bookmark
12:28 07.06.2013

Занавес сезона в Саха театре: Сергей Потапов поставил самое кровожадное сочинение Шекспира

РИГ SAKHAPRESS.RU Саха театр сегодня и в последующие два выходных дня предлагает вниманию зрителей заключительную премьеру сезона – новую работу режиссера Сергея Потапова. Спектакль обозначен на афише одним коротким и понятным всем сахаязычным жителям республики словом – «Тиит». На деле же оказывается, что к лиственнице, так переводится «тиит» с якутского, спектакль никакого отношения не имеет, а действие происходит в Древнем Риме. Шекспир и Потапов «Тит Андроник» («Titus Andronicus») – таково полное название трагедии Уильяма Шекспира, которую исследователи творчества классика драматургии считают самым ранним его произведением и самым кровожадным сочинением автора. Они даже подсчитали, что в течение всего действа происходит четырнадцать убийств, а в общей сложности здесь тридцать четыре трупа, три отрубленные руки и один отрезанный язык! Но Потапов не был бы Потаповым, если бы не внес в этот «этюд в багровых тонах» толику своего специфического юмора и магической абсурдности, которая так нравится поклонникам его творчества. Все те же исследователи считают эту трагедию Шекспира весьма примитивной по сравнению с его поздними работами, но при этом обязательно подчеркивают, что в нем уже заложены характеры практически всех персонажей, которых автор выделит «крупным планом» впоследствии. Потапов, объясняя, почему он обратился именно к этой пьесе, говорит, что она привлекла его идеей, которая актуальна и в наши дни. «Это пример того, как люди в угоду придуманным ими же самими Богам и другим фетишам, приносят в жертву самое драгоценное, что есть на этой земле – жизнь людей, – утверждает Сергей. – Это пример того, как зло порождает зло, а люди отказываются понимать и принимать другую точку зрения. Разве это потеряло актуальность в наши дни?!» Это уже второе обращение режиссера к Шекспиру. Напомним, что ранее Сергей Потапов поставил на сцене Саха театра «Сон в летнюю ночь». «Хлеба и зрелищ», или Почерк мастеров По словам режиссера, это его первая за последние четыре года постановка, на которую театр как-то финансово потратился, поскольку это в полной мере костюмированный спектакль, и все действующие лица одеты в одежду, соответствующую эпохе, а не взяты напрокат из идущих параллельно или ранее состоявшихся других представлений. Замечу, что художник по костюмам Сардаана Федотова, несомненно, работала с особым удовольствием над древнеримскими одеяниями, поскольку они в определенной мере тоже для нее вызов как профессионалу своего дела. Отдельного упоминания требует сценография, которая, как всегда, выполнена Михаилом Егоровым. Оригинальная сцена-трансформер – это, можно сказать, почти что уже запатентованный почерк мастера, который все последние годы в определенной мере предопределяет визуальную эстетику нашего прославленного коллектива, делая его узнаваемой во всем театральном мире. Мне очень понравилось решение со скамейками по бокам сцены, на которые усаживаются актеры, не задействованные в этот момент в спектакле. И это рождает удивительную иллюзию того, что сценическая площадка окружена со всех сторон зрителями – как арена гладиаторского боя в Древнем Риме! Помните, знаменитое «хлеба и зрелищ»?! Иннокентий Луковцев – от Шута до знатного римлянина На одной из очередных репетиций спектакля, где режиссер как полководец – прямо Sergus Potapikus! – руководил действом с микрофоном из глубины зрительного зала, мне сразу бросилось в глаза, что в нем задействовано большое количество актеров. Надо сказать, что это несомненный плюс для всей труппы Саха театра, которых ранее Сергей Станиславович изобилием ролей в отдельно взятых своих постановках не баловал. Впрочем, это продиктовано самой пьесой, в которой около двадцати основных действующих лиц, не считая родственников главного героя – знатного римлянина Тита, сенаторов, трибунов, военачальников, воинов и слуг. В роли Тита играет Иннокентий Луковцев, ставший знаменитым чуть ли не в одночасье после роли Шута в другой трагедии Шекспира «Король Лир», поставленной Андреем Борисовым в 1998 году. Напомним, что за эту роль совсем молодой тогда якутский артист наряду с нашим прославленным режиссером удостоился Государственной премии РФ. Обнаженный на репетиции по пояс артист демонстрировал похвальную прекрасную физическую форму, в чем зрители смогут сами убедиться во время премьеры. Хотя Потапов заметил, что Кешу, возможно, в окончательном варианте он оденет во что-то... Во время репетиции мне довелось увидеть лишь отдельные отрывки, но они, особенно сцена с участием двух звезд Саха театра, двух Иннокентиев – Луковцева и Дакаярова, были бесподобны. Целостную же картину всего действа я надеюсь увидеть сегодня. *  *  * Ну, коли мы уже затронули тему наград, то не лишним будет сказать, что во время нашего разговора Сергей Потапов обмолвился, что, мол, он этот спектакль ставит с «претензией на фестивальность». И это отнюдь не выглядело каким-то бахвальством или фразой, сказанной ради красного словца, поскольку ему однажды уже покорилась самая престижная российская театральная премия. «Золотую маску» он получил в 2005 году с «Макбетом» французского драматурга румынского происхождения Эжена Ионеско. Мне кажется, творчество одного из основоположников эстетического течения абсурдизма и признанного классика театрального авангарда XX века Потапову очень близка и он тогда не испытал особого сопротивления драматургического материала. И уже сегодня мы посмотрим, удастся ли режиссеру преодолеть сопротивление самой кровавой трагедия другого классика – Уильяма нашего Шекспира. Занавес открывается… Алексей АМБРОСЬЕВ – Сиэн МУНДУ. «Вести Якутии».
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют