bookmark
11:26 02.12.2021

Объявлена дата российского проката фильма "Нуучча"

В комментариях написали, что ленту уже назвали русофобским и потому «вряд ли он получит широкий охват кинотеатров». Хочу поделиться некоторыми соображениями по этому поводу

Прекрасная новость. И опять с кинополей. Фильм Владимира Мункуева «Нуучча», одну из главных ролей в котором исполнил российский актер Сергей Гилев, получил дату проката. Об этом сообщает «Российская газета». Правда, придётся подождать, потому что компания Capella Film выпустит его в кинотеатрах только 7 апреля 2022 года.

Ничего, мы подождём российского проката. Как же быстро мы привыкаем к хорошему! У картины нашего якутского режиссёра – премия за режиссуру 32-го Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр", Гран-При программы "К Востоку от Запада" кинофестиваля в Карловых Варах. Фильм был показан в рамках программы "Свежие веяния" недавно завершившегося 25-го ежегодного кинофестиваля в Таллине. Ранее картина становилась победителем программы Works in Progress Awards в категории Post Production Awards в Таллине.

Фильм – притча, которая вызывает много ассоциаций с историей и современностью, и в этом, по мнению автора статьи, одна из самых сильных его сторон. В нём, напомним, также снимались якутские артисты Павел Колесов, Ирина Михайлова, Иннокентий Луковцев, Данил Осипов, Зоя Багынанова, Николай Протасов и другие.

Автор сценария – Владимир Мункуев. Продюсеры: Борис Хлебников ("Пингвины моей мамы", "Обычная женщина"), Александр Плотников ("Капитан Волконогов бежал", "Пингвины моей мамы"), Евгений Никишов ("Аванпост", "Перевал Дятлова"), Валерий Федорович ("Фея", "Колл-центр"), Альберт Рябышев ("Вы все меня бесите"), Андрей Ушацкий ("Презумпция невиновности").

Мысли вслух: чем важен выход фильма "Нуучча" в российский прокат

На предыдущий мой пост о выходе в российский прокат фильма режиссёра Владимира Мункуева «Нуучча» в комментариях написали, что ленту уже назвали русофобским и потому «вряд ли он получит широкий охват кинотеатров». Хочу поделиться некоторыми соображениями по этому поводу.

Насчёт русофобского – это пальцем в потолок. Тем более, что в фильме по большому счёту речь идёт не о межнациональных отношениях. Это настоящая кинопритча совсем о другом. Данная оценка не выдерживает никакой критики. Об этом свидетельствует множество наград, уже завоёванных картиной. В том числе, премия за режиссуру 32-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» и Гран-при программы «К Востоку от Запада» кинофестиваля в Карловых Варах, и ... Стоп. Здесь отвлечёмся от фестивальных премий, которые нам зачастую зашоривают взгляд, и поменяем ракурс взгляда на проблему «успех – не успех» проката.

Любой фильм – чтобы там ни говорили об искусстве – это в немалой степени товар, который должен успешно продаваться. Наиболее кассовые якутские фильмы в республиканском прокате показывают цифру примерно в 15-16 млн рублей. Это, например, криминальная комедия «Агент Мамбо», которая при бюджете в 1,7 млн рублей собрала в прокате 15,5 млн рублей. Оговорюсь, что привожу данные из открытых источников на конец 2019 года. Потом началась пандемия. Вполне вероятно, что информация могла устареть, но она в целом на общую картину (простите за тавтологию) не влияет.

Итак, 15-16 млн рублей за счет республиканского проката. Видимо, это примерный потолок по субъекту, который можно пробить, лишь увеличив количество кинотеатров в целом по Якутии. А пока всё. Дальше расти некуда. Родные якутские зрители как таковые закончились чисто физически. Новые финансовые вершины можно покорить лишь за счёт нового рынка. То есть, массового выхода якутских картин на следующий уровень проката.

Это, во-первых. Во-вторых, мы начинаем слишком прельщаться, когда говорим об успехе якутского кинематографа. Поясню. Авторский, самобытный – это да. Как говорил уважаемый (ныне покойный) киногуру Кирилл Разлогов во время лекции в стенах СВФУ, развитие якутское кино в широком смысле этого слова напоминает ему начало истории французского кино. Он во время лекции проводил такие параллели.

Сейчас о якутском кино мы судим по профессиональным наградам на кинофестивалях. Парадокс, но при всех фестивальных успехах большинство россиян – 80-90%, ни сном, ни духом не ведают, что такое якутское кино, поскольку в глаза его не видели. Вот почему должен быть всероссийский прокат. И не отдельных лент.

Большая часть якутских лент должна перестать быть «вещью в себе», продуктом для киногурманов, о которых рассуждают лишь фестивальные кинокритики. Российский зритель из глубинки должен проголосовать за якутские картины ногами, своим рублём. Мне кажется, мы идём к этому, где-то даже готовы. Необходимо наладить работу с авторитетными кинодистрибьютерами, хорошими продюсерами, а не сваливать всё на хрупкие плечи одной Сарданы Саввиной и не жалеть на это средств. Лишь после широкого российского проката, когда рядовой зритель увидит весь спектр производимых в Якутии фильмов, где, оказывается, есть и своё «Жертвоприношение и свои «Иди и смотри», свои истерны, экшны и комедии, можно говорить о новом этапе в развитии якутского кинематографа.

И хорошо, что лента «Нуучча» собирается выходить в прокат без помпы, без лишней суеты и шумихи. Предстоящее событие воспринимается нами уже адекватно, без национальной истерии республиканского масштаба. Это как очередной запуск космонавтов на орбиту. Конечно, здорово, что полетели в космос, но это же их работа…

Алексей АМБРОСЬЕВ - СИЭН МУНДУ, писатель, переводчик, публицист
Фото: из открытых источников
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют