bookmark
11:54 22.08.2011

Малая авиация под запретом: На чем будем летать?

Авиаторы Дальнего Востока встревожены планами федерального правительства запретить полеты самолетов Ан-24 и вертолетов Ми-8. Речь об этом зашла сразу после аварии аналогичного лайнера в Сибири, когда погибли 7 человек. И вот назначен «судный день» для «рабочих лошадок» малой авиации: 1 января 2012 года. После этой даты самолеты Ан-24 и вертолеты Ми-8, не прошедшие переоснащение, будут объявлены вне закона и должны быть выведены из эксплуатации. Что же это за переоснащение? Федеральные авиационные правила предписывают до конца года оснастить самолеты Ан-24 двумя системами: предупреждения сближения с землей и сближения воздушных судов над эшелоном. Стоимость модернизации одного борта – 10 миллионов рублей. Перевозчики готовы понести затраты, но конструкторское бюро пока размышляет над проектами. Так, из КБ Антонова в адрес авиакомпании «Якутия» пришел ответ, что одна система уже готова, но срок поставки агрегатов – от 1 до 5 месяцев, так что к сроку можно и не поспеть. Со второй системой вообще беда – ее техническая документация пока еще находится в стадии разработки. Получается, как ни крути – самолеты придется загонять в ангары. А ведь до большинства отдаленных уголков Якутии добраться можно только по воздуху… Вообще, весть о том, что с 1 января 2012 года в России могут запретить эксплуатацию «аннушек», поставила авиаторов Якутии в тупик. В огромной республике, где насчитывается 35 аэродромов, эти самолеты выполняют большую часть рейсов. К тому же, как оказалось, менять Ан-24 попросту не на что: предлагаемый аналог – Ан-140 – не подходит для грунтовых взлетно-посадочных полос Якутии, а других моделей нет. Искать за рубежом тоже бессмысленно (пробовали): в мире гражданские пассажирские суда практически не используются при таких экстремально низких температурах, как в северной республике. К приему дорогих зарубежных аналогов малой авиации местные земляные аэропорты просто не готовы – практически все взлетно-посадочные полосы грунтовые и ни в какие международные стандарты не укладываются. Да и денег на покупку новых самолетов нет. В той же авиакомпании «Якутия» есть программа обновления парка воздушных судов. Сначала планировали купить 15 самолетов Ан-140 – как раз на замену Ан-24. Но в процессе эксплуатации выяснилось, что на грунтовых дорожках двигатели быстро забиваются пылью и песком. Поэтому пришлось идти по пути переоснащения имеющихся машин: из десятка собственных Ан-24 один спишут, девять других оборудуют согласно федеральным авиационным правилам. А вот что делать с арендованными воздушными судами, авиаторы не знают – арендодатели не готовы вкладывать деньги в старые машины. Впрочем, специалисты со стажем не торопятся называть Ан-24 устаревшими самолетами. Говорят, что лучше пока не придумали. Эту машину даже прозвали 4WD – по аналогии с автомобилями – за то, что сесть и взлететь они могут практически везде. Если разбирать ситуацию с малой авиацией на примере Якутии (а она весьма и весьма схожа с обстановкой в других дальневосточных регионах), то картина вырисовывается примерно следующая: действующий самолетный парк в республике на 55 процентов составляют остатки флота, сформированного в 1955-1990 годы. Средний возраст воздушных судов приближается к 20 годам. Самый пожилой Ан-24 в Якутии за 39 лет эксплуатации налетал 40 тысяч часов. Несколько лучше обстоят дела в Хабаровском крае, но и здесь не остались в стороне от нововведений. Авиакомпаний, выполняющих перевозки по внутренним линиям, две: «Хабаровские авиалинии», базирующаяся в Николаевске-на-Амуре, и «Восток» - в Хабаровске. Первый перевозчик, осуществляющий полеты из Николаевска-на-Амуре и Охотска в Хабаровск, а также по северным районам Дальнего Востока, насчитывает в своем парке три Ан-24, которые достались в аренду в наследство от обанкротившийся «Дальавиа», и три собственных вертолета Ми-8. Авиаторам с Нижнего Амура теперь также предстоит решать нелегкую задачу: как подогнать свой парк под новые федеральные авиационные правила. У «Востока» нет самолетов Ан-24 – используют Ан-28 и Ан-38, но зато есть несколько винтокрылых машин Ми-8, выполняющих рейсы в Аян, Богородское, Новокуровку, Нелькан, село имени Полины Осипенко, Херпучи и Чумикан, которым также требуется переоснащение. Так что не исключено, что авиаперевозчики Хабаровского края присоединятся к своим коллегам из Якутии, Ямала и Красноярского края, которые уже обратились к федеральным властям с просьбой отсрочить переоснащение до 2015 года, но им в этом отказали. Последние авиапроисшествия в Благовещенске и Магаданской области только укрепили мысль о том, что необходимо как можно скорее модернизировать авиапарк, а еще лучше – обновить его. По мнению специалистов, главная причина участившихся аварий в России – это устаревшая авиационная техника. В то же время власти понимают, что самостоятельно мелкие авиакомпании не смогут обновить авиапарк. Один из вариантов решения проблемы предложил полпред президента Виктор Ишаев: «Существующим авиакомпаниям никто не даст большие кредиты на покупку новых современных самолетов, они не смогут арендовать большие ангары, приобрести ремонтную базу. Единственный выход – это создание крупной дальневосточной авиакомпании. Я несколько раз обращался  в Министерство транспорта с предложением создать на Дальнем Востоке филиал одной из крупных российских авиакомпаний, например, «Аэрофлота», но я не увидел заинтересованности в Минтрансе.  Ваши проблемы – вы и решайте у себя, отвечают. Минтранс вроде как поддерживает моё предложение, но ничего не делает. Существующие на Дальнем Востоке авиакомпании объединить не удается – значит, нужно создать  компанию, которая бы обслуживала  как дальние перевозки, так и межрегиональные и внутрирегиональные. Я буду продолжать добиваться решения этого вопроса». Кира АЛЕКСЕЕВА «Комсомольская правда»
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют