bookmark
15:32 06.06.2019

Из Казахстана с любовью: Десант якутских журналистов в Центр Евразии-2

Продолжение. Начало смотрите тут

SAKHAPRESS Путевые заметки этносоциолога: Об итогах IV Международного пресс-тура якутских журналистов в Казахстан, часть 2.

Пребывание нашей делегации в Республику Казахстан в целом по маршруту в любом новом городе начиналось с ознакомительной (обзорной) экскурсии, посещения основных достопримечательностей, крупных социально-культурных объектов (в т.ч. музеев, заведений высшего профессионального, школьного и дошкольного образования), учреждений ведущих национальных СМИ, органов власти. Везде нам хотелось увидеть и услышать побольше интересной информации из уст самих хозяев.

Интересно, что в каждом регионе Казахстана нашу группу сопровождала не только Баян Рамазанова (ответственный секретарь СЖ РК), но и сам(а) председатель Союза журналистов соответствующего филиала. Первым из них был Глава столичного СЖ РК – Шархан Казыгулов, лауреат премии СЖ РК, международных и республиканских конкурсов, академик Международной академии информатизации. Начинал свою профессиональную деятельность с редактора районных газет, продолжил главредом республиканских газет, работал и в системе пресс-служб премьер-министра, президента РК, экспертом департамента по связям с общественностью АО в газовой отрасли…По Южному Казахстану – туристической мекке региона: в г. Шымкент нас курировала тоже сама руководитель РО СЖ РК очаровательная Айгуль Капбарова, по совместительству директор - главред городской общественно-политической газеты «Панорама Шымкента», в г.г. Отрар и Туркестан – председатель РОО СЖ РК немногословный, но деловой Галымжан Елшибай.

В первые дни пребывания на казахской земле нам посчастливилось побывать в самом молодом и самом крупном, современном музее в Центральной Азии - Национальный музей Республики Казахстан. Создан пять лет назад в рамках реализации Государственной программы «Культурное наследие» по поручению первого Президента Н. Назарбаева. Удачно расположен на главной площади страны – на площади Независимости и гармонично вписывается в единый архитектурный ансамбль с монументом «Қазақ Елі», Дворцом Независимости, Дворцом мира и согласия, соборной мечетью «Хазрет Султан» и Национальным университетом искусств.

Площадь перед Нацмузеем

Названия 11-ти залов подчеркивают его содержание: Зал Астаны, Независимого Казахстана, Золота, Древней и средневековой истории, Истории, Этнографии, Современного искусства. Кроме того, в структуре музея имеется научно-исследовательский институт по изучению национального достояния РК, детский музей, центр детского творчества, два выставочных зала, реставрационные мастерские и лаборатории, профессиональные фондохранилища, научная библиотека с читальным залом, конференц-зал и др.

Нацмузей

Поражают воображение не только многочисленные экспозиции, но и современные выставочные технологии (которые, к сожалению, нашим национальным музеям в республике и не снились): уникальный изогнутый экран со специальным контентом, работающий на два зала, медиа пол, динамичный макет центральной части современной столицы г. Нур-Султан, многочисленные медиаэкраны, голограммы, светодиодная LED-техника, мультимедийный гид с предоставлением информации на трех языках. Правда, наш гид по обзорной экскурсии в музее был молодой красивый казах, с хорошей дикцией, профессиональным владением материала, высокообразованный (два высших образования, одно из них за рубежом; про владение языками он ответил, что свободно говорит на 4-х языках: казахском, русском, английском, китайском).

Наш гид в нацмузее

Конечно, основная миссия Национального музея РК – культурно-просветительская и все делается для того, чтобы увеличить поток желающих ознакомиться с историей Казахстана, начиная с древних времен до наших дней. После посещения таких культурных центров появляется ощущение гордости за казахский народ, что он придает большое значение созданию интеллектуальных учреждений культуры, где проводятся мероприятия для разных возрастных групп, в т.ч. интерактивные занятия и игровые экскурсии для малышей. Национальный музей является центром притяжения для всех гостей и местных жителей, местом для анализа, сравнения, размышления и оценки исторического и культурного наследия дружественной страны. Во время нашего посещения музей готовился к ежегодному мероприятию (популярному и у нас в республике) «Ночь в музее», о чем красноречиво оповещали афиши...

Следующими объектами, представленными для ознакомления нашей журналистской братии, были покорившие нас своим не только внешним видом, но и внутренним содержанием – высшие учебные заведения РК. К сведению: всего в Казахстане 130 вузов, среди которых наиболее крупными считаются Казахский государственный университет, Евразийский государственный университет и т.д. Назарбаев университет в г. Астана (г. Нур-Султан) был создан девять лет назад по инициативе первого Президента РК и, согласно разработанной Стратегии до 2030 года, новое учебное заведение должно представлять собой национальный бренд, гармонично сочетающий казахстанскую идентичность, лучшую международную образовательную модель и научную практику.

Другими словами, Университет ставит себе амбициозную цель быть исследовательским центром международного уровня и признанным лидером в будущем развитии мира и страны. Для этого ему необходимо стать известным по нескольким ведущим научно-исследовательским направлениям, подобно выдающимся исследовательским университетам мира, здесь должны неразрывно сосуществовать в оптимальном сочетании эффективные преподавание, научно-исследовательская и инновационная деятельность наряду с коммерциализацией. Такая трансформация позволит реализовать основные идеи о роли и значении университета в будущем комплексном развитии страны. Как мы поняли со слов гида, Назарбаев Университет должен служить народу Казахстана в его стремлении развиваться и модернизировать свою страну.

Назарбаев университет

Университет как национальный ресурс, задающий тон развитию всей системы высшего образования в РК, имеет свою многоступенчатую структуру, которая состоит из 8 школ - инженерии; горного дела и наук о Земле; наук и технологий; медицины; Высшая школа бизнеса; Высшая школа образования; Высшая школа госполитики. Обучается в учебном заведении 4854 студента (в т.ч. 38 иностранных), среди которых 757 слушателей подготовительной программы, 2962 бакалавров, 894 магистрантов, 128 PhD докторантов, 95 студентов программы «Доктор медицины»… Следует отметить распределение студентов по научным направлениям: 5% по специализации «медицина», 35% - гуманитарные и социальные науки; 60% - естественные науки, инженерия, технологии и математика (STEM)... Для учебы и жизни студентов, преподавателей созданы все условия: 80% студентов проживают в кампусах, не покидая студгородок можно получить все виды услуг, начиная от питания, заканчивая досугом...

Этапы проведения конкурсного отбора в магистратуру (и не только) довольно жесткие, поэтому из 1044 подавших заявки было принято на дальнейшее продолжение учебы менее половины – 444 чел. Существует грантовая поддержка за счет государства - для студентов РК, внутренняя грантовая работа проводится для иностранных студентов, иногда им назначают стипендию. Годовое обучение обойдется студенту в 3000 долларов.

Из профессорско-преподавательского состава только 20% - местные, остальные 80% - международные кадры из 55 стран. Исследовательский статус присвоен вузу в 2015г., 460 исследователей задействованы в 700 проектах НИР. ВУЗ имеет в своем профиле исследования, которые условно ориентированы на решение: - важных глобальных проблем (физика и космические исследования; робототехника и интеллектуальные системы; компьютерная инженерия, наука о данных, коммуникации и Сети; биология, химия, биомедицина и нейронаука; евразийские исследования); - социально-экономических и научно-технических проблем внутри страны (антропология, социология и история; образование; рынки и правительства; инновации и предпринимательство; строительство, инфраструктура, транспортные системы и SMART города; нефтегазовое дело, горное дело, наука о Земле и управление ресурсами).

Назарбаев университет может гордиться показателями своей научной деятельности: результаты НИР за 2011-2018г.г. включают более 2000 публикаций (на 400 научных работников), из которых 11,7% вошли в число 10% наиболее цитируемых публикаций по всему миру (в среднем по Казахстану этот показатель равен 4,0%), а средневзвешенный индекс цитирования достиг уровня 1,17 против среднего мирового уровня 1,00 (на август 2018 г.). Интересным являются также сведения о стартапах выпускников Университета. Согласно источнику (NU Career Advising Center, от 20 июня 2018) выпускники, начиная со студенческой скамьи, основали новые компании, при этом создавая рабочие места. Так, за 2017 год были созданы компании, преимущественно в социально ориентированных НПО. Например, производство здорового питания; производство спортивного питания; онлайн бронирование медицинских услуг; услуги индивидуального генетического тестирования; курсы робототехники для детей; анимационная студия; прогностическое обслуживание сухих трансформаторов…

По поводу трудоустройства, самыми крупными работодателями выпускников являются сферы: консалтинг, аудит, банковское дело, образование и наука. В секторе промышленности и производства находят работу менее 20%. Следует заметить, что на рынке востребованы более образованные специалисты: со степенью бакалавра показатель трудоустройства составляет 50%, тогда как со степенью магистра более 80% выпускников находят свою нишу на рынке труда.

Конечно, можно много приводить примеров о деятельности престижного учебного заведения, говорить о внешних, межрегиональных и международных связях, стратегических партнерах мирового уровня (закрепленных за каждой школой)… Результаты многогранной работы Университета свидетельствуют о том, что выбрано верное стратегическое направление, благодаря эффективному менеджменту и основным инновационным методам и инструментам и институциональным преобразованиям в целом в системе высшего профессионального образования РК.

Другим высшим учебным заведением, который мы посетили, был Ахмед ЯССАУИ (Международный Казахско-Турецкий) университет в г. Туркестан. Университет создан в 1991 г. в духовном центре тюркского мира и является первым университетом, получившим статус международного вуза. Согласно Межправительственного соглашения между Казахстаном и Турцией готовит современных высококвалифицированных специалистов из молодежи тюркоязычных стран.

Наша группа в Международном Казахско-Турецком университете, г.Туркестан

Миссия ВУЗа, которая задекларирована в основных документах - стать лидером среди тюркоязычных государств и сообществ в области инновационного образования и исследований. Преследуя амбициозные цели, по национальному рейтингу Республики Казахстан, он стремится числиться среди лучших университетов мира.

МКТУ им.Х.А.Ясави — один из ведущих многопрофильных университетов Казахстана. Многоуровневая высшая система образования университета идентична многим вузам и включает: бакалавриат (базовое образование), интернатуру, магистратуру, резидентуру и докторантуру. Прием осуществляется по государственным и турецким образовательным грантам и на договорной основе, обучение ведется на 4-х языках (казахский, турецкий, русский и английский). Образовательная деятельность осуществляется по разным специальностям в области естественных, гуманитарных, экономических, юридических, социальных, медицинских, технических наук, специальностям образования, бизнеса, услуг и искусства. Интересно, что вуз готовит специалистов в сфере международных отношений, в т.ч. туризма, журналистики, работников культуры и искусства, дизайнеров, теологов, этнологов и др.

В 2018-2019 учебном году в университете работают 71 доктор, 282 кандидата наук, 67 РhD доктора, из которых 5 % — это зарубежные преподаватели из Турции и других стран. В составе университета 10 факультетов, Высшая школа государственного управления и экономики, профессиональный колледж, 6 научно-исследовательских институтов, специализированный диссертационный совет по защите докторских диссертаций, университет охватывает обучением порядка 10 тысяч студентов, интернов, магистрантов, резидентов и докторантов. 17% от всего контингента обучающихся в ВУЗе – представители из тюркоязычных стран ближнего и дальнего зарубежья.

Мегино-кангаласские представители в стенах Казахско-Турецкого университета

На встречу с нами были приглашены студенты-представители Якутии, обучающиеся в этом вузе (в отличие от Назарбаев университета, в котором даже представителей от всей России практически единицы). Среди них были девушки из Мегино-Кангаласского района, наши землячки, чему мы были очень рады и горды тем, что в далеком, дружественном Казахстане молодое поколение получает престижное образование и довольно условиями учебы и жизни, мечтает о будущем успешном трудоустройстве…

МКТУ им.Х.А.Ясави – это уникальный университет в тюркском мире, где нацелены на диалог культур и межнациональное толерантное воспитание молодежи тюркоязычного мира, что в условиях глобализации имеет важное идеологическое значение в смысле духовного объединения молодого поколения.

Неизгладимое впечатление осталось у нашей делегации от знакомства с уникальной школой в культурной столице Казахстана – г. Алматы. Удивительный мир детства, ориентированный на создание основ своего будущего, предстал перед нами в частной школе комплексного обучения и развития детей. Авторская школа Жании Аубакировой интересна тем, что функционирует на средства самих родителей, которые согласны платить деньги на образование, чтобы их дети получали не только знания, но и попутно приобретали практические умения и личностные качества, которые пригодятся им в будущей жизни, под руководством талантливых педагогов.

На память! Школа Жании

Руководство школы ознакомило нас с учебным заведением, его задачами, мы заглянули в интересующие нас классы, в студии телевизионные и звукозаписывающие, где дети занимаются творческим процессом. Талантливые ребятишки показали концертные номера, подготовленные в рамках проведения Дня Победы. Оказалось, что ученики занимаются по основной государственной программе. Кроме основных способностей, миссия Авторской Школы – выявление, поддержка музыкальных способностей, формирование художественного таланта и музыкально-эстетического воспитания. Как пояснила нам сама Жания Аубакирова, музыкальное обучение ведется по 3-м направлениям, начиная от простого до профессионального. Лучшие выпускники школы продолжают учебу в Берлине, Нью-Йорке и др. городах по всему миру.

Концерт авторская школа Жании Аубакировой

Ученики после основных занятий посещают любые кружки, организованные в школе: робототехника, шахматы, швейное дело, художественный труд, кулинарный и др. Школьные кружки помогают детям, по мнению педагогов школы, быстрее социализироваться, объединяют их по интересам, в них они находят единомышленников и развиваются сообща, знакомятся с будущими профессиями, находят что-то по душе. Все уроки дети делают в школе, они могут на целый день оставаться здесь, пока родители работают и за это время получают полноценное питание.

«Школа для детей как дом родной, здесь ценится доброе отношение к детям, и они чувствуют себя, как члены семьи в родном доме» - так охарактеризовала школу Баян Рамазанова. Здесь каждому находится занятие по душе, детки с малых лет учатся ценить время. В этом большая заслуга ее идейного вдохновителя Жании Яхияевны Аубакировой, с которой нам посчастливилось познакомиться во время встречи, организованной Союзом журналистов РК и руководством школы. Мы воочию увидели взаимную любовь детей и мудрого наставника, почувствовали атмосферу взаимного доверия и заинтересованности.

Сама Жания Аубакирова сияла радостью, от нее исходит аура очень светлой, высокодуховной Личности… Позже мы узнали, что уже в 34 года она, выпускница Московской консерватории (не из музыкальной семьи – отец известный академик, родная сестра тоже крупный специалист в сфере экономики) как талантливый пианист, прославивший свой Казахстан, далеко за его пределами, стала народной артисткой, лауреатом Государственной премии РК в области литературы и искусства, Государственной премии мира и прогресса (учреждена Н. Назарбаевым), лауреатом многих зарубежных премий…Профессор, уважаемый педагог почти 20 лет возглавляла Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы. После общения с такими людьми, как Жания, которые творят чудеса и верят в силу добра, дарят людям свое настроение и позитив, появляется желание стать лучше, смотреть на мир добрым взглядом и начинать хотя бы с малого менять мир вокруг себя…

Конечно, нелегко было претворять в жизнь задуманное – создавать с нуля экспериментальную авторскую школу, независимую от государства: получить и оформить земельный участок под строительство, найти спонсоров, инвесторов, согласовать планы, проекты и мн. др. Приходилось вникать не только в азы строительного бизнеса, финансов, налаживать контакты с подрядчиками, субподрядчиками… Единомышленникам Жании и активистам, сплотившимся вокруг будущей стройки, все было нипочем. Экономить приходилось буквально на всем…Даже удивительным образом стройматериал для школьного спортзала пришлось выбивать на Байконуре и везти оттуда на перекладных…Очень оригинальный получился спортзал: на радость детишкам и их родителям и на удивление гостей. Пожалуй, единственный в мире.

В спортзале школы Жании

Дети и мы долго не хотели отпускать Жанию, всем хотелось общаться, но понимая, что время, отпущенное нам на встречу, закончилось, на прощание мы сфотографировались на долгую память и она подарила Союзу журналистов Якутии свою новоиспеченную авторскую книгу «Вариации на тему» (2019г.)…Надо бы почитать, чтобы вновь мысленно пообщаться с замечательной Личностью…

Книга Жании на память

P.S.: Когда с детьми авторской частной школы наша делегация танцевала осуохай, все удивились как детки четко повторяют за запевалой благословенные якутские слова, которые они слышат впервые… Оказывается, дети, имеющие основы музыкального образования, имеют очень гибкую слуховую память, и мы опять убедились, что талантливые дети талантливы во всем…

Саргылана БАИШЕВА,

этносоциолог, член СЖ РФ

Фото Александра Назарова и членов пресс-тура.

Продолжение следует

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют