bookmark
12:53 26.08.2015

Лидеры образования: «Я – учитель»

Отечество, работа и любовь –

Вот для чего и надобно родиться.

Вот три сосны, в которых – заблудиться

И, отыскавшись, – заблудиться вновь.

Р. Казакова.

– Фамилия?

–Малгаров.

– Кем тебе приходятся Валентина Спиридоновна и Садот Моисеевич Малгаровы?

– Это мои бабушка и дедушка.

В моей жизни подобный диалог часто возникал и возникает до сих пор. Мои бабушка и дедушка всю жизнь посвятили школе, как педагоги-новаторы были известны за районом и далеко за его пределами. На их глазах выросло не одно поколение односельчан, по праву заслужили почет и уважение земляков. Это ко многому обязывает.

Хотя мои родители не являются учителями, с детских лет школа для меня оставалась особенным местом, хотя большого интереса к учительской профессии не замечал. В школе был разносторонним учеником. Было желание развиваться, особенно нравилось делиться знаниями с одноклассниками, друзьями. Имелась страсть к науке, технике, изобретениям и компьютерам, что и послужило толчком к выбору предметного направления.

После окончания школы в силу разносторонности интересов подал документы на поступление в вуз по специальностям журналиста, инженера-радиотехника и учителя физики. В качестве выборных предметов ЕГЭ сдавал русскую литературу и физику. Если по литературе был удовлетворен результатами выпускного экзамена, то по физике – нет. В моей родной школе постоянного учителя физики не было, к экзамену готовился самостоятельно по мере своих сил и возможностей. Настало время выбора. Неудовлетворенность результатами, стремление побороть себя и побудили поставить точку в выборе специальности.

Теперь, спустя 8 лет, совершенно не жалею о сделанном выборе. За годы учебы в университете открыл для себя работу учителя физики с совершенно иной стороны.

Постепенно ко мне приходило осознание, что физика для меня – любимое и увлекательное занятие. Главное в ней – стремление к истине, к познанию. Я все больше убеждался, что это – мой путь. Теперь я могу с полным правом и огромной радостью сказать: я – физик!

Я – физик. Для меня важно исследовать закономерность и гармоничность развития природы. Меня восхищает красота и разумность этого мира. Написав несколько простых уравнений, можно понять, какие процессы происходят, например, в атмосфере Земли или в далеком космосе, получить огромное разнообразие режимов, широкое поле для научной деятельности и множество результатов. Это важно для меня как учителю, ибо я могу привести детей в царство знаний.

Учитель по природе своей профессии – созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – итог профессионального пути педагога. Каждый учитель, воспитывая, должен помнить слова М.Остроградского (1801-1861): «Хорошие учителя создают хороших учеников».

Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку – суть этической культуры учителя. Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества – идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальных особенностей. Ведь чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Учитель направляет, поддерживает, содействует, что в свою очередь вызывает у ребят доверие, рождает взаимопонимание, желание продолжать идти вместе с педагогом дальше в мир чего-то неизведанного.

Свою задачу как учителя физики я вижу в том, чтобы стимулировать на каждом уроке поиск учащимися объяснения загадок природы. Физика – наука экспериментальная. Поэтому мои ученики постигают законы устройства Вселенной через опыты, наблюдения и эксперименты, с удовольствием выполняют домашние эксперименты, лабораторные и практические работы. Необходимо помнить, что каждый ребенок, по сути, – исследователь, и не нужно навязывать ему истины, а просто надо содействовать ему в открытии неизвестного. В преподавании физики я считаю это актуальным.

Мне хочется, чтобы мои ученики видели в физике не сухие законы и формулы, а увидели глазами науки красоту природы, ее гармонию. И потому любую тему, кажущуюся на первый взгляд сухой, трудной, преподношу детям как необходимую, увлекательную и интересную. Например, теория колебаний и волн – лучший инструмент для постижения самой сущности динамических систем, для исследования их глубинных свойств. Качественное решение дифференциальных уравнений как раз и ставит целью изучить наиболее важные свойства, отделив от второстепенных. Понятие фазового пространства позволяет увидеть все траектории системы сразу, ощутить динамику их движений. А преподнести все эти научные познания детям – большое искусство, которому я, обучая детей, учусь сам.

Мое педагогическое кредо – уважать ученика. Как сказал Эмерсон Ралф Уолдо: «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику». Каждый ученик имеет свой взгляд на мир и свое собственное мнение. Считаю, что только тогда, когда общение с детьми становится для учителя интересным, когда хочется искренне радоваться их успехам, когда совместная деятельность приносит удовлетворение и детям и мне, только тогда можно рассчитывать на взаимность, а значит, и на успешность обучения. Современный учитель должен развивать ученика не обучая, а обучать – развивая. Развивать мышление учащихся, формировать умения самостоятельно открывать новые знания, ориентироваться в потоке информации – к этому стремлюсь я на каждом уроке. Ведь учитель – это не просто высокообразованный человек, а прежде всего тот, кто умеет научить учиться, объяснить непонятное, найти ключ к способностям каждого ученика. Также истина в том, чтобы кого-то научить чему-то, надо самому в совершенстве разбираться в вопросе. Мало того, что учителю необходимо в совершенстве знать свой предмет, ему необходимо уметь научить ребенка самостоятельно работать.

В моей жизни были хорошие учителя. Они все разные, с разными подходами к своей работе. Но есть общее, что вызывает у меня уважение к ним, – это справедливость, внимательность, умение научить получать удовольствие от познания. Я уверен, что эти качества моих учителей, ставшие неким ориентиром в моей преподавательской деятельности, помогают мне в осуществлении моих целей – в приучении воспитанников к умственному труду.

Меняется время, меняется общество, меняются ученики. Нам, учителям, приходится меняться чуть быстрее современных детишек. Надо постоянно совершенствоваться, если потребуется, начать все с чистого листа. Порой приходится учиться и у детей, чтобы не отставать от жизни. Да, у детей. Не верю тем педагогам, которые говорят, что у детей нечему поучиться. Порой такие неожиданные идеи предложат ученики на уроке, что сами не сразу осознают их креативности. Очевидно, это тоже некий результат нашей педагогической деятельности. Ради этого и стоит работать еще с большей энергией и желанием. Л.Сенека был прав, когда говорил, что «уча других, мы учимся сами».

Иннокентий МАЛГАРОВ,

учитель физики и информатики МБОУ «Кыллахская СОШ» Олекминского района РС(Я),

абсолютный победитель республиканского конкурса «Лучший учитель – 2015 года»

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют