bookmark
20:06 10.03.2024

О прошедшей премьере оперы Чайковского «Евгений Онегин». Взгляд из-за кулис

В имении Лариных. Первая встреча

2 и 3 марта на сцене Театра оперы и балета явилось новое прочтение известнейшей оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», определяемой самим композитором как «Лирические сцены». Петр Ильич взял из пушкинского романа в стихах лишь тему любви юной Татьяны Лариной к молодому светскому льву Евгению Онегину, а также – пылкого поэта Владимира Ленского к младшей сестре Татьяны – резвушке Ольге. В результате Чайковский создал музыкальную драму, в тесном сплетении самых разных эмоций и чувств, результатом которых стала смерть Ленского на дуэли, поспешный отъезд Онегина из имения, его встреча с Татьяной через многие годы и крах надежд на возможное счастье… При этом главной героиней для композитора (как он сам признавался) была Татьяна. В музыкальной партитуре это прочитывается. Но тем-то и интересен театр, что музыкально-сценические произведения могут быть трактованы режиссерами по-разному.

«Евгения Онегина» заново прочитал и осмыслил режиссер-постановщик Карл Сергучев в тандеме с художником-постановщиком Саргыланой Ивановой. Его Онегин в этой постановке – один из главных героев. Он предстает перед зрителями не как столичный денди, сноб, которого лишь нужда заставила приехать в имение дядюшки, а как неуёмный ловелас, который, как говорится, за любой юбкой готов приударить (у Пушкина – за ножкой) – в аристократичном ли салоне, или среди селянок, и даже в присутствии хозяйки имения.

Последняя встреча Онегина с Татьяной

Все действие у Лариных происходит перед фасадом дома, под кроной красивейшего могучего дуба, эдакого «мирового древа» - символа незыблемости установленного миропорядка, где «привычка свыше нам дана, замена счастию она». Татьяна признанием в любви к Онегину в сцене письма нарушила было заведенный порядок, но Онегин (то ли в ее сне, то ли наяву – ведь она так и осталась в ночном пеньюаре, простоволосая) при встрече с нею своей проповедью быстро расставил все по своим местам. У Татьяны здесь случилось первое крушение надежд. Второе - у Ленского, которого на деревенском балу вовлек в свою интригу Онегин. Поэта предали дважды – невеста Ольга из капризной прихоти и друг Онегин - из-за досадного раздражения от сборища деревенских помещиков. В дуэли с бывшим другом и «погиб поэт, невольник чести».

Во втором акте, на великосветском балу, действие также происходит вне стен дворца, к которому ведет щеголеватая ажурная лестница на переднем плане. Онегин, попавший на бал, поражен превращением Татьяны из смущенной деревенской девочки в холеную светскую даму. Разговор с нею раскрывает ее богатую душу, что еще более восхищает Онегина. Он готов пасть наземь, вымаливая прощение, а Татьяна вновь признается в любви к нему. Но символ крушения надежд обоих – засохшее деревце на заднем плане, вместо роскошного дуба из начала оперы, назойливо намекает зрителям, что все кончено. И подняться на крутую ажурную лестницу славы и признания, увы, Татьяна после встречи с Онегиным уже не сможет. Так и остаются оба – Татьяна и Онегин – у ее подножия: «А счастье было так возможно, так близко!..»

Что же, участникам премьерного представления «Евгения Онегина» музыкальная драма вполне удалась, с чем можно всех искренне поздравить. По словам дирижера-постановщика Павла Васьковского, прежде всего нужно подчеркнуть, что это не просто очередная премьера. «Евгений Онегин» - большой творческий проект, важный не только для Театра оперы и балета, но и для всего искусства нашей республики. Начался этап вхождения в музыкально-театральное искусство нового поколения солистов оперы, артистов хора, артистов симфонического оркестра. Для многих из них опера «Евгений Онегин» стала первым шагом в их сценической деятельности: первые главные роли, первый выход на большую сцену республики, первое вхождение в сложную партитуру Чайковского. Опера «Евгений Онегин» стала еще одной премьерной ступенью в освоении музыкально-театрального репертуара и для самого дирижера-постановщика Павла Васьковского.

Татьяна на великосветском балу

Исполнители главных и основных партий прекрасно справились со своей ролью. В первый вечер – талантливый певец Алексей Иванов, для которого большая партия Онегина стала первой в классическом спектакле, молодые, но уже приобретшие известность Екатерина Захарова - в партии Татьяны Лариной и Екатерина Корякина – в партии Ольги Лариной. Также молодой солист оперы в партии Ленского – лирический тенор Александр Степанов. Многими было отмечено исполнение партии Няни Юлией Караченцевой.

Во второй вечер в партии Ленского полноценным дебютом в первой большой роли выступил Николай Ефимов. Сопрановую партию Татьяны с большим чувством и эмоциональной силой исполнила Зинаида Колодезникова. Достойно дебютировала в партии Ольги студентка 3-го курса АГИКИ Лия Винокурова, воспитанница А.С. Афанасьевой-Адамовой.

Молодых солистов оперы на премьере своим мастерством, сценическим опытом активно поддерживали Анегина Дьяконова и Феодосия Шахурдина (барыня Ларина), Юрий Баишев (в партии Онегина во второй вечер).

С оперной молодежью была проведена колоссальная, кропотливая работа, на каждодневных занятиях в классах и на сцене - концертмейстерами Алишером Салединовым и Аленой Давыдовой, руководителем стажерской группы Айталиной Афанасьевой-Адамовой, которая готовила молодых (и не только) певцов технически, но также давая понимание того, о чем они поют. Много, конечно, объяснял, разъяснял всем участникам премьеры режиссер-постановщик Карл Лазаревич.

Сцена дуэли

Хочется подчеркнуть, что впервые в постсоветской истории театра оперы и балета директор В.В. Левочкин поддержал оперную труппу открытием стажерской группы, таким образом, активно содействуя ее планомерной, последовательной работе. Конечно, и ранее были солисты оперы, которые работали как репетиторы. К примеру, ряд выпускников 2000-года Уральской консерватории вела мастер оперной сцены М.Е. Николаева. Но только с этого сезона оперной молодежи по-настоящему повезло: она окружена постоянным вниманием художественного руководителя и главного дирижера П.А. Васьковского, руководителя стажерской группы А.С. Афанасьевой-Адамовой и, наконец-то (!) с этого сезона – заведующей оперной труппой А.М. Борисовой. Советы мастеров оперной сцены дорогого стоят!

Как всегда слаженно работала во время премьеры художественно-постановочная часть (заведующий Виталий Бедарев). Это небольшой отряд осветителей (художник по свету Иван Шандровский), костюмеры (заведующая Роза Алексеева), постижерско-парикмахерский цех (руководитель Ваира Аргунова), и, конечно, монтировщики сцены во главе с Афанасием Афанасьевым, которые за кратчайшие сроки успевали заменять картины спектакля перед зрителями, работали сноровисто и аккуратно.

Павел Андреевич отметил концертмейстеров групп симфонического оркестра: виолончелей, гобоев, валторн, кларнетов, труб, арфу, которые блестяще справились с сольными моментами партитуры. А музыкальная ткань спектакля у Чайковского всегда сложна и тонка, в том числе в трактовке темпов, фразировке.

Участники второй премьеры с ветеранами оперной сцены

Замечательный хор театра, как всегда, порадовал своим гармоничным выступлением в массовых сценах голосистых крестьян, деревенских помещиков, привыкших сплетничать обо всем на свете, элегантных дворян, собравшихся на столичном балу. Балетные сцены, поставленные Екатериной Тайшиной, несмотря на ограниченность для них сценического пространства, выглядели очень изящно, легко и непринужденно.

Кстати, главный хормейстер Октябрина Птицына с благодарностью отметила, что, наверно, впервые для хора шили специальные новенькие костюмы, изготавливали обувь и головные уборы, тогда как нередко в классических постановках артистам хора сценическую одежду подбирали – в первую очередь, из-за всегдашней нехватки средств.

На славу постарались мастерские Театра оперы и балета под руководством Елены Лукиной, главного художника-модельера Юрия Лукина. Шикарная лестница и развесистый дуб с густой кроной, жесткие и мягкие декорации - дело золотых рук работников-бутафоров, художников-декораторов и художников-оформителей. Около 400 костюмов, головных уборов, аксессуаров для премьеры с любовью и тщанием изготовили закройщицы и швеи театральных мастерских.

В конце беседы Павел Васьковский подытожил: «В музыкальном театре самое сложное - это исполнение классических произведений, по которому судят о профессиональном уровне Театра оперы и балета. Сейчас мы собираем новое поколение артистов, и совместно с молодыми солистами должны выстроить фундамент классического и национального репертуара. Проект «Евгений Онегин» в этом плане – первая ласточка. Премьера удалась, и мы работаем дальше над расширением мирового репертуара нашего театра».

Пресс-служба ГТОиБ РС (Я)
Фото: К.Новгородовой
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют