bookmark
10:32 28.12.2014

Радуга над обителью

РИГ SAKHAPRESS.RUПриступая к этой статье, меня просто поразила новость, услышанная от прихожан, уже давно ходящих в церковь, и с ней я хочу поделиться с нашими читателями: "В день открытия Покровского женского монастыря перед Божественной Литургией на небе появилась радуга. От нее исходил такой яркий и необыкновенный свет, что все вокруг играло и переливалось в лучах".

Радуга есть знамение Божие в память о завете с Ноем, где Господь по благости Своей обещал не наводить потопа на землю за грехи людей (Быт. 9:13). Радуга над обителью есть знак Божий для нас, указывающий нам, что место, где расположен женский монастырь, - Свято! Здесь земля Святая - место молитвы о спасении грешного человечества.

Женская обитель была открыта в 1996 году на территории деревянного Никольского храма по улице Ушакова. Позднее храм был переименован в честь Покрова Богородицы.

Территория, где расположился монастырь, поистине уникальна. В годы безбожной власти большинство храмов было закрыто и разрушено, верующие преследовались и всячески притеснялись. Но, несмотря на это, они тайно собирались на квартирах, молились, и число их возрастало. У общины возникла потребность в молитвенном доме. Верующие обратились к правительству и получили разрешение на участок вдали от центра города, в частном секторе в болотистой местности. Участок был небольшого размера, с несколькими строениями. Лучшее здание приспособили под молитвенный дом, а меньшее - под жилье для священника. Удобств не было никаких. Весной молитвенный дом затоплялся водой и приходил в негодность. В это время приходилось делать на улице помост и совершать службы. С приездом в Якутск в 1974 году игумена Григория Цвинтарного жизнь общины изменилась. Молитвенник, умный, деятельный, любящий людей, преданный делу Божьему, настоятель смог сплотить вокруг себя паству и совершить невозможное для того времени - построить новый храм в честь Святителя Николая, первый в Якутии за годы советской власти. В 1981 году храм был освящен епископом Иркутским Мефодием (Немцовым). Строительство храма и начало полной духовной жизни общины стало поистине мощной основой для восстановления Якутской епархии.

Архимандрит Григорий Цвинтарный: За строительство храма он был удостоен сана архимандрита.

Ко времени открытия Покровского женского монастыря был восстановлен каменный Никольский храм, ставший кафедральным собором. В Якутске стало два храма в честь Святителя Николая. Было принято решение деревянный храм женского монастыря переименовать в Покровский. Возможно, монастырь получил свое название в память о первом Покровском женском монастыре, располагавшемся в г. Покровске до революции.

Территория монастыря по улице Ушакова, когда-то удаленная от людей, затерявшаяся среди болот и неприглядная на вид, сегодня поражает преображением: новые корпуса, колокольня, блистающий куполами храм, прекрасная подъездная дорога. Меняется и благоустраивается женская обитель, но неизменна, как отмечают прихожане, теплая, домашняя обстановка в храме.

О том, как живет Покровский монастырь, нам рассказала его насельница монахиня Ольга (Соломахо).

Первые насельницы

Чем монах отличается от мирянина? Монах исповедует свою веру явным образом: жизнью, одеждой и т. д. и дает при постриге обеты нестяжания, целомудрия и послушания. Может быть, внешне его поведение изменилось мало, но Бог смотрит на его сердце и видит преображение, которое другому человеку может быть и не видно. Не бывает монастыря без монахов.

Человек идет в монастырь, чтобы исцелить своего внутреннего человека, эгоистичного, своевольного и страстного, и умолить Господа очистить шелуху, которой оброс скрытый в каждом из нас образ Божий.

Первые монахи на якутской земле появились в 1632 году вместе с казачеством. Еще один монастырь, женский, существовал до революции в Покровске — в обители жили три монахини. В 1920-е годы Спасский монастырь был уничтожен, монахи разбрелись по республике. Но в 1993 году в Якутск приехал владыка Герман, а с ним монахиня Архелая, и огонек монашества возродился. Сначала вокруг монахини Архелаи образовалась община, а уже внутри этой общины стали появляться первые послушницы. Сначала они жили дома и приходили в храм на послушания, учились церковной жизни и молитве. Но постепенно в них формировалось решение идти за Христом без оглядки, и женщины оставались жить при храме.

Поначалу жизнь в общине была очень тяжелой - келий не было, насельницы ночевали в храме на лавочках. Будущие монахини различались и характером, и воспитанием, и образованием, и специальностью. В монастыре они должны были научиться выполнять послушания - то дело, которое им поручит настоятельница или архиерей: готовить тем, кто строит и ремонтирует храм, шить облачение на престол и одежду для священнослужителей, поддерживать порядок и чистоту в храме, украшать территорию.

Людям, приходящим в монастырь на богослужение, зачастую не видно, какими силами поддерживается эта красота и чистота. Не видно им и внутреннее духовное делание тех, кто пришел в эту обитель спасаться. А ведь женский подвиг считается более высоким, чем мужской, потому что женская сущность более немощна и подвержена искушениям.

Возникновение в таких суровых условиях Покровского женского монастыря - несомненная заслуга бывшей монахини, а ныне игуменьи Архелаи. Она приобрела богатый опыт монашеской жизни в Свято-Троицком Сергиевом монастыре в Риге и Александровском монастыре во Владимирской епархии, и именно через нее Господь приводил людей в общину и на помощь общине. Да и сейчас в поисках монашества в Покровский монастырь приходят женщины. Неизбежны трудности: чьи-то представления о монашестве не соответствуют реальности — и они начинают воспитывать и поучать доступную и смиренную матушку Архелаю; кто-то не может привыкнуть к монастырскому ритму — такие вскоре сами изгоняют себя из обители, не выдержав и нескольких недель. Более терпеливым удается на долгие годы остаться в монастыре. Те монахини, которые устояли в трудных условиях – зимних морозов, а порой и недостатка в еде или одежде - имеют дерзновение молиться о своих ближних вместе с другими сестрами. И Бог слышит их усердную молитву.

Игуменья Архелая

В молодости матушка Архелая познакомилась с монахинями из закрытых после революции монастырей и под их влиянием укреплялась в вере.

Особенно много монахинь спасались в древнем и богатом святынями городе Муроме. Там жила и будущая матушка Архелая. Под влиянием сестер матушка Архелая в возрасте 25 лет ушла в Рижский монастырь - одну из немногих открытых на территории Советского Союза обителей. Здесь она несла множество различных послушаний, постигала азы духовной жизни.

Когда в России стало возрождаться монашество, матушка получила благословение переехать в большой в монастырь в городе Александрове Владимирской области. В обители с советских времен располагался музей, но постепенно власти начали возвращать Церкви некоторые здания. В Александрове матушка Архелая несла послушание благочинной. А когда в 1993 году владыку Германа определили в Якутию, монахиню Архелаю командировали вместе с ним в помощь. В Якутию она приехала в 1994 году. Промыслом Божиим командировка поменяла всю ее жизнь - матушка осталась здесь и стала тем светильником, который освещает дорогу ищущим монашеской жизни, и магнитом, который притянул к себе многих будущих насельниц Покровского монастыря.

Миссионерское служение насельниц

Храм Покровской обители - первая церковь в Якутске после периода безбожия. Ее первые насельницы несли факел веры и делали все возможное для того, чтобы в Якутии возродилось православие.

В настоящее время в Покровском монастыре проживает двенадцать насельниц: игуменья Архелая, монахиня Феодосия, монахиня Пелагея, монахиня Феофания, монахиня Анастасия, монахиня Фекла, монахиня Ольга, монахиня Елена, монахиня Нина, инокиня Александра, инокиня Евгения, инокиня Кассия, трудница Светлана. Матушки несут миссионерские труды — помогают священникам на приходах, преподают в воскресных школах, занимаются подготовкой к крещению.

Сейчас в нашей республике затеплились огонечки женского монашества и при других храмах: в Покровске трудится монахиня Олимпиада, в поселке Чульман возле Нерюнгри — монахиня Варвара. Вокруг них тоже образовываются общины.

Покров Богородицы над монастырем

Сейчас в обители два храма — домовая церковь в честь святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны и главный храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Я считаю, что Сама Матерь Божия взяла на поруки монахинь и тружениц нашей обители. Ведь считается, что игуменья каждого женского монастыря – Богородица, к тому же праздник Покрова особенно почитается в России. Да и вообще — как бы в наших суровых условиях мог выжить монастырь без Покрова Матери Божией?

Главное дело монахини — внутреннее делание, непрестанная молитва. Кроме того, монашествующие молятся за весь род человеческий, всех крещеных и некрещеных. Ведь часто человек вспоминает, что ему нужна Церковь, только тогда, когда смерть заглянула ему в глаза или когда у него умирает близкий человек. Сама скорбь говорит, что надо предпринять что-нибудь. И вчера еще нецерковный человек обращается за помощью и утешением. Кто как не обычные монахини придет читать Псалтирь пять часов подряд у покойника, чтобы помочь людям, которых посетило горе?

Господь наш исцеляет всех, призывающих Его. Лечит Он и пришедших к Нему сестер, очищает их от всего плохого. Болтливый становится молчаливым, гневливый учится незлобию, гордый учится смирять свою волю перед игуменьей и другими сестрами...

Послушание насельниц

Трудовой день у насельниц Покровского монастыря начинается рано. В шесть утра сестры собираются в храм на молитвенное правило. Два часа они молятся перед тем, как едут на назначенные матушкой послушания. Чтобы обрести любовь, молчание и добродетель послушания, монахиням тоже нужна молитвенная поддержка.

Сестры пекут просфоры на все храмы Якутска, а это требует и мастерства, и молитвы: тесто для просфоры должно быть особенно качественным, потому что это жертва Богу! На монахинях лежат многие хозяйственные работы, они занимаются организацией праздников в храме, украшают территорию обители на радость детям и взрослым... На мероприятия, проводимые Якутской епархией, приезжают гости из улусов и других епархий, и размещают их часто в гостевом корпусе монастыря, что тоже является заботой матушек.

В Евангелии часто люди, которые научились жить по воле Божией, сравниваются с драгоценными камнями. Возможно, и наши матушка и сестры сподобятся угодить Господу и стать такими драгоценностями.

Юрий АКСАМЕНТОВ.

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют