пошла к багажнику и тут же вижу на переднем пассажирском сиденье парня. Хотела выгнать, но потом по цене договорились, все-таки сосед, и я вместо законного отдыха еще немного потаксовала.

Кроме того, в мессенджерах массово создаются группы типа «Независимые водители», «Такси для всех», где потенциальные пассажиры пишут адреса и часто возмущаются тем, что в группе водители не берут заказы. С одной стороны, тут не будешь платить комиссию и налоги государству, а с другой — опасно, пассажира вообще не знаешь: ни профиля, ни оценки. У агрегатора какая-никакая служба поддержки, а тут «кот в мешке».

Таксисты уйдут в тень

1 сентября думала, ездить по приложению или нет? Но потом решила еще немного поездить на свой страх и риск. И конечно, в тот же день меня остановили сотрудники ГИБДД. Я была уверена, что это из-за разрешения, и с места в карьер начала бурно объяснять, что реестр пока не работает, что на ОСАГО большая очередь, и вообще шашка на кузове тоже считается опознавательным знаком. Но оказалось, что меня остановили из-за непристегнутого ремня и выписали штраф. Больше пока не тормозили, никому мой таксистский статус неинтересен.

Мне кажется, что ни один человек, который имеет какое-либо отношение к сфере такси, не высказывался бы за принятие нового закона. Агрегаторы с годами наладили удобную систему, оплачивая налоги в государственную казну. Водители зарабатывали, отстегивая комиссию. Все было чисто и прозрачно. Запчасти и бензин дорожают, а легализация тоже стоит немалых денег. Конечно, часть таксистов останутся и постепенно узаконятся. И, наверное, будут зарабатывать больше — стоимость поездок еще вырастет. А кто-то просто уйдет в тень.

С каждым днем все труднее брать заказы, давит ощущение работы «вне правового поля». По жизни я стараюсь все юридически правильно оформлять. Жду бесплатную справку об отсутствии судимости, но в будущем сомневаюсь, что смогу оторвать от себя 17 000 на ОСАГО-такси и 4000 на электронную подпись. В последние дни открываю приложение, глазею на заказы и снова закрываю. За неделю в моей копилке — 350 рублей. В мессенджерах тоже сижу, но в роли молчаливого наблюдателя. Что будет дальше, неизвестно, теплится надежда, что внесут изменения хотя бы в части оплаты ОСАГО. Что касается самозанятости и электронной подписи, то теоретически это то, что может понадобиться и в других жизненных ситуациях, а не только в такси.

На днях прочитала новость на Дроме, что Генпрокуратура РФ поручила надзорным органам в регионах проверить соблюдение нового закона о такси. Началось… С другой стороны, такси в городе в последние дни как будто прибавилось — может, выжидали реакцию властей и, не дождавшись каких-то репрессий по отношению к нелегалам, решили продолжить извоз «по -старому».

Лариса НОЕВА
Посмотреть комментарии Наш канал в Telegram

Все комментарии

Лили
11:45 23.11.23

Замечательная журналистка. Всегда интересно было читать ее статьи. Очень жалко, что не работает по профессии

5
Гость
08:07 24.11.23

Правильный закон, машины приезжали грязные, раздолбаные и иногда едешь и думаешь вообще за рулём кто? Укатит после в ближнее зарубежье и не найти и спроса нет. Так что все правильно, а самое лучшее было это городское такси. В старые времена щетчик и машина проверена и водителя если что найти могли. Да наши рукой водители в общественных автобусах бардак не могут устранить. Так что закон нормальный не свистит.

1
Алексей
20:15 03.12.23

Ню-ню кто считает правильный закон, наверное хорошо получает... Потому что со всех сторон это удорожание 2-3 раза за поездку или расходы со стороны водителей. Почему водителей, ОСАГО, чёрная метка на авто, утилизационный сбор 1млн на цены авто сильно повлияют, ну дефицит тех кто захочет этим заниматься

0

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют