Окончание. Начало смотрите тут
SAKHAPRESS Заходим в первый магазин. Нас встречает продавщица. Происходит такой разговор:
— Здравствуйте! Мы ищем одного человека. Поможете? Он глухонемой и живет в лесу... На удивление, мы сразу получаем ответ.
— Да, знаем. Заходит (продавщица кивает).
— Когда в последний раз видели?
— Совсем недавно. На прошлой неделе заходил.
— Вы знаете, как его можно найти?
— Да я только знаю, что он где-то на 16-м километре живет, вроде дом себе построил (указывает в сторону Вилюйского тракта. — Ю. Б.).
Попрощавшись, направляемся во второй магазин. Надеемся, там что-нибудь да вызнаем. Может, ктонибудь на тропку укажет...
— День добрый! Мы из газеты, ищем человека. Он глухонемой и живет в лесу.
— Приходит. Продукты закупает. Говорить он не может, так что общаемся с ним жестами. Я ему показываю — если надо, он кивает, если нет — мотает головой.
— Как он выглядит?
— Высокий, худой. Улыбается всегда, доброжелательный. Суетливый, скажу.
— Давно его видите?
— Уже второй год пошел, наверное.
— А что покупает?
— Крупы преимущественно.
— А знаете, где он живет?
В этот момент в магазин заходят покупатели. Замолкаем, пока Светлана, именно так зовут продавщицу, громко не заявляет одному из мужчин, стоящих в очереди: «Слушай, ты же на Вилюйском тракте живешь?». Тот кивает. «Вот это журналисты приехали. Твоего соседа, похоже, ищут. Он сейчас на 16-м километре живет, переехал куда-то туда, немой. Ты расскажешь, может? Путь покажешь?». «ВСЁ ХОРОШО!» Мужчина не против. Нас моментально приглашают сесть в машину. Через пару минут мы уже двигаемся на внедорожнике, радушный хозяин которого соглашается отвезти нас. Он представляется Владимировичем. «Вы увязнете и продрогнете, пока идти будете. Можете даже заблудиться. Так что я вас довезу. А там как дело пойдет...». Проходит порядка двадцати минут, пока мы едем по весеннему бездорожью. Дорога нетронутая, покрытая снегом. Нехоженая совсем.
— Вы к нему в гости, значит?
— Да. Написать о нем хотим.
— Ой, ну вы молодцы! (Смеется). Он ведь живет далеко от дач, на отшибе. Добраться до него непросто.
— Как давно он там живет?
— Просто знаю, что он там обитает. Но мы близко не знакомы. Он пешком до Магана добирается, чтобы закупить продукты, и обратно. Это он сейчас поближе на зиму перебрался к кому-то.
— Как его охарактеризуете?
— Смирный, спокойный. Никому не мешает.
Так, за беседой мы подъезжаем к дачным участкам, которые немногочисленной кучкой стоят друг за другом. В одном из них мы и находим лешего. Тот, завидев непрошеных гостей, выбегает и ошалело смотрит на нас. По рассказам мы ожидали увидеть человека со взлохмаченными волосами и одетого в тряпки. Но нет: перед нами стоит высокий голубоглазый мужчина в поношенном свитере, с шапочкой. На вид можно дать лет 35–40. Нас явно приняли за случайных людей, которые заблудились, потому что он с экспрессией машет в сторону Магана, выводя нас со двора. Узнав Владимировича, он догадывается, что мы пришли в гости именно к нему. Теперь он внимательно смотрит на наши жесты, пытаясь понять, чего же от него хотят. Сначала мы пытаемся с ним говорить.
«Леший» машет руками около ушей, объясняя, что не слышит. Тогда пробуем общаться через блокнот. От протянутой ручки с листом он отмахивается. На жестовый язык реакция такая же. Глухонемой только пожимает плечами. Пытаемся объясниться пальцами, но тоже не получается.
Он с удовольствием позирует нам для фотографии. Из скудного «общения» понимаем, что его наняли охранять окрестные дома. Живет он там же — в крошечном домишке на участке. Указываем на аккуратный домик, мол, покажи хоть, как живешь. Открывает дверь и показывает свою нехитрую обитель, оборудованную железной печкой.
Его любимый «ответ» — палец вверх. За всю короткую беседу, которая заняла не более десяти минут, он использует этот жест раз двадцать. Широко улыбается и указывает на все участки, показывая, что у него все хорошо.
В конце он лично провожает нас до машины. Выглядит совершенно как нормальный человек. На прощание крепко жмем ему руку. «Леший» только улыбается в ответ.
*** Как его зовут и как попал сюда? Как получилось, что он не обучен ни грамоте, ни жестам? Как выживает без денег, без пенсии, подрабатывая за еду у дачников и маганских жителей? Человека мы нашли, но вопросы остались.
Юлия БОЧКАРЕВА.
Владимир ПОПОВ.