bookmark
13:13 25.08.2011

Дайджест СМИ: Хабаровск — город чистый, или Еще раз о благоустройстве

Если вы хоть раз были в Хабаровске, то наверняка обратили внимание на чистые улицы, аккуратные газоны и обилие цветов. Все это результат работы городских властей и, конечно, отношение к нему самих жителей. Что нужно, чтобы и Якутск приобрел свое лицо и стал по-настоящему комфортным как для горожан, так и для гостей? Об этом мы решили спросить мэра Хабаровска, председателя Ассоциации городов Дальнего Востока и Сибири по дружественным связям с городами Японии Александра СОКОЛОВА, который в эти дни принимал участие в 23?й встрече мэров городов Сибири, Дальнего Востока и Западного побережья Японии в Якутске. —?Александр Николаевич, как бы вы оценили результаты встречи? —?Мы обсудили крайне важные для нас вопросы по организации туристических связей и использованию потенциала дальневосточных регионов и Японии в развитии наших экономических связей, трудности, связанные с авиаперелетами, сложности с процедурой визового оформления, проблемы, волнующие малый бизнес, который зачастую сдерживается из-за сложной транспортной схемы. Даже для того, чтобы попасть на заседание ассоциации, японская делегация летела по маршруту Ниигата — Токио — Хабаровск — Якутск. Это сдерживает процессы. Впервые более глубоко обсуждались вопросы совместных производств, раньше на таких встречах японской стороной делался упор на развитие культурных, спортивных встреч, в лучшем случае обсуждалась торговля ресурсами. И то, что японская сторона подошла к этим вопросам как инвестор, нас радует. Российские города рассказали о своих возможностях и перспективах развития. Особое внимание было обращено на вопросы энергосбережения. Япония планирует до 2030 года при ежегодном наращивании производства и услуг примерно на 5% сократить общий объем потребления энергоресурсов на 10%. Это даже представить трудно. —?А касались ли вы вопроса мусоропереработки? —?Если бы нам удалось выйти на уровень того, что у них было в этой сфере 30 лет назад, мы бы уже гордились. Нет, технически поставить контейнеры для разных видов мусора можно, вот только ничего у нас не получится. Весь вопрос в разном уровне воспитания людей, психологии и ответственности. Не поверите, но ряд японских городов перешел на эксперимент по разделению мусора уже на 13 позиций! —?А как обстоят дела с этой проблемой в Хабаровске? —?Мы ведем эксперимент по разделению мусора по шести позициям с 2002 года. К сожалению, не очень успешно опять-таки из-за неготовности людей. Ведь уже дома каждый должен будет разделить свой мусор по шести пакетам: стекло, пластик, бумага и т.?д. Люди к этому не готовы, в результате все бросается в один контейнер. Но мы упорные и хотим приучить население, тогда и с проблемой справимся. У нас есть программа, которую мы финансируем из собственного бюджета. В нынешнем году мы сдали современный полигон по переработке мусора, равного которому по технологии нет в России. Чтобы стоимость перевозки мусора не сильно отражалась на тарифах, пошли на то, чтобы закупить большегрузный транспорт, и создали мусоропрессовочные и перерабатывающие станции. Одна в этом году уже сдана и запущена, еще две будем строить. Повторюсь, все за счет средств бюджета города. Надеемся, что в результате нам удастся в ближайшие годы закрыть все городские свалки. Одна из самых крупных уже практически закрыта, начата рекультивация полигона, что позволит дополнительно построить на этом участке два городских микрорайона общей площадью до 600–700 тысяч квадратных метров. —?Удается ли вам не загрязнять Амур, протекающий через город? —?На сегодняшний день 60% сточных вод получают полную очистку и уходят в Амур, а 40% cбрасываются на специальные территории, где ведутся осушка, выветривание, сбор иловых и прочих отходов и осадков, а также их переработка на удобрения. В этом году на обеспечение водоотведения город взял в кредит 500 миллионов рублей, чтобы сдать первый комплекс новых очистных сооружений. В следующем году работы продолжатся. С гордостью сообщаю, что наша городская программа получила мощную федеральную поддержку. —?Александр Николаевич, четыре дня вы были в Якутске, многое посмотрели, каковы впечатления? —?Проблем, как у любого города, хватает. На мой взгляд, нужно систематизировать и отладить работу структур, а может быть, и создать новые, чтобы системно заниматься благоустройством города. Почему я говорю о системе? Здесь очень много хороших мест и точек, но нужно увязать их в целостную картину. —?А что вы считаете главным для улучшения облика города? —?Совершенно простые вещи: красивые бордюры, хорошие газоны, тротуары, освещение и фасады плюс озеленение. —?Как в Хабаровске ведется работа по озеленению? —?Первое, с чего пришлось начинать, заново создавать городское озеленительное хозяйство, потому что его имущество, включая административное здание и гаражи, было приватизировано. Сегодня у нас свое тепличное хозяйство и мы высаживаем до пяти миллионов цветов в год, добавьте до 10 тысяч деревьев, причем это восьми-двенадцатилетние саженцы. Я категорически запретил высаживать прутики, потому что это пустая трата времени и денег. В результате в этом году возникла проблема — некуда высаживать саженцы. Теперь мы убираем старое озеленение и вместо тополя сажаем широколистный вяз, липу, лиственницу, сосну. Людям, конечно, пришлось объяснять, зачем мы вырываем старые деревья, они относятся с понимаем, и нам удалось центр города избавить от тополиного пуха. —?А как вы боретесь с бродячими собаками? —?Я считаю, что эта проблема родилась искусственно, законодательно. Как и многие полномочия, это по непонятным причинам перешло в разряд государственных. Раньше мы в бюджет города ежегодно закладывали средства на эту проблему, но получили протест прокуратуры, что город не имеет права расходовать деньги на эти цели, что это прямое нарушение закона, более того, выделение средств городом на борьбу с собаками будет расцениваться как нецелевое использование средств. А вы знаете, что за это бывает. Поэтому мы бьемся, чтобы вышло краевое законодательство, которое дало бы нам права и рычаги заниматься этими вопросами. —?Трудно получить земельный участок под дачу? —?Такой проблемы нет. Есть вопросы с выделением участков в городской черте под индивидуальное жилищное строительство. Что касается дач, то в свое время было выделено достаточно земель под садово?огородническое хозяйство в пригороде и на городской территории. Более того, мы в бюджете закладываем небольшие деньги на помощь в ремонте дорог, освещении и обеспечении водой для полива. —?А как обстоят дела с городскими дорогами? —?На нашем балансе находится 324 км. В соответствии с законом мы должны их обустраивать и содержать. Могу вас уверить, что все магистральные дороги, по которым движется основной транспорт, выглядят достойно. Мы везде ставим каменный бордюр, проводим декоративное освещение, причем практически каждая улица имеет свой вид светильников. Это украшает город. Проблема есть только с теми дорогами, которые стояли на балансе государства, ведомств или краевыми. К сожалению, местное самоуправление не защищено законодательно в вопросах приемки-передачи объектов. Получается, нам передают негодные объекты в одностороннем порядке, и мы обязаны их принимать. А вообще-то порядок требований еще в дореформенный период был такой: при передаче объект сначала приводится в нормальное состояние, готовится документация и указывается источник финансирования. Если бы так было, мы бы с удовольствием и еще тысячу километров приняли на баланс. А так нам приходится бюджетные средства размазывать на все дороги города, в том числе и бесхозные. Причем мы знаем хозяев, это крупные ведомства: энергетики, железнодорожники, военные, мощные в свое время промышленные предприятия, которые эти дороги строили для собственных нужд. Закон позволил все это бросить без надлежащего приведения в порядок и передачи. Можно, конечно, решать проблему при помощи суда, но людям-то от этого легче не станет. —?Очередь в детские сады большая? —?500–600 детей, но учтите, я считаю только тех, кто подал заявления на получение места в детском саду. За пять лет мы построили 25 детских садов, это порядка пяти тысяч дополнительных мест, что позволило снять напряженность. —?Значит, у вас достаточно средств, чтобы выполнять все эти работы. —?Денег всегда не хватает, даже у тех, кто живет побогаче. В бюджете города от собранных налогов остается от 12 до 16% доходов. Это далеко не тот объем средств, который бы позволил выполнять даже обязательные полномочия. Специально был создан ряд муниципальных предприятий и структур для зарабатывания доходов, которые мы распределяем не на внутреннюю деятельность этих предприятий, а на развитие города. Строим стадионы, бассейны, детские сады, спортивные залы, кинотеатры, жилье. —?Вы уже упоминали о сложностях, связанных с реализацией федерального закона о местном самоуправлении, 131?ФЗ. А что еще мешает жить муниципалам? —?Очень многое. Нас не устраивает порядок земельных отношений, потому что по закону поселение, такое, как столичный город, не имеет права выделять неразграниченные земельные участки. Но с инвестором невозможно работать, не предложив ему землю. Мало того, два уровня бюджетов содержат структуры, которые несут расходы на однотипные функции. Запутано законом настолько, что вместо 240 дней оформление документов на земельный участок идет иногда более тысячи дней, потому что документы «гуляют» из одной структуры в другую. Или имущественные отношения. Государство передает муниципалам вопросы, которые должны быть в его компетенции, а не по принципу возьми себе, боже, что нам не гоже, и занимайся этой разрухой. Естественно, вопросы ветхого жилья должны быть государственной заботой и программой. Иначе идет нарушение конституционных прав человека: один гражданин их использует, получает жилье, приватизирует, а другой как будто и не гражданин России, не имеет никаких прав и остался ни с чем. Или 94?ФЗ об организации торгов. Кто его только ни ругал, а воз и ныне там. Наконец, транспортное обслуживание населения. Если нам даны права по обеспечению транспортных перевозок внутри поселения, то мы и должны за них отвечать. А у нас какой-то дядя дает лицензию, какой-то проверяет, а муниципалитет в лице органов власти не имеет права прийти и сказать: «А ну-ка мы тебя проверим». Он сразу напишет жалобу в прокуратуру, и пойдешь отписываться, зачем пришел, а вдруг с коррупционной составляющей. Но население-то спрашивает с нас. Или административное законодательство. Все с восторгом говорят: «Ой, как здорово в Сингапуре. Приехал, окурок бросил, 300 долларов штрафа». И сам тут же бросает на тротуар окурок, заезжает на газон на автомобиле, и никто с него не спрашивает. У муниципальных органов власти нет административных рычагов в лице административных органов. Даже в дореформенный период было, например, Управление внутренних дел Якутского горисполкома. Милицейский начальник утверждался сессией Горсовета, и он на все поручения реагировал и работал на благо населения. Сегодня же он федеральный, и у него особая задача. Но дело-то у нас общее: чтобы людям было комфортно и безопасно в родном городе. «Якутия»
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют