bookmark
16:06 09.11.2011

Владимир Яковлев: "Радуюсь за якутян!"

РИГ «SakhaPress.ru». В Москве Медиа-группа "Ситим" встретилась с Владимиром Яковлевым - бывшим министром регионального развития России, доктором экономических наук, профессором, а самое главное - одним из наших самых уважаемых и известных земляков, которые в числе немногих смогли стать руководителями федерального масштаба. Поводом для нашей беседы с известным якутянином стало поистине историческое событие, которое предстоит 15 ноября - долгожданный приход железной дороги в Нижний Бестях. Встреча с Владимиром Анатольевичем по данному поводу - далеко не случайна. Именно Владимир Яковлев является человеком, который в свое время дал старт строительству железной дороги до Якутска. С этого и начался наш разговор. По мнению Владимира Яковлева, железная дорога, как и любое транспортное сообщение, предусматривает строительство целой сети сопутствующей инфраструктуры. С появлением любой дороги – автомобильной ли, железнодорожной ли - вдоль этой "ветки" начинается развитие во всех направлениях: от появления новых производств - до возможности обеспечивать непрерывную круглогодичную поставку любых грузов. "Летом 2003 года мы, по предложению Вячеслава Анатольевича Штырова, начали рассматривать проект финансирования этой железной дороги. Участок - большой, средств и инвестиций требовалось более чем достаточно. Но, тем не менее, хотя бы для того, чтобы понять, в каком состоянии вообще находится этот участок, мы вылетели в Якутию. И осенью 2003 года, пролетев от Якутска до Алдана, затем пересев на железную дорогу, мы полностью проехали тот участок, который был уже построен. Посмотрели строительство моста через Алдан и приняли решение, что на этом останавливаться нельзя. Надо идти дальше. То есть доводить дорогу таким образом, чтобы она прошла через Лену - в наиболее благоприятном месте, и чтобы ключевая железнодорожная станция была построена в самом Якутске", - вспоминает Владимир Анатольевич. Следующий наш вопрос касался перспектив развития и значения железнодорожной линии "Беркакит-Якутск" - кстати, единственной крупной железной дороги общего пользования, построенной на севере России в постсоветское время. Как выяснилось, Владимир Яковлев видит эти перспективы в основном в решении задач, связанных с северным завозом. По его мнению, приход железной дороги позволит в разы снизить транпортные расходы на поставку грузов в отдаленные районы Якутии. А это уже коснется каждой семьи, любого человека, которые на себе ощутят снижение (или хотя бы отсутствие роста! - Ред.) цен на те же продукты и товары народного потребления. Было интересно мнение нашего уважаемого земляка и относительно тех опасений, а не превратится ли, в силу своей нерентабельности, долгожданная "железка" до Якутска в своеобразный забытый "БАМ"?.. Как выяснилось, Владимир Анатольевич с подобными мнениями не согласен в корне: - Если кто-то говорит, что в центральной Якутии не будет грузов, что дорога будет "стоять", тот глубоко ошибается. Исследовательские работы в геологии, проходившие в республике в разное время, в том числе и в советское, доказали, что наша Якутия - богатейший край, причем до конца не изученный, как и любой северный регион России. Взять хотя бы то же Эльгинское месторождение, имеющее огромное количество угля. Для добычи угля и его вывоза необходима собственная транспортная инфраструктура. В этом плане - в свете развития экономики региона - значение железной дороги неоценимо. Есть и огромная социальная составляющая. Для Якутии одной из основных целей остается создание новых рабочих мест, и в этом отношении приход железной дороги в Якутск должен решить целый спектр социальных задач". - В августе этого года в Якутске прошла международная конференция, посвященная теме развития инфраструктуры Северо-востока страны. В качестве одного из «локомотивов» при этом было рассмотрено строительство трансконтинентальной магистрали через Берингов пролив. Как Вы считаете, нужен ли России предполагаемый тоннельный или мостовый переход через Берингов пролив на Аляску? Заинтересовано ли руководство РЖД в строительстве данного проекта? - Подобные вопросы рассматривались, чуть ли не в начале прошлого века. Думаю, перспективы есть. Сейчас мы учимся строить большой мостовый переход на остров Русский во Владивостоке, и, думаю, что такой проект сможет стать хорошим продолжением и на Чукотке. Подчеркну повторно: тема - давняя, и она обсуждалась и продолжает обсуждаться и сегодня. - Железная дорога на Северо-восток будет пресекать пути миграции диких животных, в частности, северных оленей, промысел которых остается одним из основным видов жизнедеятельности на Севере. Как будут, на Ваш взгляд, учитываться подобные и другие экологические проблемы при строительстве и эксплуатации железной дороги? - Вы, наверное, хорошо знаете, что Михаил Ефимович Николаев много занимался и занимается проблемами коренных народов севера. Я в свое время как губернатор и как министр участвовал в этих программах и хочу сказать, что президент Медведев недавно говорил о поддержке коренных народов, которые проживают в особо сложных условиях. Кочевья, рыболовство являются главной темой, необходимо сохранять те условия, которые помогают им выживать. Поэтому при строительстве крупных объектов необходимо учитывать экологию, миграцию животных, создавать условия для того, чтобы они могли в определенных местах проходить под инженерными сетями, дорогами и т.д. И не забывать создавать условия, для того чтобы кочевья окончательно не ушло в прошлое. - Трансконтинентальная железная дорога, транспортировка нефти и газа, сеть федеральных автомобильных дорог, Северный морской путь... Все это звучит очень красиво и громко. Но каковы при этом перспективы развития нашей республики как ключевого транспортного узла? - Думаю, в свете прихода железной дороги в столицу Якутии дальнейшее социально-экономическое развитие республики будет лишь динамичнее и благоприятнее с точки зрения улучшения жизни и благосостояния людей. Есть, конечно, разные мысли, даже опасения, но это - жизнь! Мы не должны стоять на месте, мы должны развиваться, открываться миру, соединяться, в конце концов, с миром! - Владимир Анатольевич, в завершение - немного личного. Как сложилась Ваша жизнь после работы в Правительстве России? Поддерживаете ли связь с земляками? - После ухода из государственной службы я, можно сказать, пришел в службу общественную, возглавив Российский союз строителей - авторитетное и большое общественное объединение, играющее свою роль в отстаивании законных интересов строителей, разработке и принятии профильных законопроектов. За эти годы у нас сложились хорошие, конструктивные взаимоотношения не только с Минрегионом, но и в целом Правительством и Администрацией Президента России. То есть, хочу сказать, что некоторые моменты чиновничьей жизни далеко не ушли. (Смеется. - Ред.) Просто они продолжаются в несколько ином формате. С земляками, конечно же, связь поддерживаю. - Ваши пожелания якутянам в преддверии по-своему исторических событий. - Только радуюсь за якутян! Радуюсь за любимый мною Якутск, за строителей, которые построили эту дорогу, потому что это - огромнейшее достижение как для самой Республики, так и для Дальнего Востока и всей нашей страны. Но самое главное в том, что радует осознание того, что в столь глобальных, стратегических, проектах руководство республики достигает взаимопонимания с федеральным центром. Это начало большого пути! Мария ХРИСТОФОРОВА. СПРАВКА: Владимир Анатольевич Яковлев Министр регионального развития РФ с сентября 2004 по сентябрь 2007 года. Доктор экономических наук, профессор. Владимир Анатольевич Яковлев родился 25 ноября 1944 года в г. Олекминск Якутской АССР. Окончил Ленинградский монтажный техникум. В 1974 г. окончил вечернее отделение Северо-Западного заочного политехнического института по специальности "капитальное строительство и реконструкция". 1965 - 1968 гг. - служба в армии. С 1965 г. - мастер, главный инженер ремонтно-строительного управления, начальник производственного отдела управления капитального ремонта Ленгорисполкома. В 1977 - 1982 гг. - работал управляющим городским ремонтно-строительным трестом N 4, затем - заместителем председателя Дзержинского райисполкома. С 1987 г. - заместитель начальника Жилищного управления Ленгорисполкома, позже - главный инженер ТПО жилищного хозяйства. С октября 1993 г. - председатель комитета по городскому хозяйству и заместитель мэра, с весны 1994 г. - 1-й заместитель мэра. C июня 1996 г. по июнь 2003 г. - Губернатор г. Санкт-Петербург. С июня 2003 г. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. C 9 марта 2004 года - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. С 13 сентября 2004 по сентябрь 2007 года - Министр регионального развития Российской Федерации. На этом посту его сменил Дмитрий Николаевич Козак. Имеет государственные награды. Доктор экономических наук, профессор.
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют