bookmark
18:07 29.05.2012

Влюбленные в детские рисунки: Счастливая встреча

РИГ SAKHAPRESS.RU В  чудесные майские дни, когда в средней полосе России – пора цветения и благоухания, мне посчастливилось повстречаться с удивительными людьми, которых объединяет великая любовь к детям и изобразительному искусству. Знакомьтесь: Наталья Николаевна Фомина -  искусствовед, член-корреспондент Российской академии образования и член Союза художников России, заслуженный учитель ЯАССР Валерий Ильич Цымбулов. Казалось бы, что может быть проще, обыденней и распространенней  детского рисунка? Любой трехлетний карапуз накалякает вам их целый вагон. Но, оказывается, детский рисунок – это величайшая эстетическая  ценность и объект научных исследований, что подтверждается деятельностью наших героев. Фомина Наталья Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией изобразительного искусства Института художественного образования РАО, зав.отделом эстетического воспитания детей и юношества ГМИИ им. А.С.Пушкина. При лаборатории изобразительного искусства Института художественного образования РАО имеется бесценная коллекция детского рисунка. Наталья Николаевна рассказывает: - У нас хранятся сотни тысяч детских рисунков из пятидесяти стран. Хронологические границы – от конца 19 века, а если быть точнее – 1897 год, и до наших дней. И эта коллекция существует для нас как база изучения художественно-творческих способностей ребенка, поскольку мы НИИ. К сожалению, в структуру НИИ трудно вписать музей, для этого нужны здание, поддержка чиновничества. Необходимо обеспечить хранение и учет. А ведь детский рисунок сохранить труднее, чем любое произведение искусства, в отличие от профессиональных художников, ребенок не думает о долговечности. Он может использовать столько, допустим, гуаши, что она просто рассыпется. Наталья Николаевна рассказала, что сотрудники лаборатории, в числе прочего, занимаются организацией конкурсов детского рисунка, проведением выставок, а также изданием каталогов. К сожалению, уникальные книги в широкую продажу не поступают, поскольку издаются на средства спонсоров ограниченным тиражом. Например, в текущем году при помощи ОАО РЖД тиражом в 500 экземпляров выпущен каталог «Первая Международная выставка детского рисунка. 1934. Избранные произведения», посвященный 175-летию основания железных дорог России и 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Или, допустим, уникальный проект «Герой нашего времени», который перекинул мост между прошлым и настоящим, буквально соединив довоенное поколение детей и нынешнее. К столетию со дня  гибели классика  в Советском Союзе был объявлен «Лермонтовский конкурс», итоги которого были подведены 20 июня 1941 года.  А 22 июня началась Великая Отечественная война, и выставка рисунков детей не состоялась…  Но историческую справедливость восстановили сотрудники лаборатории изобразительного искусства НИИ художественного образования. Уже в ХХ1 веке был объявлен конкурс «Герой нашего времени», где дети до 18 лет должны были представить по две работы – иллюстрацию к произведению М.Ю.Лермонтова и рисунок, на котором надо было изобразить героя нашего времени в своем понимании. Самое главное, на выставке, прошедшей в ГМИИ имени А.С.Пушкина, были одновременно  экспонированы работы современных детей и детей 30х годов! Любой зритель, сопоставив работы детей из разных эпох, но на одну тему,  сам мог сделать вывод – как изменились дети и их мироощущение, как изменилась страна и все люди. В коллекции лаборатории сотни тысяч рисунков, так что впереди еще немало открытий. Можно добавить, что в конкурсе в наше время приняли участие дети из творческой мастерской «Буратино» г. Якутска, руководитель Л.В.Волжаникова. Наталья Николаевна Фомина вспоминает о своей поездке в Якутию: - Летом 1991 года, в июне, во время белых ночей, меня совершенно поразила Нюрба! Из Мирного мы прилетели на вертолете, и видели школу, которая стояла прямо в лесу.  Все строения были на «курьих ножках» из-за вечной мерзлоты. Вертолетная площадка была не асфальтированная, грунтовая, везли нас в школу на самосвалах. А в школе был полностью оборудованный компьютерный класс, каких и в Москве тогда не было! Мы увидели, что детей обучают на уровне мировых стандартов. Это очень впечатлило! Меня потрясло трудолюбие якутов – в Нюрбе во время белых ночей все работали на своих приусадебных участках, я даже не знаю, когда они спали. Эти воспоминания остались со мной навсегда. У нас с якутскими коллегами были гигантские планы совместной работы, но последующие события, когда распалась страна, помешали им осуществиться. Но если есть в Якутии энтузиасты, мы всегда готовы к сотрудничеству. Наталья Николаевна заверила, что институт художественного образования с радостью продолжит зародившуюся много лет назад дружбу. Все связи основываются на личных контактах, а добрые отношения якутян с НИИ художественного образования  были заложены  Валерием Ильичом Цымбуловым и Аскалоном Григорьевичем Никифоровым. Продолжение следует Айталина АЛЕКСЕЕВА. Москва РИГ «SAKHAPRESS.RU» Фото автора
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют