bookmark
10:33 15.02.2023

Операционная медсестра Вера Азарова: «Мое кредо - честность»

По окончании Алданского медицинского училища, где Вера Шараборина дополнительно прошла курс операционной медсестры, ее направили в родной Намский район. И, как и следовало ожидать, трудовая деятельность ее началась в операционном блоке. Без малого сорок пять лет ее жизни связано с хирургией. Накануне Международного дня операционной медсестры, который традиционно отмечается 15 февраля, я беседую со старшей медсестрой хирургического отделения Намской центральной районной больницы Верой Иннокентьевной Азаровой.

- Раньше в отделении работали один, два хирурга. Если кто-то из двоих уйдёт в отпуск, то стоишь вместо него на операции как ассистент и операционная медсестра. Операции были разные, зачастую экстренные, сложные и стоять у операционного стола можно было по пять – шесть часов подряд.

Операционных сестер справедливо называют элитой сестринского персонала. Операционная сестра первой входит и последней покидает операционную. Именно она первой встречает пациента, а значит, от нее будет зависеть настрой больного человека на успешный исход операции. Кто хотя бы раз попадал на операционный стол, думаю, помнит теплое прикосновение руки медсестры, ее ободряющую улыбку. Операционная сестра обязана быть собранной, внимательной, без слов понимать хирурга, знать и предугадать (!), какой инструмент может понадобиться в тот или иной момент и даже рассчитать ход операции.

- Я счастлива, что успела поработать с такими хирургами - аксакалами, как Петров Александр Данилович и Яковлева Анна Дмитриевна. В конце 1979 года меня отправили на курсы медсестер-анестезисток. По рассказам ветеранов, во время экстренных случаев операции проводили под эфирно- масочным наркозом. Клали на лицо больного марлю и капали эфир. Эту процедуру могли проводить даже санитарки. Бедный медперсонал, дышали эфиром и работали так постоянно. До восьмидесятых годов у нас не было врача-анестезиолога. Наркоз проводили врачи из города, на ожидание уходило золотое время. Отучившись, я приехала домой и бросила все свои силы на установку наркозного аппарата «Наркон–2П», могла самостоятельно проводить масочный и даже эндотрахеальный наркоз. Я до сих пор благодарна врачам-анестезиологам из Якутска, у которых училась, за знания, поддержку, снабжение запчастями для наркозного аппарата. Они научили меня вести себя в разных ситуациях, держать себя в руках.

Трудно себе представить, как один человек мог справиться с такой огромной физической и психологической нагрузкой, но медсестрам приходилось совмещать работу операционной сестры, сестры - анестезиста, перевязочной медсестры, медсестры - автоклавщика и медсестры гинекологического кабинета. Кроме всего медсестры дежурили на посту и делали забор крови от доноров.

- Как у Вас складывались отношения с врачами?

- Я рада, что начинала первые шаги в хирургическом отделении и работаю долгое время под руководством неординарных, любящих, знающих свою работу от «а» до «я» людей. Они посвятили свою жизнь профессии, благодаря им, я влюбилась в хирургию навсегда. Отделением очень долго заведовал врач хирург Семёнов Иннокентий Константинович, население района до сих пор помнит и тепло отзывается о нем. Наши врачи активно применяли оперативные методы лечения травматологических больных, выполняли сосудистые операции, операции на желчевыводящих путях. 2003 год был для нас годом прорыва, намские хирурги одними из первых в республике внедрили эндовидеохирургический метод операций на желчевыводящих путях и органах малого таза. Молодой хирург Сивцев Афанасий Иннокентьевич впервые провел такие операции, как «аденомэктомия», «иссечение парауретральной кисты». И мы, медсестры, старались им соответствовать. Мы уважали врачей и даже побаивались, они были для нас непререкаемым авторитетом. Мы очень строго соблюдали дистанцию между врачом и медсестрой, строго выполняли назначения, слово заведующего звучало как приказ, для нас не существовало слово «нет», мы могли по двое - трое суток подряд дежурить. Считали: надо – значит, надо. Может быть, это было советское воспитание, но это во мне сидит в течение сорока четырех лет.

- У Вас, наверное, были наставники?

- Когда я пришла, операционной медсестрой работала любимица населения, всеми уважаемая, Людмила Марагимовна Курамшина. Она меня встретила по-матерински тепло. Я благодарна судьбе, что встретила и работала рядом с таким человеком, благодаря ей, научилась не бояться трудностей, находить быстрые решения в любых ситуациях, не паниковать. Никогда не забуду слова хирурга Анны Дмитриевны Яковлевой: «Милу сможешь заменить!» имея в виду Людмилу Марагимовну. Я была горда, сравнение с таким человеком окрыляет. Еще одна моя наставница - операционная санитарка - выручалочка наша Рожина Тамара Алексеевна. Она все умела, когда мы стояли на операции. Она успевала и автоклавировать, и перевязки делать, и даже помогать врачу-гинекологу на малых операциях. Благодарность своим дорогим наставницам я сохраню на всю жизнь.

- А когда Вы стали старшей медсестрой отделения?

- Старшей медсестрой работаю с 1998 года, нынче будет двадцать пять лет.

- Расскажите о своих медсестрах. Как вам вместе работается?

- У меня сплочённый дружный коллектив. Из основного состава медсестер тринадцать - с высшей квалификационной категорией. Это «костяк» отделения, сестры, которые проработали по двадцать пять – сорок лет. Работали дружно, подменяли друг друга. Без взаимозаменяемости в нашей работе нельзя, это будет, мне кажется, уже не коллектив. Как потом в глаза посмотришь коллеге? С удовольствием говорю, что мои медсестры почти все имеют дополнительные удостоверения. В жизни всякое бывает: медсестры хирургии могут заменить медсестру - анестезиста и наоборот. Эти качества нам пригодились при работе во время пандемии COVID-19. Я хорошо знаю своих медсестер, уважаю, люблю и не перестаю хвалить их. Иногда и приструнить могу, конечно, не посмотрю, что со стажем, и поругать, и все равно верю и доверяю им. Доверие, уверенность в коллеге - самое главное. Если не доверять, лучше не работать.

- Как восстанавливаетесь после ночного дежурства?

- Этот вопрос я тоже задаю своим медсестрам (старшая медсестра же как психолог в отделении!). Молоденькие медсестры так отвечают: «Хорошо поспать, хотя бы два часа спокойного сна, принять ванну или душ, приготовить или купить, чего хочется и вкусно поесть, пообщаться с родными». Среднее звено говорит: «Спим, слушаем музыку». Те, кто постарше: «Гуляем, дышим свежим воздухом, принимаем душ, спим два-три часа и снова готовы в бой». А я всегда хотела сходить куда-нибудь: в театр, кино, музей или поплавать. Увы, такое удовольствие не всегда получалось.

- Ваше кредо?

- Честность. Когда приходит практиканты, новенькие медсестры, я всегда спрашиваю: «Что в первую очередь требуется от медсестры?». Ответы разные бывают: чистоплотность, порядочность, точность, уметь жалеть людей, но пока ещё никто не сказал «честность».

- Какие правила за время работы Вы выработали для себя?

- Привычку не опаздывать. Чётко ясно и изъяснять свои требования. Никогда не унижать человека. Что бы ни случилось, приходить на работу с хорошим настроением. И постоянно воспитывать себя. А еще важно для меня - не смешивать работу и дом, то, что было на работе, оставлять там, и какой бы ни была тяжелой смена, дома настроения не показывать.

- А смену себе готовите?

- Да, подходит время подумать об отставке, и я замену себе нашла. Хочу, чтобы меня заменила молодая медсестра Мария Михайловна Тимофеева. Я в ней вижу стержень, ум, хватку. Терпению научит жизнь.

Зоя ИГНАТЬЕВА
Фото: предоставлены героиней материала
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют