bookmark
17:12 22.04.2021

В Ил Тумэне обсудили проблемные вопросы строительства в границах зон затопления населенных пунктов Якутии

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 22 апреля состоялся правительственный час «О проблемных вопросах строительства в границах зон затопления населенных пунктов Республики Саха (Якутия)». Мероприятие провел председатель постоянного комитета Ил Тумэна по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Яков Ефимов.

В мероприятии принимали участие народные депутаты РС(Я), представители исполнительной власти и муниципалитетов. Открывая правительственный час, Яков Ефимов отметил актуальность обсуждаемого вопроса и напомнил, что в Ил Тумэне 31 марта 2021 круглый стол на тему «Соблюдение требований законодательства в сфере территориального планирования», в котором также обсуждались проблемы зон затопления.

Основным докладчиком выступил министр экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) Сахамин Афанасьев.

Сахамин Миланович проинформировал, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации в июле 2017 года были проведены работы по определению и установлению границ зон затопления. Зоны затопления установлены в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет). Границы зон затопления были установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» на основании проведенных гидрологических и топографических расчетов, справок муниципальных образований о количестве населения и об объектах капитального строительства, попадающих в зоны затопления.

В Республике Саха (Якутия) границы зон затопления установлены по 123 населенным пунктам республики. Зоны затопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. В соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления запрещается капитальное строительство новых населенных пунктов и объектов без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления. Министр подчеркнул, что основная концепция поправок внесенных в Водный кодекс, чтобы граждане не строили в зонах затопления жилье и не проводились расходные мероприятия из бюджетов всех уровней.

Согласно Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, границы зон затопления могут быть изменены при внесении соответствующих изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий муниципальным образованием при строительстве новых сооружений инженерной защиты населенного пункта и объекта от затопления.

Для строительства домов, реконструкции уже имеющихся необходимо обеспечить их инженерную защиту, препятствующую их затоплению. Органы местного самоуправления данных населенных пунктов должны внести изменения в генеральные планы и правила землепользования и застройки в целях отображения зон затопления в документах, а также в целях дальнейшего планирования и осуществления хозяйственной деятельности с учетом введенных ограничений.

Сахамин Миланович сообщил, что Минэкологии РС (Я) проведен анализ границ зон затопления населенных пунктов. В результате пришли к выводу, что в 82 населенных пунктах, более 30% территории которых затапливается необходимо строить защитные сооружения, а в 27 населенных пунктах, менее 30% территории которых затапливается необходимо переселить населенные пункты на незатапливаемую территорию. В остальных населенных пунктах затапливаются незастроенные территории, на которых необходимо запретить выделение земельных участков и строительство капитальных объектов.

Докладчик рассказал, что министерством направлены предложения в федеральный орган исполнительной власти по упрощению порядка строительства в случае изменения градостроительного зонирования, наличия инженерных сооружений, защищающих населенный пункт от затопления. Предлагается рассмотреть изменения требований к объектам капитального строительства при обеспечении искусственного повышения поверхности земельного участка или использования свайного поля. По словам Афанасьева, предложения о внесении изменений в Водный кодекс РФ в части упрощения порядка одобрены Правительственной комиссией РФ и будут вноситься в качестве законодательной инициативы в Госдуму. Законопроект находится на стадии публичного обсуждения.

Содокладчиком выступила руководитель Управления архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) Ирина Алексеева.

Она подчеркнула, что документы территориального планирования должны учитывать имеющиеся зоны затопления и зоны подтопления как зоны с особыми условиями использования территории. Зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления.

Ирина Дмитриевна сообщила, что из 35 генеральных планов направленных муниципалитетами на согласование с 2018 по 2020 годы – 9 (из 16) получили отказ из-за замечаний МЧС в части отсутствия карт ЧС природного и техногенного характера.

«Из 123 населенных пунктов в составе только одного (с. Партизан, Намского района) учтены зоны затопления и подтопления в соответствии с тем, как они отображены в публичной кадастровой карте. По с. Намцы, Намского района ведутся работы по утверждению генерального плана, а по с. Кутана, Алданского района, вносятся изменения, но без учёта зон затопления и подтопления», - уточнила руководитель управления.

Таким образом, по 87 населенным пунктам (из 123) зоны затопления и подтопления не отображаются на публичной кадастровой карте. Из 87 населенных пунктов в 44 в составе генеральных планов учтены зоны затопления и подтопления, но не представляется возможным проверить их соответствие.

На данный момент ведётся анализ учёта зон затопления и подтопления в указанных 123 населенных пунктов. Ирина Дмитриевна напомнила, что в соответствии с требованиями ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в зонах затопления и зонах подтопления запрещается размещать новые населенные пункты и возводить объекты капитального строительства без обеспечения инженерной защиты. Также запрещено размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов.Запрещается застройка тех территорий, которые подпадают в зоны затопления и подтопления без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления (берегоукрепление, строительство дамб, защитных устройств и т.д.).

Как отметила Ирина Алексеева, ряд населенных пунктов не согласны с границами зон затопления и подтопления, сведения о которых внесены в ЕГРН. С ними Управление ведет работу по уточнению границ для дальнейшего согласования с Федеральным агентством водных ресурсов.

Предлагается организовать обсуждение с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов вопроса по изменению установленных зон затопления и подтопления на основании предложений Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) подготовленных совместно с органами местного самоуправления об изменении установленных зон затопления и подтопления.

Далее Ирина Дмитриевна предложила муниципалитетам в кратчайшие сроки проанализировать свои градостроительные документы и привести их в порядок. Предлагается ответственным органам исполнительной власти совместно с МСУ провести специальные защитные мероприятия по предотвращению затопления. Необходимо организовать работу по оформлению защитных устройств для постановки на государственный кадастр недвижимости в целях снятия ограничений по застройке территорий, подпадающих под зоны затопления и подтопления.

Далее народные депутаты РС(Я) Антонина Григорьева, Павел Петров, Феодосия Габышева, Дмитрий Семенов, Петр Аммосов задали вопросы докладчикам и первому вице-премьеру Кириллу Бычкову. В частности, парламентарии интересовались о количестве населения, проживающего в населенных пунктах, подпадающих под зоны затопления, объемах финансовых ресурсов, необходимых для проведения мер по защите населенных пунктов от наводнения, источниках бюджета (муниципальный, региональный или федеральный), работе с федеральными органами по привлечению субсидий, возможности проведения благоустройства вместе с берегоукрепительными работами, привлечении научной сферы и другие. Предлагается синхронизировать вопросы территориального развития, генпланов и строительства в населенных пунктах со стратегией развития республики и муниципалитетов.

Как пояснили представители исполнительной власти, в связи с тем, что в настоящее время уточняются генеральные планы населенных пунктов, а также имеются разногласия по затапливаемым населенным пунктам, нет проектно-сметной документации по защитным сооружениям, назвать точное количество населения, подпадающих под зоны затопления, и уточнить объемы необходимых субсидий не представляется возможным. Сахамин Афанасьев проинформировал, часть муниципалитетов выделяет средства на проектно-сметную сметную документацию для строительства защитных инженерных объектов. Необходимо увеличить финансирование по данному направлению из республиканского бюджета. Наличие ПСД является основным требованием для выделения федеральных средств по строительству таких сооружений. Так, например, за счет федеральных ассигнований планируется строительство объектов в г.Верхоянск стоимостью 1 млрд 117 млн руб. и в с.Верхневилюйск - 783 млн. руб. Также ведутся работы по береговой линии поселка Нижний Бестях, планируются работы в с.Хатассы.

По привлечению научной сферы, министр предложил вернуть Минэкологии данное направление. В настоящее время вопрос курирует Минобрнауки РС(Я).

Председатель комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев напомнил, что на парламентских слушаниях 14 апреля 2021 г., Правительству РС(Я) было предложено создать межведомственную группу для разрешения вопросов участков, подлежащих частично затоплению или подтоплению. «На практике половина участка гражданина может попасть под границы запретной зоны, а ему будут запрещать строить жилье, т.к. часть его участка попала в запретную зону. Нам необходимо в этих вопросах индивидуально подходить к каждому случаю. Везде в каждом муниципалитете надо создавать такие межведомственные структуры», - сказал он.

Глава села Боробул Таттинского улуса Петр Егорович Захаров, подключившийся по ВКС, сообщил, что из 14 населенных пунктов района, 10 находятся в зоне затопления. Он сказал, что границы зон изначально были утверждены на основе топографических данных 1970-х годов. В связи с этим глава муниципалитета предложил за счет государственного бюджета провести новую топосъемку. Кроме того, было предложено определить приоритетность населенных пунктов с учетом процента затапливаемой площади для строительства инженерной защитной инфраструктуры. Петр Захаров также считает, что Правительству РС(Я) необходимо усилить работу с федеральными органами для изыскания средств на проектно-сметную документацию по всем 123 населенным пунктам.

Подводя итоги правительственного часа, Яков Ефимов отметил, что все озвученные и направленные предложения войдут в проект решения комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике.

Пресс-служба Ил Тумэна
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют