bookmark
09:58 23.04.2015

Ветераны из Якутии отдыхают на Рублёвке

РИГ SAKHAPRESS.RU В канун 70-летия Великой Победы в подмосковном санатории «Бэс Чагда» Республики Саха набираются сил и здоровья пожилые люди из далёкой Якутии – дети войны, чья молодость выпала на тяжёлые годы Великой Отечественной.

Как проходит отдых этих уважаемых гостей, довольны ли они бытовыми условиями и медицинским обслуживанием в санатории, не скучно ли им в шести тысячах километрах от дома? Побеседовать на эти темы с ветеранами из самого большого региона нашей страны мы отправились в одно из престижных мест Рублёвки – на Николину Гору, где расположена якутская здравница «Бэс Чагда».

…Когда мы уже оказались в уютном корпусе санатория, окружённого сосновым лесом, видимо, сама благоприятная обстановка расположила наших пожилых собеседников не только к разговору о впечатлениях от отдыха, но – в первую очередь – к воспоминаниям о своём детстве, выпавшем на трудную военную пору.

Но – обо всём по порядку…

Для ветеранов предоставлены особо комфортные условия

…В холле санатория в то утро было очень оживлённо. Только что из «Домодедова» на автобусе приехала новая группа якутских отдыхающих. Несмотря на дальнюю дорогу – как-никак за ночь пролетели больше половины страны – ветераны выглядели бодрыми, улыбались. Администратор у стойки раздавала им ключи, а сотрудники отдела размещения помогали разносить их вещи по номерам, по пути показывая, где в корпусе находится столовая, где – медицинский блок, где – библиотека, актовый зал…

– Вот, сами видите, – очередная группа ветеранов, – рассказывает генеральный директор санатория Григорий Николаевич Полушкин, собираясь на встречу с вновь приехавшими отдыхающими. – В этом юбилейном году мы планируем принять у себя в «Бэс Чагде» на отдых и лечение около двухсот ветеранов из Якутии и Подмосковья. С января у нас уже отдохнули более 70 этих заслуженных людей.

Солидного возраста – от 76 до 90 лет – они, конечно же, заслуживают особого внимания. Мы стараемся предоставлять им максимально комфортные условия для проживания. Специально для них подготовили культурную программу на тему Победы. Их ждёт у нас персональное медицинское обслуживание…

– Все ветераны в нашем санатории получают курс индивидуальной реабилитации, – продолжает разговор главный врач «Бэс Чагды» Чагыл Адюмович Рафаилов. – С учётом возраста и выявленных заболеваний мы подбираем для каждого из них соответствующую терапию.

Конечно, понимаем, что для этих пожилых людей важно не только качественное медицинское обслуживание, но и обходительность в обращении, оказание персонального внимания. Лишь в комплексе все эти факторы смогут обеспечить положительный эффект от пребывания ветеранов в нашем санатории.

Как уже говорил Григорий Николаевич, мы разработали для них, ветеранов, специальную тематическую культурную программу. В неё, в частности, входит посещение Красной площади, Могилы неизвестного солдата, Поклонной Горы, памятника Георгию Жукову. Предусмотрено возложение венков к монументу павших в соседнем селе Успенское. А те ветераны, которые будут отдыхать у нас в мае, кончено же, примут участие в праздничных митингах, посетят концерты, посвящённые Великой Победе.

«Отдохнули очень хорошо. Здесь всё для нашего удобства!»

…Расставшись с руководством санатория, мы отправились в актовый зал – на встречу с ветеранами, которые уже около двух недель отдыхали в «Бэс Чагде», а сейчас уже собираются домой.

– Нам здесь очень понравилось, – делится впечатлениями Матрёна Ивановна Феофанова, бывшая заведующая детским садом из Чурапчинского улуса. – Я в санатории уже второй раз, впервые была в 2012 году. А эту поездку мне подарили земляки – в честь моего 80-летнего юбилея.

Отдохнула хорошо. Везде ездили, много повидали. Особенно запомнилась поездка в храм Матроны Московской. Конечно, много впечатлений от Красной площади, Кремля. Санаторий за нами, ветеранами, бесплатно закрепил специальную машину – так что было очень удобно. Любовались вечерней Москвой, подъезжали к самому большому храму столицы – Христа Спасителя. Конечно, походили по магазинам, купили домой подарки…

О лечении хочется сказать отдельно. Меня закрепили за врачом-физиотерапевтом Валерием Иннокентиевичем Кузьминым, который – вот ведь в жизни как бывает! – в своё время работал у нас в Чурапче. Мне было очень приятно: врач – земляк, всё, что мне нужно, он знает.

И Валерий Иннокентьевич, и другие врачи, весь медицинский персонал – относились к нам с особым вниманием, обходительно. Нас без спешки выслушивали, все жалобы на здоровье при назначении лечения, процедур – учитывали. И – никаких очередей: принимали сразу же, ждать не приходилось. Спасибо им всем большое!

86-летний охотник Алексей Семёнович Ноговицын – земляк М.И.Феофановой – полностью согласен с её оценкой отдыха в «Бэс Чагде».

– Я и в этом санатории, и в самой Москве – в первый раз. Раньше нигде кроме Якутска не был: всё лес да лес… Так что – впечатления огромные. По Красной площади прошёлся, Кремль, Мавзолей своими глазами увидел, большие памятники. А какие в Москве огромные строят дома, какие широкие улицы! И машины! Сколько их там – не пересчитать…

В санатории чувствовал себя как дома. За нами ухаживали, помогали нам, всё объясняли. И врач-то, Валерий Иннокентьевич, оказался наш, чурапчинский – как родной!

Успел купить домой подарки: семья у меня немаленькая – четверо детей, внуков – больше десяти!

…Среди наших собеседников оказался ещё один профессиональный охотник – Лука Лукич Андросов, житель Усть-Алданского улуса. Ему 80 лет, охотой занимается с 1958 года.

– Вернусь домой – на уток пойду, – не сдерживая улыбки, любимое ведь дело, раскрывает планы Лука Лукич. – Охотиться продолжаю. Этой зимой поймал около четырёхсот ондатр. Шкуры в городе сдал. И рыбалку, конечно, не бросаю…

Поездить мне удалось немало. В колхозе меня уважали, давали путёвки. В 1972 году отдыхал в Сочи, в 1980 – во Владивостоке. А недавно побывал в Китае – понравилось. Но здесь, в Подмосковье, для меня всё гораздо ближе и роднее: ведь это Россия, да и сам санаторий-то – наш, якутский!

– Я тоже и в Москве, и в других городах бывал не раз, – продолжает разговор 81-летний Яков Афанасьевич Васильев, ветеран-спортсмен из Сунтарского района, известный в республике тренер по боксу и вольной борьбе. – Часто останавливался в гостиницах, пансионатах. Так что мне есть с чем сравнить «Бэс Чагду». Санаторий оцениваю на «отлично»: здесь обходительный персонал, опытные врачи, хорошо кормят…

– Действительно, кухня хорошая, – подхватывает Иннокентий Степанович Гоголев, бывший строитель из Усть-Алданского улуса. – Здесь, около Москвы, – так далеко от дома – регулярно угощают нашими национальными блюдами: саламатом, рыбой; постоянно дают кумыс… Есть чем заняться и в свободное от экскурсий и медицинских процедур время. Я, например, много играл в бильярд; кто-то сражался в шахматы, шашки. Здесь хорошая библиотека – в том числе и с нашими, на якутском, книгами, газетами и журналами.

Его землячка Татьяна Васильевна Готовцева, 80-летняя жительница деревни Танда Усть-Алданского улуса, много десятилетий проработавшая в колхозе дояркой, довольна тем, что смогла купить подарки для всей семьи. А у неё четверо детей, 21 внук и уже шестеро правнуков.

– Благодарю хозяев. Они нас встречали в аэропорту, бесплатно – как ветеранов – доставили в санаторий. А потом много возили по Москве. Всё там посмотрела: и Красную площадь, и Кремль, и новые районы, и магазины… А в санатории успела подкрепить здоровье – спасибо врачам! Хорошо здесь, в «Бэс Чагде»! Но уже хочется домой, по детям и внукам соскучилась!

«От нас на фронт ушли 143 человека, а вернулся живым только один»

…Татьяна Васильевна говорит, что её путёвку в санаторий полностью оплатила республика – как подарок ветерану тыла. И незаметно наш разговор от впечатлений от отдыха в «Бэс Чагде» переходит на тему войны.

– Хоть от нас фронт был далеко, горя от войны мы испытали сполна, – вспоминает доярка. – Конечно, самое страшное – смерть папы: он красноармейцем погиб под Ленинградом. Мама осталась одна, – ей пришлось самостоятельно поднимать нас, пятерых детей. Но она справилась. Например, брат у меня выучился, стал геологом, работал в алмазной промышленности – в Мирном, в Удачном…

Всего из нашего места на войну ушли 143 человека, а в деревню с фронта вернулся лишь один. Все остальные погибли… Нам, детям, приходилось много помогать старшим. С шести лет я с мамой, например, доила коров. Но мы успевали и учиться. Я окончила 4 класса, а потом пошла в колхоз дояркой, трудилась наравне со взрослыми. Так с коровами и проработала всю жизнь, до пенсии…

Из наших собеседников самым старшим оказался А.С.Ноговицын: ему в 1941-м было 12 лет.

– Помню себя ещё шестилетним, – улыбается Алексей Семёнович. – Осталось в памяти, как бабушка – она по старому обычаю курила трубку, – посылала меня её прикуривать. Так я и пристрастился с детства к табаку…

Когда началась война, нас в семье было пятеро детей. Но пережил её лишь я один, – лицо охотника суровеет, – все остальные умерли: много болели, мёрзли, голодали…

Как многие дети, я тогда работал, помогал по дому. С 12 лет стал охотиться. Получал в колхозе план по пушнине – как взрослый. Промышлял белку, зайца, соболя, лису. За моим выполнением плана следили строго, несмотря на возраст. Говорили – добывая пушнину, ты помогаешь фронту, а там сейчас очень трудно. Так что – старайся!

И стал я охотником на всю жизнь. Охочусь и сейчас, на девятом десятке. Зрение всё ещё хорошее, глаз – острый. Но вот ноги стали подводить. Меня от Чурапчи километров на тридцать подвозят на машине в лес, а там уж я сам промышляю – со своим, с 1956 года ружьём, – «ИЖем» двенадцатого калибра. Стреляю глухарей, рябчиков… А три года назад из карабина лося завалил – взял лицензию, всё как положено…

– Я тоже в войну работал в колхозе, – делится воспоминания Я.А.Васильев. – Родители у меня умерли в 1936-м, так что воспитывал меня дед – Кирилл Тимофеевич Васильев. Мы с ним снопы собирали, для колхоза сено заготавливали. Помогал ему – как мог. Но потом – мальчишкой был! – сбежал от деда. Скитался до 1943-го, попал в детский дом, там учился.

Многим позже получил профессию учителя физкультуры. Больше полувека тренировал ребят в Усть-Алданском и Сунтарском районах. Обучал их боксу, вольной борьбе. Объездил с ребятами почти весь СССР – был в Москве, Ленинграде, Иванове; на Кавказе, в Белоруссии… Среди моих воспитанников больше десяти мастеров спорта. В последнее время обучаю молодежь якутским национальным видам спорта. Получил звание заслуженного работника физической культуры Республики Саха (Якутия). Стараюсь вести активный образ жизни, помогаю воспитывать внуков – их у меня восемь…

– И у меня военные годы связаны с работой в колхозе, – подключается к разговору Л.Л.Андросов. – В 1941-м мне было шесть лет – что с меня взять?! Но – помню, каждый день помогал маме, она у меня дояркой была. Ухаживал за телятами, пригонял коров, подносил вёдра с молоком. Ещё делал дымокур – чтобы отгонять комаров и мошек от коров. Запомнилось, что часто зимой во время дойки держал зажжённую лучину. Фонарей тогда в колхозе почти не было, а об электричестве и говорить не приходилось. Так и освещал коровье вымя и ведро, куда мама сдаивала молоко. А доить приходилось каждой доярке по 20 коров. Летом помогал на сенокосе, осенью – на уборочной. Все мальчишки-девчонки у нас тогда так работали…

«Из десяти детей к концу войны в живых осталась лишь я одна»

– А из нашего Чурапчинского района, – рассказывает М.И.Феофанова, – многих земляков в войну переселили в северные улусы Якутии – заниматься ловом рыбы для снабжения фронта продовольствием. Наши люди выполняли поставленный план, но условия жизни переселенцев были чрезвычайно тяжёлые. Многие из них там погибли – от холода, голода и болезней. А вся эта история получила название Чурапчинской трагедии.

Но нашу семью, к счастью, на север не переселили. Мама болела туберкулёзом, не работала, поэтому, наверное, нас и оставили. Однако и дома жизнь была очень сложной. Тогда у нас произошла засуха, наступил голод. Из десяти детей – моих братьев и сестёр – к концу войны осталась в живых только я одна.

Мы, дети, как могли, помогали взрослым. Летом, например, собирали на полях колосья, оставшиеся после жатвы. Занимались поливом овощей, которые у нас выращивал один кореец. Заготавливали дрова – для школы, для многодетных семей, в которых отцы уши на фронт, для стариков…

Конечно, было очень голодно – я это хорошо помню. Хлеба выдавали по 200 грамм детям и по 400 – взрослым. Такая норма была. Ловили рыбу. А мясного почти ничего не ели. Готовили кашу. Собирали лекарственные травы и добавляли в еду. Но – выстояли!

– А я помню День Победы! – завершает нашу беседу И.С.Гоголев. – Мне тогда десять лет было. Думаю, это не 9 мая, а попозже на день случилось – пока до нашего дальнего наслега эта весть-то дошла! Сидим мы на уроке, вдруг дверь открывается, и кто-то, наверное, директор входит и говорит: «Ребята, война закончилась. Мы победили!»

Какая уж тут учёба?! Все вскочили, начали кричать, обнимать друг друга, поздравлять. Потом выбежали на улицу. Там собралось много народу. Все радостные, улыбаются. Красный флаг повесили. Устроили митинг. А затем начался праздник – люди танцевали, пели, смеялись. И – плакали. Не зря же говорят: День Победы – это праздник со слезами на глазах! Сколько горя всем пришлось пережить! Только в нашей семье двое близких родственников с фронта не вернулись: один погиб, другой пропал без вести – оба под Ленинградом.

А каково было в тылу! Что уж говорить о взрослых, если на нас, детей, столько трудностей легло. Как могли, мы помогали фронту. Приближали победу на колхозных полях, на фермах… Собирали и отсылали солдатам продукты, посылки с подарками и тёплыми вещами.

И все вместе выстояли – несмотря ни на что. И добились Великой Победы!

Жаль только, что из фронтовиков уже почти никого живых не осталось. Да и нас, детей войны, становится всё меньше. Так что наша задача – сохранить память о тех тяжёлых днях. И спасибо вам, если напишите о наших воспоминаниях. Пусть дети и внуки знают, как мы все вместе приближали Победу!

…Когда мы уезжали из санатория, уже вечерело. Наши собеседники, попрощавшись, отправились по своим номерам – собирать вещи, готовиться к завтрашней дороге домой. Там, в далёкой Якутии, их уже ждали дети, внуки и правнуки – ради мирной счастливой жизни которых ветераны прошли испытания войной, выдержали тяготы голодного детства.

Олег КРАСНОВ,

Фото Юрия ГОЛИКОВА

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют