bookmark
18:39 30.12.2015

Феодосия Габышева: «Республика Саха (Якутия) – территория образовательных возможностей»

- Добрый день, уважаемая Феодосия Васильевна! Спасибо Вам большое, что нашли возможность ответить на интересующие нас вопросы. Уходящий год был объявлен Годом дошкольного образования, и в преддверии нового года нам бы хотелось услышать, какие итоги подводит Министерство образования нашего региона?

- Добрый день! Да, действительно, республика входит в десятку регионов России, особо относящихся к работникам образования, в том числе и к дошкольным воспитателям. По строительству детских садов, заработной плате – одна из лучших не только на Дальнем Востоке, но и в России.

В 2015 году мы подводим итоги большой работы по доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в соответствии с «майскими» указами Президента Российской Федерации В.В. Путина.

В Год предпринимательства только для того, чтобы поддержать негосударственный сектор, разработаны и утверждены первые в России инновационные меры по снижению стоимости родительской платы в частных детских садах, оснащению новых места мебелью и игрушками.

Слаженно отработали исполнительные органы государственной власти, местное самоуправление, строители, родители, предприниматели.

Буквально в эти дни завершаются конкурсы государственно-частного партнёрства по строительству детских садов. Планируется строительство около 20 крупных детских садов в городах Якутск, Вилюйск, Ленск, Покровск, Среднеколымск, в районных центрах Верхневилюйск, Борогонцы, Майя, Саскылах, Черский, Батагай Верхоянского, Ытык-Кюель, Нижний Бестях, Намцы, Сунтары, а также в крупных селах Тополиное Томпонского, Бологур Амгинского, Хатыстыр Алданского и других. Здесь все еще сохраняются переуплотнение групп и высокая степень износа зданий. Сегодня перед нами стоит новая задача – обеспечить дошкольным образованием детей с полутора лет.

В 2015 году мы отметили 95-летие открытия первого детского сада в Якутии, и перед нами стояли задачи расширения образовательных услуг, повышения мастерства воспитателей, инновационной работы. В принципе, эти задачи были нами решены.

По итогам года российские эксперты отметили, что Якутия стала площадкой новых направлений общественного участия в управлении образованием, развития негосударственного сектора, строительству новых детских садов и школ.

- Спасибо, Феодосия Васильевна! Год дошкольного образования имеет свое логическое продолжение в общем и дополнительном образовании, не так ли? Как на Ваш взгляд, наш регион готов к тем изменениям, которые грядут в наступающем году?

- Да, мир меняется на наших глазах, поэтому, вполне естественно, меняются ожидания и требования людей. Одной из главных задач для образования является подготовка специалистов нового типа, которые в самом ближайшем будущем понадобятся в совершенно разных областях экономики и социальной жизни общества, от производства до здравоохранения.

О развитии образования до 2030 года мы говорили на XIII съезде учителей и педагогической общественности. Оно будет предоставлено с учетом индивидуальных запросов детей и родителей. Изменится содержательная цель образования, у педагогов появятся новые функции, у детей - новые возможности. Развитие способностей и талантов детей станет возможным дистанционно, то есть не только в своей школе и у своего учителя.

Нас ожидает бурное развитие электронного образования, об этом на последнем заседании Госсовета по вопросу совершенствования общего образования сказал Президент Российской Федерации В. Путин. Наши учителя видят изменения, которые пришли в школы в связи с информационной революцией — теперь учитель больше не является монополистом в области знаний, и любой школьник может получить знания из огромного многообразия информационных ресурсов. Новая задача учителя — помочь детям найти полезную информацию, которая не навредит и будет способствовать их развитию. Но это, безусловно, не отменяет базовой функции учительской профессии: воспитывать ребенка, формировать образовательные, коммуникативные, ценностные стремления.

- В педагогической печати появился интересный термин, я бы даже сказала понятие, «урок будущего». Что он под собой подразумевает?

- «Урок будущего» - это занятие, которое учит детей жить в том времени, которое сложно предвидеть, но можно спроектировать с учетом всех возможностей, перспектив и, конечно, рисков. Обратите внимание, речь идет не просто о знаниях, но и их умелом, и, я бы добавила, качественном использовании.

Хочу при этом заметить, что «урок будущего» — это не обязательно нечто связанное с использованием современной компьютерной техники, роботов, как многие могут себе представить. Это, прежде всего, новые образовательные технологии. И мы приветствуем талантливые решения в этой сфере, если они способствуют эффективному усвоению детьми школьной программы.

- У нас есть такие школы?

- Безусловно. Фактически мы все, работники образования республики, должны быть нацелены на работу именно в этом векторе развития. Инновационный опыт индивидуализации обучения применяется в СОШ № 19 им. Л. Попугаевой г. Удачный Мирнинского района, Майинской СОШ № 2 им. Охлопкова Ф.Г., Мегино-Кангаласского улуса, СОШ №3 г. Ленска, Мохсоголлохской школе Хангаласского улуса, Нерюнгринской гимназии № 1, Хара-Алданской средней малокомплектной школе Таттинского улуса, Физико-техническом лицее им. В.П. Ларионова г. Якутска. Как обучать индивидуально в рамках нормативного финансирования эти школы уже умеют. В опережающем режиме, на основе передовых научных и практических идей школы республики работают по профессиональному обучению старшеклассников, внедряют различные модели образовательных комплектов. К примеру, Сунтарский политехнический лицей имеет уникальный опыт вовлечения старшеклассников в практическую внеурочную деятельность, нацеленную на приобретение социального опыта и обучение профессиям. Амгинская гимназия известна своими лабораториями и проектами научно-исследовательского характера. Именно эти школы в этом году вошли в список 200 лучших сельских школ России.

Но мы не должны останавливаться, впереди - новые цели. Качество образования – это категория условная, то есть понятие «качество» каждый понимает по-своему, критерии со временем меняются. Если раньше мы больше обращали внимание на предметные отметки, сейчас ориентируемся на удовлетворенность родителей качеством услуги, то в будущем, вероятно, нам потребуются и другие комплексные показатели качества.

- Раз уж мы говорим о будущем, я хотела бы попросить Вас рассказать о Международной Арктической школе и Малой академии наук. Как реализуются данные проекты?

- Международная Арктическая школа - это школа нового типа, которая будет строиться по инициативе Главы Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова. Данная школа призвана содействовать развитию интеллектуального потенциала республики. А её выпускники внесут весомый вклад в повышение благосостояния и конкурентоспособности региона в будущем. Для выполнения задачи, поставленной Главой, мы разрабатываем инновационную образовательную модель, которая будет интегрировать лучший отечественный и международный опыт. Именно такой подход позволит выпускникам Международной Арктической школы успешно поступить и завершить обучение в лучших вузах России и мира. Они будут востребованы на рынке труда, будут активно сотрудничать в социально-экономической и политической сферах, повсеместно внедрять инновации, повышая тем самым авторитет и деловую репутацию республики.

К нам подключаются наши коллеги из Ассоциации школ Международного бакалавриата стран СНГ, наших партнёров из сети Президентских школ Нурсултана Назарбаева Республики Казахстан, российских и международных экспертов образования.

Строительство школы планируется по линии инфраструктурного проекта государственно-частного партнёрства, и вот уже в эти дни будут подведены итоги открытого конкурса и станет известно, кто именно будет ее строить.

Малая Академия наук (МАН) создана путем реорганизации Физико-математического форума «Ленский край». Научную деятельность Малой академии будет обеспечивать Академия наук Республики Саха (Якутия). Все интеллектуально одаренные дети республики будут заниматься в отделениях МАН. Основная работа будет проходить на местах, в районах. Ежегодно будут избираться действующие члены и члены-корреспонденты МАН. Главой республики Е.А. Борисовым предложено поддержать научно-исследовательские проекты, научные экспедиции школьников.

- Феодосия Васильевна, возможна ли в современных условиях интеграция российских и зарубежных образовательных программ?

- В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» заложен принцип получения образования путем дистанционного взаимодействия. То есть отдельные модули образовательной программы ребенок может осваивать не только в других школах республики, но и в других регионах и за рубежом. Кроме того, высокая доля самостоятельности образовательных учреждений позволяет им готовить интегрированные учебные программы с организациями профессионального образования. На последнем заседании Государственного совета как раз говорили о том, что российская школа должна стать одной из лучших в мире. В выполнение этой задачи мы постараемся внести достойную лепту.

-- Какие основные достижения школьников вы можете привести за 2015 год?

Количество «стобалльников» ЕГЭ – 39: 32 - по русскому языку, 1 – по литературе, 5 – по информатике, 1 – по химии. Наибольшее количество «стобалльников» за все годы проведения ЕГЭ в Республиканском лицее-интернате. Но у нас есть и обычные школы, такие как Бедиминская СОШ Мегино-Кангаласского, выпускница которой Неустроева Мария получила 100 баллов по русскому языку, или Магарасская СОШ Горного района. Саяна Семенова из этой сельской школы получила 100 баллов по литературе.

Победителями и призерами регионального (республиканского) этапа стали 246 обучающихся, что составляет 24,9% от общего числа участников (987 участников). Наиболее результативные районы: МР «Нерюнгринский район», МР «Сунтарский улус», ГО «Город Якутск», Республиканский лицей-интернат, МР «Чурапчинский улус», МР «Алданский улус», МР «Амгинский улус», МР «Усть-Алданский улус».

Игорь Сивцев, обучающийся лицея-интерната «Республиканский лицей», Республика Саха (Якутия) – серебряная медаль двенадцатой международной естественнонаучной олимпиады школьников для участников не старше 15 лет (г. Дэгу, Республика Корея).

Марат Николаев, параспортсмен, многократный чемпион республик по гонкам на инвалидной коляске.

Клим Николаев из Кутаны Алданского улуса, автор и создатель мультфильма по эпосу эвенкийского народа, стал победителем всероссийского конкурса. Его вклад еще более ценен тем, что он вдохнул новую жизнь в традиционное наследие народа. В этом году очень много мероприятий проведено в связи со 100-летием эвенкийского сказителя Н. Трофимова. В связи с этим хочу отметить коллективы школ Алданского, Нерюнгринского, Олекминского, Усть-Майского районов, которые уделяют внимание возрождению родного эвенкийского языка. Школьники республиканской школы-интерната «Арктика» успешно участвовали в межрегиональной олимпиаде по эвенкийскому языку в Хабаровске.

Лучшими агрошколами стали Абыйская СОШ, Быковская СОШ Булунского улуса и Кентикская СОШ Верхневилюйского улуса. Диринская агрошкола и Майинская агрошкола первыми создали в своих школах бизнес-парки.

В целом, наши школьники участвуют и в творческих, спортивных конкурсах, по всем направлениям они достигают значительных успехов.

В соответствии с задачами, которые ставит перед нами руководство страны, мы будем и в дальнейшем развивать систему кадетского и дополнительного образования детей, инженерное образование, профессиональное обучение старшеклассников. Для этого у нас есть задел, накоплен опыт. Мы будем развивать технопарки, бизнес-парки, межшкольные центры дополнительного образования.

- А среди учителей кто стал героем Года?

- С удовольствием назову список «Героев-2015» в системе общего образования:

Алек Алексеевич Кириллин, педагог дополнительного образования МБДОУ «Детский сад «Кэнчээри» с.Уолба Таттинского улуса – победитель республиканского профессионального конкурса «Воспитатель года РС (Я) – 2015 года», номинация «Оригинальная идея» Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года – 2015»;

Артур Гаврильевич Моисеев, учитель истории и обществознания ГБОУ РС(Я) «Якутская кадетская школа-интернат», абсолютный победитель республиканского конкурса «Учитель года-2014» - участник Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2015»;

Егор Петрович Мухин, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Центр детского научно-технического творчества» Нюрбинского района – золотая медаль Международной выставки изобретений «IIDC 2015» в Гонконге за универсальный токарный станок «ТОНСОГОЙ»;

Сахая Ильинична Прокопьева, индивидуальный предприниматель, создала более 200 дошкольных мест в г. Якутске.

Захарова Лариса Васильевна, Флегонтова Ульяна Михайловна, авторы учебно-методического комплекта «Литературное чтение» на якутском языке для начальной школы, обладатели гран-при Всероссийского конкурса учебников.

Мойтохонова Айталина Михайловна, учитель музыки Кентикской средней школы Верхневилюйского улуса, признана лучшим педагогом дополнительного образования среди российских школ.

Заместитель директора Сылгы-Ытарской средней школы Среднеколымского района Карпова Евдокия Семеновна заняла 1 место на Всероссийском конкурсе с проектом по профессиональному самоопределению старшеклассников.

И таких талантливых педагогов в нашей системе много.

- Феодосия Васильевна, несомненно, 70-летие Великой Победы стало главным посылом в патриотическом воспитании наших детей. Чем отличается в этом плане юбилейный год?

- Мы провели большую системную работу по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Главной целью всех мероприятий является воспитание патриотизма, нравственности и гражданственности у обучающихся, укрепление взаимосвязи между поколениями якутян. Результатом многоплановой работы стало активное участие наших школьников в патриотических акциях, таких как эстафета «Знамя Победы», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», республиканских конкурсах и российских военно-спортивных играх.

- В продолжение темы патриотического воспитания хотела бы спросить, как сегодня в республике развивается кадетское образование?

- У воспитанников Якутской кадетской школы - многочисленные достижения в учебе, в спорте, в научной деятельности, в молодежном военно - патриотическом движении. География участия якутских кадет в различных мероприятиях, соревнованиях, слетах обширна: Хабаровск, Биробиджан, Благовещенск, Казань, Пермь, Владивосток, Москва, Санкт- Петербург. И отовсюду ребята, защищая честь не только родной школы, но и республики, привозят самые положительные отзывы. Это участие в XIII Международном слете юных патриотов «Равнение на Победу!» среди кадетских школ в городе Пермь, Международном фестивале-конкурсе «Салют талантов» в г. Санкт- Петербург. Они - призеры Дальневосточных соревнований по пожарно-прикладному спорту в г. Владивосток, победители республиканских соревнований.

Социальное партнёрство – важная часть работы кадетской школы. В рамках реализации плана мероприятий Концепции развития кадетского образования школа наладила партнерские контакты с правоохранительными и военными структурами республики.

- Феодосия Васильевна, 2016 год посвящается дополнительному образованию. Одна из проблем в нашей республике - это трудности охвата детей дополнительным образованием.

- Мы видим эту проблему, и у нее есть несколько аспектов. Прежде всего, охват детей дополнительным образованием важен как инструмент, позволяющий каждому ребенку развивать свои уникальные способности.

Якутия - один из немногих регионов, где дополнительное образование имеет очень большую долю государственного финансирования. В подавляющем большинстве государств родители платят за любые кружки. А у нас есть специальный раздел бюджета, для реализации таких программ ежегодно предусматриваются средства. Конечно, в зависимости от бюджетных возможностей. Кроме того, современные федеральные государственные образовательные стандарты включают в качестве обязательного элемента до десяти часов в неделю внеурочной деятельности. В рамках этих часов каждая школа, каждый муниципалитет предоставляет детям возможность бесплатно заниматься в кружках, секциях, музыкальных и спортивных школах. В целом, объемы бесплатных программ год от года расширяются.

- Уважаемая Феодосия Васильевна, спасибо Вам за интересную, содержательную беседу. С наступающими новогодними праздниками Вас!

- Спасибо! От всей души поздравляю всех якутян с Новым годом и Рождеством!
Искренне желаю, чтобы в 2016 году исполнились ваши самые заветные мечты. Пусть вас никогда не покидает вера в лучшее, и всем вашим добрым начинаниям сопутствует удача!

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют