bookmark
14:28 23.08.2018

Каким быть новому образованию Якутии?

SAKHAPRESS.RU 22 августа в Якутске состоялась панельная дискуссия «Новое образование Якутии». Тон обсуждению задач качественно нового образования был задан руководителем республики Айсеном Николаевым на встрече с участниками августовского совещания.

Отметим, что традиционное мероприятие на этот раз проходит в необычном формате – в течение нескольких дней на разных площадках вырабатываются подходы к реализации стратегических задач в сфере образования, поставленные в новом майском указе президента страны. В работе площадок принимают участие не только педагоги, но и деятели науки, культуры, представители бизнеса, органов федеральной, республиканской и муниципальной власти, родительского сообщества.

Нацпроект практически сверстан

Об этом сообщил статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ Павел Зенькович. Среди наиболее амбициозных задач – вхождение страны в десятку стран по качеству общего образования. В целом, нацпроект будет реализовываться, исходя из трех приоритетов: укрепление материально-технической базы, совершенствование содержания образования, профессиональный рост педагогов.

«Необходимо выделить задачу по созданию новых мест в школах. Сегодня есть ряд субъектов, где пока остаётся третья смена. Мы также должны уходить от аварийных школ. В этом направлении руководством Якутии самостоятельно и с нашей помощью ведется четкая линия и проблемы решаются», - отметил он.

Говоря об отдельных направлениях нацпроекта, Павел Зенькович также сообщил, что для развития движения «Молодые профессионалы» планируется открыть 100 центров по всей стране и порядка пяти тысяч лабораторий. За счет этого движением будет охвачено более полутора миллиона учащихся среднего профессионального образования. Такая база необходима для того, чтобы ребята сразу после окончания учебы активно включались в экономическое развитие страны.

Аспекты цифровизации и требования новой экономики

Павел Зенькович отдельно остановился на теме развития цифровой среды, которая красной линией проходила в выступлении руководителя республики Айсена Николаева.

Задачей проекта по цифровой среде является в первую очередь обеспечение равного доступа к знаниям вне зависимости от местонахождения ребенка и педагога. Национальный проект «Образование», реализующийся с 2012 года, позволил значительно повысить уровень цифровизации, но сделать предстоит еще очень много. «В Якутии речь, прежде всего, идет об инфраструктуре связи и ее качестве. В этом отношении будем вместе с республикой отрабатывать вопросы с Минкомсвязи России», - отметил представитель федерального министерства.

Руководитель IT-школы Алексей Илларионов подчеркнул важность эмоций в образовательном процессе: «Я наверняка выскажу сейчас наивное мнение, но наряду с материально-технической базой мы порой упускаем важный компонент – эмоции. Ведь именно на интересе ребенка построено все обучение». В IT-школе каждый урок планируется с учетом этого компонента. На поддержке интереса ребенка идет и дальнейшее самообучение. По мнению Алексея Илларионова, наряду с владением цифровыми инструментами, детей с раннего возраста необходимо учить быстро, находить и использовать информацию, фильтровать ее, уметь критически мыслить и анализировать.

Отвечая на вопрос о самых востребованных профессиях будущего и направлениях подготовки, которые необходимо вводить в высшей школе, и.о. председателя правительства Якутии Владимир Солодов высказал мнение: «Мы точно можем сказать, какие профессии будут автоматизированы, но из 10 востребованных сегодня профессий 8 вообще не существовали пять лет назад. Поэтому ориентироваться системе образования надо в первую очередь на развитие навыков и, прежде всего, навыка учиться, который станет «стержнем», на который будут нанизываться компетенции. Мое личное мнение, что само понятие профессии в будущем исчезнет. Будет некий кластер компетенций, который постоянно совершенствуется и наращивается».

Участники дискуссии также обсудили необходимость «скоординированной политики воспитания» в прочной связке «семья и школа». В целом, объединение усилий и ресурсов общества, бизнеса, науки и власти жизненно необходимо для решения амбициозных задач нацпроекта. «Мое мнение – многое будет получаться. В республике есть эффективная команда в плане управления образованием не только основным, но и дополнительным», - высказал позицию Павел Зенькович.

Итоги и перспективы

Владимир Солодов подчеркнул, что с начала реализации нацпроекта «Образование» в 2012 году удалось добиться обеспечения достойной зарплаты в отрасли. Уровень зарплаты по общему образованию за эти годы увеличен в два раза, по дополнительному образованию – более чем в три раза, по высшему – более чем в пять раз. Выполняется и условие по укреплению материально-технической базы – в этом году в Якутии планируется сдать порядка 12 школ. Он выразил благодарность первому президенту Якутии Михаилу Николаеву: «Стратегические подходы к образованию, развитию человека, его творческого потенциала, заложенные Вами, являются для нас приоритетными. Развитие образования – это одна из главных целей и первая строка в бюджете».

Первый президент Якутии, развивая тезис Айсена Николаева о высокой цене нежелания выходить из зоны комфорта, обратил внимание участников дискуссии на необходимость критического анализа итогов развития системы образования республики. Передача вопросов образования на муниципальный уровень, по убеждению Михаила Николаева, является ошибкой, и сегодня назрел вопрос о пересмотре этого решения.

И.о. зампреда правительства Якутии Ольга Балабкина также подчеркнула, что анализ нужно проводить с самых основ: «Я бы хотела отметить, что в своем выступлении Айсен Николаев сказал, что форматы управления отраслью могут быть самыми разными. Главное, чтобы в каждом населённом пункте нашей республики вокруг учреждений образования создавалось широкое поле для развития детей. Поэтому сегодня нам необходимо определиться, как мы видим себя в системе образования. Мы должны совместно решать, какие форматы управления нужны для наших очень разных школ».

В ходе дискуссии были обсуждены проблемы зарегулированности системы образования, роль руководителя образовательного учреждения, усиление профориентационной работы, содержательное наполнение и контроль качества мероприятий по повышению квалификации педагогов.

Все предложения от граждан, общественных объединений, учреждений образования, педагогического сообщества, озвученные в ходе состоявшейся дискуссии и последующей работы августовского совещания, будут учтены при подготовке указа по дальнейшему развитию системы образования республики. Документ должен быть подписан Главой республики в конце сентября.

Пресс-служба Главы РС(Я) и Правительства РС(Я)

Пресс-служба Главы РС(Я) и Правительства РС(Я)
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют