bookmark
13:14 03.09.2021

Хабарда: Гибель в небе

– Вы не знаете, что нашего Хабарды нет в живых?! Он же погиб при взрыве самолёта! Террористы его взорвали

Светлой памяти Павла Павловича Васильева-Хабарды, чемпиона СССР среди юниоров, мастера спорта СССР по вольной борьбе посвящается.

Автор.

… По скользкой весенней дороге УАЗ мчался на предельной скорости. Время от времени пассажир просил водителя сбавить ход и не отвлекаться. Он молил бога, чтобы на узкой дороге навстречу им не выскочил трактор со стогом сена. В свою очередь водитель Иван, не имеющий привычки опаздывать, ругал пассажира за то, что тот, по его мнению, слишком долго собирался, а потом так же долго и тщательно укладывал репортёрскую аппаратуру. То и дело на поворотах, когда заносило машину, он крепкими словами вспоминал однополчанина Кузьмича, который, опять же по ощущениям Ивана, выпустил его «в рейс» с неправильно прокачанными тормозами.

– Василий Фёдорович, да ты не волнуйся! Приедем вовремя. Машина – зверь, водитель ас! У моего боевого брата Кузьмича, а точнее в мастерской подполковника Виктора Кузьмича Михайлова, машину ремонтируют как на военном заводе. Гарантированно на одну армейскую наступательную операцию, то есть с гарантией максимум на шесть дней! – и водитель, довольный армейской шуткой, громко рассмеялся.

Но его пассажиру армейская тематика и вообще тема локальных войн и горячих точек не по душе. Он считает, что и так всё запутано, хрен поймёшь, на чьей стороне правда. Василий придерживался принципа исключительно спортивного противостояния. Для него главное, чтобы спорт был всегда миротворцем, чтобы разрешал все споры и чтобы все страны, в конце концов, дружили благодаря спорту. Но сейчас, чувствуя возбуждённость водителя, Василий решил не будить в нём зверя и успокоить его, поддержав разговор. Скорость машины и так автоматически начала подниматься по мере самовозбуждения водителя.

– Иван, ты откуда Хабарду знаешь? Что тебя с ним связывает?

– Это что, интервью? Если думаешь, что скорость сброшу, Василий Фёдорович, пока даю интервью, то глубоко ошибаешься. Сказал, довезу без происшествий и без приключений, значит довезу. Сказал, не должны опаздывать, значит должны прибыть на место дислокации хотя бы за полчаса до начала турнира. Мы же офицеры, Василий! – и водитель прибавил ходу, подгоняя себя: «Гари, гари Иван, гари!».

… Турнир, куда они спешили, был посвящён памяти одноклассника водителя – защитника родины, спортсмена и потому Ивану, профессиональному военному, никак нельзя было опаздывать. Уже стемнело, когда уазик резко тормознул перед сельским клубом.

– Всё, прибыли! Успели. Василий Фёдорович, просыпайся! До начало турнира ещё полчаса. Ты пока разведай, что к чему, а я чуть задержусь. Машину посмотрю, себя в порядок приведу…

Иван вышел из машины и, как былые времена в разведке, автоматически огляделся, замечая всё кругом до мелочей.

Вот вдали виднеются парочки, которые взявшись под ручку и ускоренным шагом – словно наперегонки друг с другом, идут в направлении клуба, Они прекрасно знают, что в сельском клубе мест мало, а гостей много. Чуть ближе открывается вид на водопой, откуда хозяева спешно гонят коров, видимо, поставят скотинушку и тоже придут на турнир. Справа от клуба остановился «Беларус» со стогом сена и тракторист побежал к сельскому клубу. В «ближайшем секторе» можно наблюдать и слышать, как гости с других улусов расспрашивают местных о том, где найти гараж и столовую. У входа в клуб толпятся местные мальчишки и мужчины в возрасте, приветствующие приезжих. Они искренне рады тому, что в их небольшое село на турнир приехало так много гостей, особенно незнакомых и явно городских. У них приподнятое настроение за значимость соревнования и гордость за земляка.

– Раз Василий Посельский приехал, значит, турнир по радио транслировать будут, а потом по телевизору покажут. Вот здорово! – донеслось до Ивана фразы из разговора местных мужиков, когда он подходил к ним.

– Здравствуйте! – поприветствовал Иван стоящих у входа в клуб людей.

– Здравствуйте! – послышалось ему в ответ.

– Что за мероприятие? – решил проверить Иван земляков Хабарды.

– Турнир по вольной борьбе на призы Павла Васильева – Хабарды, нашего земляка, мастера спорта, чемпиона Советского Союза! – с гордостью ответил за всех подросток лет четырнадцати, по всей вероятности, отличник учёбы.

– А где сейчас герой турнира, он уже прибыл? – специально спросил офицер запаса уже у другого парня постарше, потенциального призывника, а заодно решил проверить, что знают земляки о его однокласснике. Это был старый приём в разведке, который они частенько применяли при опросе местного населения в Афганистане.

– Вы не знаете, что нашего Хабарды нет в живых?! Он же погиб при взрыве самолёта! Террористы его взорвали. Давно это случилось, нас тогда даже в «проекте» не было, – ответил за всех мужчина спортивного телосложения, продемонстрировав, что достаточно хорошо осведомлены о своём земляке. А заодно дал понять, что они хоть и деревенские, но не лыком шиты и знают, что терроризм начался не вчера. Также его чуть раздражённая интонация говорила, что сегодня назло всем международным террористам вспомнят своего прославленного земляка, первого якутского борца с террористами.

– Извините, – сказал гость смущённо и вошёл в клуб. Ему действительно стало не по себе.

«Зачем надо было проверять земляков Павлика? Конечно же, они знают о подвиге Павла. Здесь деревня, потому им не безразлична судьба односельчанина», – подумал Иван. Он знал, что деревня – это одна большая семья, где люди держатся друг за друга, берегут друг друга и надеются только друг на друга. Иван остался доволен ответом мужчины спортивного телосложения, настоящим патриотом деревни, хранителем сельских традиций, надёжной заменой старой гвардии. С такими людьми деревня обязательно выживет, какие бы эксперименты над нею не ставили...

«Вот ты где, значит, родился Хабарда! А земляки твои приветливые, но палец в рот им не клади – оттяпают враз, и глупых вопросов не задавай. Извини, Хабарда, столько лет прошло… Многое забылось, но тут сразу мне напомнили твой характер», – пронеслось в голове Ивана, пока он устраивался поближе к борцовскому ковру.

– Күндү көрөөччүлэр! Күндү олохтоохтор, ыраахтан, чугастан кэлбит ыалдьыттар! Күрэхтэһии кыттыылаахтара! Дорогие жители, гости и участники соревнований! Начинаем турнир по вольной борьбе, посвящённый памяти чемпиона Советского Союза среди юниоров, мастера спорта СССР Павла Павловича Васильева. Турнир посвящён вашему… нашему земляку, якутянину, солдату, защитнику Отечества, который в 1972 году трагически погиб при исполнении…, – и тут голос спортивного комментатора неожиданно задрожал.

Сколько провёл Александр Васильев-Кёрдюгэн турниров и соревнований в качестве комментатора, в том числе и рангом гораздо выше – республиканского, российского и даже международного уровней, но никогда его голос не дрожал и не давал осечки. А сегодня было что-то особое, отчего его голос задрожал помимо его воли. Кёрдюгэн чувствовал двойную ответственность перед земляками Павла Васильева, которые гордились спортивными успехами и подвигом своего земляка. Он ещё в Барнауле – в далёкие семидесятые годы прошлого столетия и, получается даже тысячелетия, слышал борцовские легенды о Павле Васильеве, крепком сельском парне от его одноклассника Гриши Иванова по прозвищу Добросклон.

… Маленький сельский клуб был до отказа забит зрителями, спортсменами с разных районов, односельчанами, знакомыми и родственниками героя турнира. Уже выросло поколение спортсменов, добившихся немалых результатов, которое никогда не видело своего знаменитого земляка. Даже многие старожилы и ровесники Павла за эти тридцать с лишним лет начали забывать его внешность. Но боль за трагически оборванную жизнь подающего большие надежды якутского борца вольного стиля, пропагандиста нового стиля борьбы осталась в их сердцах навсегда.

Одноклассники героя турнира сидели рядом с портретом Павла. Они видели и слышали, как гордились им его односельчане, удивлялись и восхищались гости, вспоминали былое старики. Одноклассники – это Стив (Степан Васильев, главный сельхозначальник Усть-Алданского улуса) и Черкаш (Анатолий Черкашин, специалист противопожарной службы). Они вместе учились и тренировались с Павлом у Дмитрия Петровича Коркина. Эх, какие были времена! В мае, например, друзья с риском для жизни проводили «Усть-Алданский экстрим» – плавание на льдине под самодельными парусами по озеру Чурапча. Прыгали с льдины на льдину, перебираясь на противоположный берег. Этот жёсткий экстрим, как считали они, помогал вырабатывать смелость и храбрость, ловкость и быстроту мышления. Конечно, такое нельзя приветствовать, но было в их жизни и такое. С улыбкой вспоминается, как они – усть-алданские парни, всегда и везде пытались доказать другим, что самые красивые и настоящие якутские девчата все родом из их улуса.

Увлечённые воспоминаниями друзья не сразу заметили, как к выставленному в спортивном зале портрету молодого солдата подошла женщина и минуты три молча смотрела на него...

Иван ГУРЬЕВ, ветеран боевых действий, полковник запаса пограничных войск

Продолжение следует

SAKHAPRESS
Фото: topwar.ru
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют