bookmark
17:27 05.10.2016

Ветеран уголовного розыска Егор Васильев: «Сыщик должен быть тонким психологом»

Егор Васильев за более 30 лет службы в милиции не изменял своему призванию – работе в уголовном розыске. Этим и заслужил авторитет среди своих коллег. В марте 2003 года Егор Петрович ушел на заслуженный отдых. В настоящее время работает в ОАО АКБ «Росбанк».

- В детстве я был спортивным ребенком. Всё время сборы, тренировки, соревнования. Мечтал связать свою жизнь со спортом. А мой отец работал адвокатом, и хотел, чтобы я пошел по его стопам. Однажды он предложил мне поступить в Омскую Высшую школу милиции, и я согласился.

Работа в уголовном розыске хоть и сложная, но очень интересная. Там нужна смекалка, живой ум, способность к логическому и аналитическому мышлению. Ведь среди преступников тоже есть умные люди, которые придумывают хитрые комбинации. Сыщикам нужно быть тонкими психологами, чтобы понимать их.

Нашему поколению повезло, у нас были отличные примеры для подражания. Мы равнялись на легендарного сыщика Виталия Измерова. В коммунистическое время было другое воспитание и идеология. Нас учили психологически одолевать человека, не применяя насилие. Поэтому, когда мы задерживали подозреваемого, то настраивались на долгое общение до тех пор, пока не найдем общий язык и подход к человеку. Бывало, что сидели до девяти суток. Мы полностью себя отдавали работе. Сейчас я понимаю, что таким образомнам удалось завоевать авторитет среди преступников. Потому что мы общались с ними по-человечески, на равных.

Я никогда не буду говорить, что лично раскрыл дело, даже если ставил в нём «конечную точку». Потому что это всегда была командная работа всего коллектива.

Был на моей памяти один молодой парень, совершивший к своим годам несколько тяжких преступлений, который находился в розыске. К нам поступила информация о его местонахождении, и мы с оперативной группой выехали по адресу. Стучимся, никто не открывает. Пришлось взламывать дверь. Зашли в квартиру и увидели, что в коридоре стоит его обувь, а в комнате открыто окно. Всё указывало на то, что он выпрыгнул со второго этажа, пока мы стучались в дверь. Участковые сразу выбежали, чтобы попытаться его догнать, а я, оставшись в квартире один, начал звать его по имени: «Выходи, где ты спрятался?». И тут услышал нервный смех. Из-за шкафа вышел разыскиваемый с колуном. Он держал над головой топор и смеялся. Я сделал к нему шаг и попросил отдать мне топор. Даже не отбирал, а просто спокойно попросил. И он отдал, не переставая смеяться. Просто психологически сломался парень. Он знал, что я дотошный и все равно покину квартиру самым последним, поэтому решил, что лучше забьёт меня топором, чем пойдет в тюрьму. Всё случилось быстро и просто, а через пару дней меня начало трясти, потому что до меня, наконец, дошло, что меня могли убить.

Однажды нам попался особо опасный рецидивист, который разыскивался только за пять доказанных убийств, но при этом за ним было около девяти трупов. Я тогда работал во втором отделении милиции ГОВД г. Якутска, который находился в Сайсарах, а горотдел располагался в центре города. И нам приходилось каждый раз ехать за оружием из Сайсар в центр. Но если ты его берешь, то в этот же день нужно сдавать. Поэтому мы нередко ходили без оружия.

В тот день я зашел в магазин, хотел купить дефицитную колбасу. Подошел в пункт приема стеклотары, представился, показал удостоверение и случайно выронил несколько фотографий разыскиваемых преступников. А работница пункта указывает на одну и говорит: «Вы этого мужчину ищите? Он недавно заходил в наш магазин, вот-вот должен подойти, чтобы бутылки сдать». Вдруг в помещение заходят трое: двое бугаев, исполняющих роль охранников, а между ними тот самый преступник. И мне ничего не оставалось, как выйти к ним навстречу. Я подошел и говорю: «О, привет!». Рецидивист поменялся в лице, пробурчал, что мы не знакомы, засунул руку в карман, и я услышал, как щелкнул складной нож. Не теряя времени, я схватился за его руку и крикнул в сторону: «Эй, ребята, вот он! Поймал!». Бугаи-охранники сразу испугались и бросились наутек. Они решили, что где-то прячется целая бригада оперативников. Преступник от неожиданности тоже опешил, и в это время я скрутил его и отобрал нож. Продолжая разговаривать с выдуманной подмогой, я сделал вид, что веду рецидивиста к ней. Преступник психологически сломался и безропотно последовал за мной. Мне срочно понадобился телефон, в то время же не было мобильников. Поэтому пришлось вместе с ним зайти в ближайший магазин, а там рубили мясо, и в свободном доступе лежали топоры. Сейчас понимаю, что он в любое время мог схватить один из них и ударить меня. Я поставил его около стены и пошел звонить в «Дежурную часть», а мне отвечают, что все на обеде, и машины нет. Пришлось ждать полчаса, за всё это время преступник даже не пытался сбежать.

И только когда мы приехали в отдел, он всё понял и в сердцах бросил: «Ах, хитрый якутёнок! Обманул меня! Никого же не было, а я поддался. Мне-то какая разница, девять трупов или десять!». После этих слов меня снова несколько дней трясло. Ведь он был физически сильней меня, ему было нечего терять. Мне повезло, я сумел поймать момент и психологически его подавить.

Искренне поздравляю всех с нашим профессиональным праздником. Хотелось бы пожелать молодым учиться у старшего поколения, перенимать их положительный опыт. Не стоит работать на скорость, нужно качественно подходить к делу. И помните, что нет не раскрываемых преступлений, любое дело рано или поздно будет распутано.

Пресс-служба МВД по Республике Саха (Якутия)

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют