Испытано на себе: Реалии работы на маркетплейсах
Бывший руководитель пресс-службы Администрации президента и правительства республики Афанасий Егоров в своем телеграм-канале @agitych опубликовал пост, в котором поделился о своем новом опыте работы на маркетплейсах. С его разрешения Sakhapress публикует данный пост:
"Долгой якутской зимой даже в частном доме особо заняться нечем. Уборка снега не в счет. Это скорее физзарядка, а не работа. Поэтому решил заняться самообразованием.
К курсам офф-лайн однажды привили жесткую изжогу, но об этом как-нибудь позже. Поэтому решил присмотреться к курсам он-лайн. Правда и тут есть свои нюансы. Не всякий курс оказывается по душе.
После первого неудачного эксперимента (тема не зашла от слова «совсем») наткнулся на курсы менеджеров маркетплейсов (ММ). Надо сказать, тут тоже есть свои тонкости. Как-то раз видел объявление о курсах ММ продолжительностью полгода и стоимостью 180(!) тыров. Наверняка это чиновники деньгу срубить решили.
Однако при желании всегда можно найти приемлемые варианты. Мне повезло, нашел достаточно короткие (1,5 мес), бюджетные и при этом информативно очень насыщенные курсы. В общем, вполне искренний респект организаторам.
Сразу оговорюсь, я сильно сомневаюсь, что пойду в ММ. Погрузиться в профессию в режиме 24/7 вряд ли получится (особенно летом), а скакать по верхушкам тоже не очень интересно.
Про «пару часов»
Итак, к делу. Что касается собственно профессии ММ, то курсы ещё не закончились, но кое-какие выводы сделать уже можно.
Во-первых, не верьте байкам, что можно быть успешным ММ, занимаясь этим делом всего пару часов в день. Потому что уже на втором занятии вам объяснят, что карточку товара нужно проверять три раза в день – утром, днем и вечером. А таких карточек может быть и 5, и 10, и…
Карточки проверяются не просто так. Это нужно для оценки продвижения товара на выдаче маркетплейса. То ли вы двигаетесь на первую страницу, то ли наоборот, скатываетесь на десятую, двадцатую и далее.
Существует множество способов подъема карточки на выдаче маркетплейса. В том числе с помощью доработки своей карточки, рекламы и кучи других приемов.
Отличным помощником для ММ являются сервисы аналитики маркетплейсов. Если знать их алгоритмы, то можно проанализировать не только себя, но и карточки конкурентов. А ещё ниши товаров, вплоть до конкретного предмета торговли. И ещё массу другой полезной для ММ информации.
В общем на арапа (в расчете на удачу, везенье, интуицию и т.д.) нынче на маркетплейсах делать нечего. Вы либо считаете, анализируете, думаете, либо система безжалостно выбрасывает вас за борт.
Так что не давайте обманывать себя сказками о бешеном заработке ММ «за пару часов в день».
Но это только начало. Дальше ещё веселее. «Чем дальше в лес, тем толще партизаны».
Обязанности менеджера маркетплейсов (ММ)
Обязанности ММ обширны и многообразны. Начнем с описания карточки товара. Как человек, написавший «мильон» текстов от сухих релизов в пять строк до художественных книжек, могу уверенно сказать, что текст описания карточки товара – это отдельный специфический жанр.
Текст обязан быть «продажным», то есть убеждать посетителя маркетплейса купить именно этот товар. Конечно, даже тут есть определенный люфт для полета фантазии, но необходимо соблюдать строгие правила, нарушение которых неизбежно приведет к фиаско.
К счастью, тут на помощь ММ приходят сервисы аналитики и специализированные сайты. Также можно использовать искусственный интеллект (ИИ), однако мой опыт показал, что слепо ему доверять нельзя. Там тоже хватает нюансов.
Еще ММ обязан сделать красивую (продажную) картинку и (желательно) продажное же видео.
Как человек, имеющий опыт создания фотоколлажей и работы с видео, могу сказать – занятие это увлекательное, но отнимающее кучу времени (это я опять про «пару часов для заработка»).
А еще ММ обязан планировать поставки товаров на маркетплейсы, контролировать остатки товаров на складе, бдить за деятельностью конкурентов, заниматься ценообразованием, планировать участие в акциях, в режиме нон-стоп совершать тучу других операций.
Перспективы
Что касается профессии ММ, то уже сейчас многое в их работе построено на алгоритмах глубокого анализа рынка. Так что не удивлюсь, если в скором будущем (а может быть уже сегодня) существенную часть функций ММ возьмет на себя искусственный интеллект.
Что касается собственно маркетплейсов (понятно же, что ММ прямо зависит от их состояния), то в ближайшее время многие прогнозируют тектонические сдвиги в этой сфере.
Уже сейчас продажа многих товаров и даже целых ниш в маркетплейсах монополизирована крупными игроками. Чаще всего это либо официальные дилеры, либо непосредственно производители товаров.
Тенденция давняя, поэтому самые продвинутые селлеры (поставщики товаров на маркетплейсы) обзаводятся собственным производством. Как следствие поле деятельности для перекупщиков постепенно (и неумолимо) сжимается.
Ситуация усугубляется давлением со стороны китайских фирмачей, которые сами начинают прямые поставки на отечественные маркетплейсы. В перспективе всё вместе взятое способно привести к сокращению количества продавцов на маркетплейсах, а значит, и услуги ММ будут менее востребованы.
Но если приход отечественных производителей и китайских фирмачей на маркетплейсы в целом благо для конечных потребителей, то задумка родимого правительства как-нибудь «урегулировать» деятельность маркетплейсов – сплошной «черный ящик».
Пока достоверно известны две вещи: первое – правительство хочет, чтобы один маркетплейс занимал не более 15% рынка. Второе – на каждом маркетплейсе должна появиться выделенная ниша отечественных товаров.
То, что Wildberries и OZONу придется «делиться и почковаться» - это Бог с ними. Но каждому маленькому маркетплейсу понадобятся собственные склады, логистика и т.д. Что, учитывая размеры страны, явно скажется на накладных расходах. Потому сказать, будет ли польза от грядущего «урегулирования» конечному потребителю – пока весьма сложно.
Тем не менее я ничуть не жалею о своем решении пройти курсы ММ. Новые знания, возможность получить новые навыки (или вспомнить старые) еще никогда никому не мешали".
ТОП
- Окружная администрация города Якутска информирует о ситуации с СНТ «Сатал»
- Гороскоп на неделю с 4 по 10 ноября: Избегайте упрямства и проявления агрессии
- В Госдуме рассказали, кто может получить бесплатное жилье
- Медсестра из Якутска обвиняется в мошенничестве с авиабилетами на сумму порядка 145 тысяч рублей
- В Якутии 10-летняя школьница потратила со счета матери около полумиллиона рублей на покупку игровой валюты
Все комментарии
Да, китайские поставщики все чаще выходят на тот же "Озон", но маркетплейс сразу накручивает надбавку к цене. В условиях невнятной логистики (доставка часто более 2 месяцев), покупателю проще и дешевле сделать эту покупку на "Алиэкспресс", что он и делает.
Добавить комментарий