bookmark
10:13 23.05.2015

Гоголь: мистика или миф (Окончание)

Окончание.

РИГ SAKHAPRESS.RU Страх Страшного Суда больше не преследовал страдальца, ведь он сделал все по Божьему велению – и жил, и творил, и умирал с молитвой…

И он так верил всегда в своего небесного покровителя Николая Чудотворца!

Эксгумация могилы Гоголя

21 февраля в восемь часов утра Гоголь умер. Говорят, что накануне вечером, очнувшись от глубокого забытья, Николай Васильевич воскликнул: «Лестницу, поскорей давайте лестницу!». Это были его последние слова, значение которых невозможно сейчас и предположить. Скорее всего, начиналась агония, и Гоголь в бреду требовал какую-то непонятную лестницу. А главное, куда он собирался по ней взбираться…

Гоголь был похоронен на территории Свято-Даниловского монастыря. Существует легенда, что сначала Гоголь был похоронен за оградой Данилова монастыря, где хоронили самоубийц. Но, возможно, это географическая неточность, так как кладбище разрасталось, и ограду переносили для расширения территории. Но это укладывается в версию о том, что могилу Гоголя вскрывали дважды. Существует предание, что когда прах Гоголя перенесли с заоградной части на территорию кладбища, знаменитый коллекционер-миллионер А. Бахрушин подговорил монахов вскрыть могилу и вытащить из гроба череп Гоголя. Кстати, в Москве до сих пор существует этот музей, и в нем действительно хранятся два человеческих черепа, неизвестно кому принадлежащих. Вообще, мифы и легенды окутывали имя Николая Васильевича и после смерти, наверно, даже в большей степени, чем при жизни. Потому как история делает свое дело, а люди всегда были склонны мистифицировать и дополнять догадками те факты, которые не могли объяснить рационально.

В 1931 году Данилов монастырь решено было передать государству как детприемник для беспризорников, а останки известных личностей, покоящихся на этом кладбище, перезахоронить на Новодевичьем кладбище. Попала в их число и могила Н. В. Гоголя. Эксгумация происходила в присутствии около 20-30 человек, среди которых были два патологоанатома, член Союза писателей Владимир Лидин, писатели Александр Малышкин, Юрий Олеша, сотрудник государственного музея Мария Барановская. Могила оказалась очень глубокой, копали долго, потом не могли найти вход в могильный склеп, в общем, гроб вскрывали уже в сумерках. Возможно, именно этим объясняются некоторые «странности», происходившие после снятия верхней гробовой доски.

Во-первых, акт об эксгумации могилы Гоголя был составлен совершенно нелепым образом: там значились только состав эксгумационной комиссии и дата. Ни свидетельств патологоанатома, ни того, что было увидено другими при эксгумации, не было. А ведь слухи рождает именно отсутствие информации. Здесь как раз и сыграл этот фактор.

Впоследствии Барановская, например, показала, что когда сняли крышку гроба Гоголя, его руки были вытянуты вдоль тела, чего не должно было быть при укладывании трупа в гроб. Та же Барановская через какое-то время сообщила, что ошиблась с руками, что не увидела в гробу головы писателя. Об этом же вопиющем факте свидетельствовал и археолог А. П. Смирнов, тоже присутствовавший при эксгумации. Видимо, это «свидетельство» и положило начало слуху об исчезновении головы Гоголя. В. Лидин написал, что голова Гоголя была повернута набок. А вот эта деталь кажется мне наиболее правдоподобной, потому что этому находится более или менее приемлемое объяснение. Дело в том, что со временем верхняя крышка гроба, испытывая сильное давление земли, начинает проседать, тем самым деформирую самую «выдающуюся» часть тела человека - голову. Этому факту есть свидетельства людей, присутствие которых при эксгумации обязательно. Так что, вполне возможно это и произошло с гробом Гоголя. А его завещание и боязнь летаргического сна сделали остальное. И если перечислять и далее все нелепые «доказательства» того, что великого писателя похоронили заживо, мы все больше будем удивляться и негодовать. Например, патологоанатом С. Соловьев позже заявит, что трупа не было вовсе! То есть мы видим, что единства заключений при эксгумации Гоголя не было. Либо они вообще не видели труп, либо тело было без головы, либо «наблюдалось» изменение расположения конечностей. На мой взгляд, распространение такого рода слухов было попыткой привлечь к себе внимание, хоть ненадолго любым способом побыть в тени славы гения русской литературы! Вот такой пиар. Литературное наследие В. Лидина невелико и, конечно, не так значительно, как творчество Гоголя, и его имя дошло до нас только потому, что он присутствовал при перезахоронении гениального писателя. При этом он пишет, что на Гоголе был надет сюртук, который хорошо сохранился, и через остатки которого виднелось белье(!). Как за семьдесят лет может сохраниться тряпка?!

И еще одна нелепость. Нелепость, но довольно стойко бытующая как ужасающая подробность постпохоронного периода «жизни» писателя. Якобы когда открыли гроб, внутренняя обивка была расцарапана, и тело Гоголя было в скрюченном состоянии. А как можно скрючиться в гробу?! Там даже коленки не подымешь. А для того чтобы вытянуть руки вдоль тела, надо расправить плечи. Естественно, в гробу такое сделать невозможно. Да и потом, опять же, обивка-то не могла сохраниться… Ну, и еще одно заключение, сделанное уже в наше время. Всем известно, что с Николая Васильевича делали посмертную маску, но не все знают технологию этого процесса. Сначала лицо нужно залить горячим воском, а потом только, после того, как воск застынет, использовать гипсовую смесь. Даже глубоко спящий организм должен отреагировать на расплавленную массу, растекающуюся по лицу, которая закупоривает дыхательные пути… Так что летаргический сон великого писателя тоже очередной миф…

Николай Васильевич в реальной жизни столько страдал! Страдал от своего гения, от религиозного неравновесия, от отчуждения, от отсутствия полноценной и всепрощающей любви, в конце концов страдал от того, что не выполнил своей творческой миссии, не смог в полной мере стать пророком, потому что не справился с гениальностью, посланной ему Создателем… Вся его жизнь была наполнена борьбой, и в большей степени борьбой с самим собой. А это чаще всего неравный бой… Так почему же и после смерти его не оставят его в покое? Почему бы людям уже не дать ему успокоения, выстраданного и заслуженного?! Вот это мне непонятно.

Ходили слухи, что половина останков Гоголя была разобрана на сувениры (!). Якобы сам Лидин оторвал кусок сюртука, в котором был похоронен Гоголь, чтобы подвязать им томик «Мертвых душ», а Малышкин чуть ли не выдрал целое ребро. Печально…

Посмертная мистика. Наследие

После перезахоронения с могилы Гоголя перенесли памятник, созданный архитектором Андреевым в 1909 году к столетию рождения писателя. Его перенесли на Никитский бульвар, где Гоголь жил перед смертью. Убрали также и огромный камень, напоминающий Голгофу, который был изначально возложен на место захоронения вместо каких-либо скульптур и мраморных плит, как и хотел писатель. В 1959 году Гоголю был поставлен другой памятник с помпезной надписью «От советского правительства», камень, привезенный из Иерусалима друзьями Николая Васильевича, исчез. Говорят, что при открытии «советского» памятника Гоголю никак не могли скинуть завесу, укутывавшую его с головы до ног. Словно сам Николай Васильевич был возмущен нарушением своей посмертной воли… А еще говорят, что после расхищения могилы писателя всем «коллекционерам» Гоголь приходил во сне с требованием вернуть все на место. Испуганные пропагандисты «культурного» наследия великого классика собрали все унесенное и закопали рядом с новой могилой писателя.

И последнее, что хотелось бы сказать. Замечательный русский писатель М. Булгаков на протяжении всей своей жизни говорил, что Гоголь его любимый писатель, он считал, что на становление его как писателя творчество Николая Васильевича повлияло в большей степени, чем что-либо другое. Если мы посмотрим на Воланда, то заметим, что здесь прослеживаются следы гоголевского Чичикова – в дьявольском образе булгаковского героя заметны черты Чичикова – аллегорического дьявола, искушающего и добивающегося результата действием на самые слабые стороны человека. Много образных и ситуативных вариаций связано в романе-мифе М. Булгакова с «Мертвыми душами». Да и с обстоятельствами жизни и смерти великого Гоголя тоже. Наверное, в каком-то из параллельных миров Гоголь и Булгаков столкнулись, и Гоголь стал не просто литературным учителем Булгакова, так как переплетенными оказалось не только их творчество, но и их посмертная судьба.

После смерти М. Булгакова в 1940 году его жена Елена Андреевна не могла решить, какой памятник поставить мужу. Совершенно случайно в одной из ритуальных мастерских Новодевичьего кладбища она обнаружила большой камень, очень напоминающий Голгофу, на которой казнили Иешуа из романа «Мастер и Маргарита». Он показался жене писателя олицетворением жизненного и творческого пути Михаила Афанасьевича, полного страданий, горечи, непонимания и непризнания. Решено было, что лучшего увековечивания памяти непокоренного режиму писателя не найти. Каково же было удивление, когда выяснилось, что это именно тот исчезнувший с могилы Гоголя камень! Рука провидения соединила двух великих русских писателей, Гоголя и Булгакова, после смерти через много десятков лет… Наверное, не случайно.

И что странно. И В. Лидин, и А. Малышкин, участвовавшие в расхищении могилы писателя, мирно покоятся на Новодевичьем кладбище рядом с Николаем Васильевичем, как будто под его неусыпным оком… История всегда все ставит на свои места. Осмысление событий давно ушедших лет, замечу, беспристрастное осмысление, помогает нам избавиться от стереотипов, отмести ненужные домыслы, отбросив неважное и наносное, в конце концов увидеть зерно здравого смысла, так необходимого нам всем.

Постскриптум

Икона Николы Чудотворца действительно совершила чудо. Чудесным было появление на этой земле человека, вся жизнь которого была наполнена духовным, высшим смыслом. Возможно, смыслом еще нами не постигнутым… Просто перечитайте хотя бы одну повесть, и вы наполните новым звучанием эти неповторимые гоголевские образы, которые до сих пор не утратили своей притягательности и многозначности. Перечитайте «Тараса Бульбу», и вы поймете, что хотел сказать гениальный мыслитель, а еще поймете, о чем он хотел промолчать… Александр Калягин, исполнитель роли Чичикова в одноименном фильме, сказал, что чем больше он размышляет над сущностью своего героя, тем в большей он растерянности от масштаба задуманного, тем больше погружается в состояние восторженности и тревоги одновременно. А откуда и почему тревога? Обоснованно, наверно…

Юрий АКСАМЕНТОВ

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют