Ставшая легендой: к 100-летию Галины Кривошапко
РИГ SAKHAPRESS.RU 17 июня 2016 г. исполнилось бы 100 лет дирижёру Симфонического оркестра НВК «Саха» Галине Кривошапко.
Мне посчастливилось поработать с ней с 1992 года в стенах телерадиокомпании, где каждую среду в эфире Якутского радио звучала в прямом эфире передача «У микрофона - симфонический оркестр НВК «Саха».
Многим со стороны казалось, что долгий жизненный путь Галины Михайловны Кривошапко был усыпан розами и почестями. А как же иначе? Ведь она всегда была подтянута, выглядела на все сто процентов, а её обаяние и отличный вкус, эрудированность и масштаб мышления - были врождёнными качествами нашего главного маэстро республики.
Более 50 лет Галина Кривошапко возглавляла симфонический оркестр телевидения и радио Якутии. Многие сегодня не помнят, что 19 лет назад этого коллектива не стало – он не смог вписаться в современную рыночную экономику. Ни высокие звания, ни имя дирижёра не спасли оркестр, воспитавший не одно поколение слушателей прекрасного.
Это интервью с Галиной Михайловной, взятое в 2011 году для моей авторской радиопрограммы «Музыкальный салон», оказалось последним. И, к сожалению, не только для героини передачи, но и для передачи в целом.
Публикуется в сокращении
В.И.. – Галина Михайловна! Расскажите нам о своём детстве и юности?
Г.К. – Родилась в г. Омске. Потеряв в четыре года отца и в четырнадцать лет мать, я в сущности всю свою сознательную жизнь прожила с бабушкой Агафьей Тихоновной Степановой. Поступила в Омский музыкальный техникум на фортепианное отделение. Вскоре, видимо, понимая, что я сирота ( в то время, отношение к сиротам и обездоленным было иное), и желая помочь, меня устроили на работу концертмейстером. Меня воспитывали музыка и общество. В 17 лет у меня обнаружили чахотку. Начались долгие годы лечения. Сколько прекрасных людей помогали мне тогда выжить! Почему они это делали? Жалели сироту или люди сами были другими? Тогда жили скромно и были участливее. Жаль, что этого чувства почти не осталось в сегодняшней жизни.
В.И. – Ваша встреча с Якутией…
Г.К. – Эта встреча произошла 21 февраля 1941 года. Я прошла тернистый путь от концертмейстера до художественного руководителя Якутского радиокомитета. В 1948 году стала дирижёром симфонического оркестра Якутского радио. За все эти годы работы прошла стажировку в Большом театре, учёбу в Московской консерватории им.П.И. Чайковского в классе нар. арт. СССР, профессора Л. М. Гинзбурга по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование», дирижёра Большого театра Б.Э. Хайкина. Мне посчастливилось встретиться и пообщаться с великими людьми: А. Мелик-Пашаевым, Н. Головановым, В. Небольсиным, С. Лемешевым, В. Давыдовой, М. Максаковой… Это были годы истинного расцвета якутской музыкальной культуры. В 1957 году я была назначена художественным руководителем и главным дирижёром Вечеров якутской литературы и искусства в Москве. Мы показали оперу М. Жиркова и Г. Литинского «Нюргун Боотур». А на правительственном концерте талантливый сын якутского народа Сергей Зверев исполнил тойук «О Москве» и был исполнен его оригинальный танец «Узоры». Успех был ошеломляющий! Москва увидела самобытное и уникальное искусство народа Саха. Все это было записано и сохраняется в Российском госрадиофонде.
В.И. – Галина Михайловна, о Вашей семейной жизни мы ничего не знаем…
Г. К. – Отвечая на вопрос о своей юности я подчеркнула, что с того возраста я была больна открытой формой туберкулёза, в ту пору ещё не было антибиотиков, и судьба больных людей этой болезнью была предопределена – все они погибали. Мой первый муж, известный хирург Владимир Иванович Симкин, в одном медицинском журнале прочёл информацию о климатическом лечении туберкулёза, что климат с сухим морозным воздухом, равный швейцарскому Давосу, в России находится только в Якутии. Тогда мы решили приехать сюда. Ведь это было своего рода – знамение. У меня на руках было приглашение в Якутский радиокомитет. Мой доктор оставил институт, клинику, карьеру. И мы оказались здесь. И действительно, для меня климат Якутии оказался благоприятным. В 1948 году профессор Клебанов, приезжавший в Якутию из 4-го Управления здравоохранения СССР, увёз с собой мою историю болезни как беспрецедентный случай полного излечения туберкулёза на его последней стадии. Приехавший со мною первый муж через полгода умер, а я, молодая вдова, осталась здесь навсегда.
На новой родине я познакомилась со своим будущим мужем Захаром Тимофеевичем Тюнгюрядовым зимой 1942 года. Дата этого союза стала 12 мая 1942 года (официально в ЗАГСе – 12 мая 1943 года). Захар Тимофеевич был наделён даром обаяния и человеческого общения. Он много сделал для развития культуры Якутии. Наш счастливый союз длился 33 года и был сказкой. Я благодарна ему за всё, что было в жизни…
В.И. – Мне интересно узнать каким было радиовещание в годы Великой Отечественной войны?
Г.К.- Объём был большой (8-10 часов), шло в прямом эфире на двух языках. Редкие музыкальные передачи шли из специальной технической аппаратной с так называемых двух постов с тем, чтобы техники могли без перерыва стыковать рулоны киноплёнки, на которых были записаны музыкальные произведения. Живое вещание обслуживали приезжие радиоинженеры. Среди якутских дикторов был яркий – Михаил Белолюбский, а также Николай Николаев и Михаил Неустроев. Из женщин запомнились Екатерина Местникова, Фёкла Иванова, позже Лира Белолюбская. Из всех долгожителей в эфире, конечно, был и остаётся якутский Левитан - Афанасий Готовцев. В годы войны в эфире работали Нина Черкашина, Ангелина Некрасова, Нина Бакалевская, позже- Валентина Гавриловна Степанова, прекрасный диктор, много лет проработавшая на Якутском радио.
В. И.- Ваш оркестр сыграл в эфире, на сцене симфонические произведения зарубежных, русских, якутских композиторов. Вы провели несметное количество теле-радио передач. Вами были организованы «Университеты и клубы для любителей классической музыки», Вы стояли у истоков организации Союза композиторов Якутии. Вы являетесь автором книги «Музыкальная культура якутского народа», которая стала настольной энциклопедией всех музыкантов и любителей музыки… А в 1976 году…. (подхватывает)
Г. К. - …я была художественным руководителем первой записи олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» в исполнении Гаврила Колесова на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» в Ленинграде. В качестве научного консультанта и переводчика был приглашён якутский учёный И.В. Пухов, написавший вступительную статью о якутском олонхо. А статью о музыке олонхо написала сама. Вышедшая на девяти пластинках –грандах в то время, сейчас она переиздана на компакт дисках без указания имён тех людей, кто был создателем данного труда. От этого становится обидно и горько.
В. И.- Галина Михайловна, видимо, сегодня - это время людей- рвачей, когда даже в энциклопедиях можно обнаружить ошибки, не говоря о песенниках, где напрочь отсутствуют ноты, а на телепередаче с названием «Сана ырыа» (Новая песня) не услышишь новой выразительной песни, чтоб её потом запел народ….
Г.М.- Да, это правда!
В.И.- Кстати, а что Вы можете сказать о передачах НВК «Саха»?
Г.М. – Я как человек, отдавший всю сознательную жизнь в пропаганде классической музыки могу констатировать, что руководство НВК «Саха» не придаёт должного внимания музыкально-эстетическим передачам. Их практически нету. Единственный луч в этом дефиците высокой музыки - это Ваша передача «Музыкальный салон» на радио, которая профессионально и доступно рассказывает людям о музыке, о её особенностях. Она очень разнообразна по своей тематике и интересна по изложению. Я благодарна, Вам, Владимир, что Вы переняли всё самое лучшее из нашей работы и продолжили добрые традиции музыкального вещания.
В.П. Спасибо, Галина Михайловна, за добрые слова! Ваши пожелания…
Г.М. – Мне кажется, чтобы каждый человек нашёл своё призвание в жизни. И работал с душой, через «не могу», через «не хочу». Мне посчастливилось разговаривать и работать с выдающимися дирижёрами, певцами, политиками. Мне повезло. Спасибо нашим слушателям, почитателям, поклонникам музыки, которые все эти годы были со мной, с моим оркестром.
ОТ АВТОРА.
Курировать работу Симфонического оркестра, будучи главным музыкальным редактором Якутского радио, было ответственным делом, ведь оркестр выходил в прямой эфир. С другой стороны, слушатели, приученные с детства к голосу Галины Михайловны, к её оркестру, находили в передаче своё утешение, уверенность, высокий дух. Ведь некоторые из них свои восторженные отзывы, благодарственные отклики писали нам лёжа на больничной койке.
За время работы с Галиной Михайловной мы сдружились и, планируя новые передачи, я обнаруживал в ней высочайшую культуру, эрудицию, организаторскую волю. Плюс к этим качествам я бы прибавил артистизм и шарм светской леди.
Сегодня я могу позволить добавить ещё некоторые штрихи к её портрету. У Галины Михайловны была сильно развита самодисциплина. Для неё слово «НАДО» было не простым словом. Предчувствие и интуиция были её советчиками. Ей не нужно было подолгу объяснять. Стоило нашему дирижёру взглянуть на человека, услышать его голос – она уже могла рассказать об этом человеке почти всё! При этом, лишних слов себе не позволяла... Очень следила за речью говорящего. Боролась за чистоту языка. Не терпела погрешности ни в музыке, ни в поведении, ни в речи. В этом отношении сама не расслаблялась и другим не позволяла.
Наш дирижёр был человеком методичным. Любила порядок. У неё всё было разложено по полочкам. Вот уж точно у неё было расписано, как по нотам. Каждый сценарий концерта она приносила в кабинет редакции в особой папке и в определенное время. Своим поведением, речью и культурой она научила меня многому, чему не пишут и не учат в вузах.
Галина Михайловна была умелым мастером разговора. С ней легко было общаться. Называла она меня «Моим начальником», иногда «Барином». Когда она произносила «Мой начальник», это означало, что у неё мало времени и дело надо решать без промедления. Слово «Барин» предполагало душевный разговор о работе, о жизни. Моя собеседница до последнего часа умела тактично, незаметно уговорить человека, привлечь его на свою сторону, приводя при этом убедительные аргументы и яркие примеры. Эти качества очень помогали ей в повседневной жизни. К её к опыту жизни, цельности, сплаву душевной гармонии - мы не раз будем возвращаться и брать пример.
В личности Галины Михайловны совместились много профессиональных и человеческих качеств: высочайшая музыкальная культура, организующая воля, масштабность замыслов, смелость художественных решений, интеллигентность, женственность, порядочность. Приблизить высокое искусство к народу, сделать его доступным широчайшей массовой аудитории – таковым было и теперь запомнится жизненное кредо нашей любимой Галины Кривошапко. С нею выросло не одно поколение восхищённых радиослушателей и телезрителей, студентов учебных заведений, воспитанников ВШМ.
Все эти эпитеты мы говорили много раз и к её 100-летней годовщине со дня рождения будем искренне, от всего сердца, вспоминать её светлый лик и образ. Это нужно не нам, это нужно для нового поколения.
Отрадно, что 17 июня, в День рождения Галины Михайловны в 12 часов состоится церемония открытия памятной доски на доме, где она прожила последние годы. А вечером, в 18. 30 в Театре оперы состоится концерт «Vivat, Галина!» с участием симфонического оркестра «Symphonica APTica» Госфилармонии, названной её именем, Госансамбля скрипачей РС «Виртуозы Якутии», солистов оперы Альбины Борисовой, Анастасии Мухиной.
Верю, что дух Галины Михайловны будет присутствовать на этих мероприятиях, где каждое слово и произведение будет посвящено ей, подчёркивая высокий дух, личность, осветившей нас, якутян, высокой музыкой.
Виват, Галина Михайловна!
Владимир ИНДИГИРСКИЙ
Музыкальный обозреватель
На фото: Галина Кривошапко с автором статьи
ТОП
- Гороскоп на 23 ноября: Возможны разногласия с коллегами-женщинами
- Житель Якутии похитил возлюбленную, избивал её, силой удерживал в своей квартире
- Как управлять хранилищем своего смартфона и оптимизировать его
- В продолжении темы: 14-летней девушке, участвовавшей в погроме теплой остановки, грозит уголовное преследование
- Сенатор Сахамин Афанасьев обозначил вопрос правового регулирования состояния многолетней мерзлоты
Комментарии
Добавить комментарий