bookmark
17:46 30.09.2020

Антонина Григорьева: «Подготовка кадров – острейшая проблема для ведения традиционных отраслей хозяйства на Севере»

Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонина Григорьева в интервью затрагивает острые и важные вопросы, которые стоят сегодня на повестке дня у населения арктических районов. Вице-спикер парламента Якутии уверена, что их решение будет способствовать повышению качества жизни и полноценному освоению арктических территорий.

«Не секрет, что в последние годы численность населения, занятого типичными для их предков видами деятельности, сравнительно высока лишь в отдаленных малочисленных регионах, где контакты малочисленных коренных малочисленных народов Севера с современным индустриальным обществом минимальны. Сегодня в Российской Арктике лишь среди ненцев, долганов, чукчей, энцев удельный вес занятости в традиционных отраслях достигает 18-25 %. Среди остальных категорий коренных малочисленных народов Севера в Арктических зонах Севера этот показатель не превышает 9-13 %. Поэтому именно профориентационная работа, которая является интегральной частью этнокультурного образования, ориентированного на поддержку и развитие у молодого поколения коренных малочисленных народов Севера этнокультурной идентичности, формирование готовности вести традиционный образ жизни, сейчас имеет особую актуальность», - считает Антонина Григорьева.

Парламентарий сообщила, что в последние годы в Республике Саха (Якутия) созданы новые виды образовательных организаций: кочевые школы, кочевые детские сады. В образовательные программы школ введены новые виды образовательных курсов, способствующих развитию знаний, умений и компетенций для освоения традиционных промыслов своего народа. Для их успешной реализации, по мнению депутата, необходимы новые учебники, методические пособия по традиционным видам отраслей Севера. К примеру, в 80-ые годы учащиеся арктических районов республики занимались по учебникам профессора ЯГСХА Александра Курилюка по оленеводству, звероводству. Сейчас, к сожалению, они устарели. Кроме того, необходимо разработать учебники по табунному коневодству, охотоведению, рыболовству, растениеводству в условиях Арктики.

«Количество занятых традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) к 2016 году в целом по республике сократилось на 42 %: по оленеводству - на 36 %, по рыболовству - на 48 %, на 80 % меньше представителей коренных малочисленных народов Севера стали заниматься охотой. За последние годы, благодаря поддержке Ил Дархана, Правительства Республики Саха (Якутия), активной деятельности народных депутатов Якутии из арктических улусов во главе с Еленой Голомаревой, многое сделано, но, тем не менее, впереди еще много работы», - подчеркивает Антонина Афанасьевна.

В частности, вице-спикер парламента Якутии отметила необходимость повышения квот по добыче (вылову) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства. На сегодня у нас в республике распределены квоты на 867 тонн. От этих показателей напрямую зависит заработная плата промысловиков, их трудозанятость, - говорит депутат.

«В целом по всем направлениям необходимо ускорить и усилить работу для государственной поддержки, развития традиционных видов хозяйствования, потому что северное оленеводство, рыболовство, охота являются культурным наследием и экономическим достоянием, позволяющим не только сохранить вековые традиции, но и использовать современные технологии в сельскохозяйственной деятельности», - подчеркнула Антонина Григорьева.

Парламентарий сообщила, что в 10 из 13 арктических районов республики сегодня созданы и успешно работают 18 агрошкол. Из них оленеводству обучают только в четырех: в агрошколах Анабарского, Булунского, Эвено-Бытантайского и Момского районов. А изучением рыболовства занимаются, например, только в Урасалахской агрошколе Абыйского района. Она также положительно оценила передовой опыт Урасалахской агрошколы, где помимо рыболовства занимаются разведением лошадей, крупного рогатого скота, голубых песцов.

Для получения поддержки, субсидирования от Министерства сельского хозяйства РС (Я) агрошколам требуется иметь сельскохозяйственные потребительские кооперативы, коллективные хозяйства и т.д., поэтому необходимо пересмотреть порядок регистрации агрошкол, имеющих подсобное хозяйство (табунное коневодство, поголовье КРС, оленеводство, рыболовство), как и для организованных хозяйств. Например, в сельских образовательных организациях это может быть учебно-производственный кооператив. Подсобные хозяйства школ сейчас не могут получить гранты Минсельхоза, говорит о трудностях арктических агрошкол вице-спикер.

«Минсельхозу Республики Саха (Якутия) необходимо оказать содействие и поддержку сельским агрошколам в оснащении учебных кабинетов по животноводству, агролабораторий по растениеводству. Например, Хатасская агрошкола стала агрокубом. У них прекрасное оснащение с федерального бюджета. Минсельхозу Республики Саха (Якутия) необходимо также предусмотреть выделение целевых мест для выпускников агрошкол в аграрные вузы, ссузы Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации», - подчеркнула Антонина Григорьева.

Система традиционного уклада жизни в арктических селах, труднодоступность и сложные условия сохранения традиционных видов хозяйствования отрицательно влияют на численность населения. Отсюда вытекает проблема малокомплектности образовательных организаций. Это еще один очень важный момент на взгляд депутата.

«Все общеобразовательные учреждения в арктических районах по критериям подпадают под малокомплектные школы. Однако с 2015 года Минфин РС (Я) приостановил расширение списка малокомплектных школ. Сегодня порядка 200 общеобразовательных школ региона не могут получить такой статус. Получение статуса малокомплектной школы позволит общеобразовательным учреждениям Арктики повысить оплату труда педагогического персонала, решить вопросы с оснащением, что, безусловно, будет для них большим подспорьем».

Вице-спикер парламента Якутии также предлагает сохранить за агрошколами прежние штаты работников по агропрофилю, в поддержку предпринимательской деятельности школьников четко регламентировать и закрепить юридически деятельность школьных бизнес-инкубаторов.

Далее Антонина Григорьева предложила Министерству образования и науки РС (Я) взять на особый контроль вопрос по организации горячего питания в образовательных организациях арктических районов для бесперебойного обеспечения продуктами.

Кроме того, она сообщила, что Министерство образования и науки РС (Я) совместно с комитетом Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций под председательством Феодосии Габышевой изучает в эти дни условия создания колледжа для народов Севера.

«Мы считаем необходимым создание профильной организации среднего профессионального образования в Арктической зоне. В целом необходима разработка «северных» моделей психолого-педагогического сопровождения, профессионального самоопределения обучающихся Арктических районов. Мы убеждены в том, что при должном внимании всех заинтересованных сторон в регионах, где представлены традиционные отрасли народов Севера, имеют благоприятные перспективы кадровая политика и пространственное развитие арктических территорий», - заключила народный депутат республики.

Пресс-служба Ил Тумэна
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют