bookmark
10:51 08.06.2012

Капитальный ремонт медицины: О путях модернизации здравоохранения

РИГ SAKHAPRESS.RU О путях развития здравоохранения генеральный директор Медиагруппы «Ситим» Мария Христофорова беседует с заместителем председателя Комитета здравоохранения Госдумы РФ Сергеем ДОРОФЕЕВЫМ. Справка Дорофеев Сергей Борисович. Депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва с 21 декабря 2011 года, член фракции "Единая Россия", заместитель председателя комитета ГД по охране здоровья; бывший депутат Новосибирского областного Совета депутатов. Родился 16 октября 1958 года в Киселевске Кемеровской области. Образование: 1. Новосибирский государственный медицинский институт, лечебное дело. 2. Сибирская академия государственной службы, "Государственное и муниципальное управление". Учёная степень, звание: кандидат медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации. Награды: Знак "Отличник здравоохранения". - Сергей Борисович, как вы прокомментируете создание отдельного министерства здравоохранения? У нас в республике оно всегда было отдельным. - Жизнь показывает, что те, кто «ходит по земле», мудрее, чувствуют проблемы, стоящие перед отраслью, лучше. Я и большинство моих коллег считаем решение о создании отдельного министерства правильным. - А что можете сказать о новом министре здравоохранения? - Неплохо знаю Веронику Игоревну Скворцову по совместной работе над законом по основам охраны здоровья граждан в РФ. Могу сказать, что нельзя судить о человеке по публикациям или телевизионным выступлениям. Если мы говорим о профессиональных качествах управленца, то здесь важно его умение слушать и слышать оппонентов, когда обсуждаются спорные профессиональные вопросы. Это залог того, что не будет каких-то поспешных решений, в том числе непрофессиональных. - Работа предыдущих министров словно притягивала критику со стороны населения и специалистов. С чем это связано – с профессиональными качествами или самой должностью? - В некотором смысле сочувствую людям, которые возглавляют такое социальное министерство. Кого бы не назначили, будет определенная ложка дегтя, потому что очень большая отрасль – только одних врачей 600 тысяч. Тем боле, что работа министерства касается всего населения страны, и кому-то она нравится, кому-то нет. Здесь важно выбирать золотую середину, чтобы решения были для большинства населения справедливыми. - Мы вышли из советского времени, когда в решениях была идеологическая составляющая. Не кажется ли вам, что сегодня ее не хватает в реформах – будь то здравоохранение, ЖКХ или другая социальная сфера? - Мы живем в деидеологизированном обществе, в нашей жизни могут быть разные политические точки зрения. А социальная сфера – это жизнь. Если одна политическая партия, имеющая большинство, принимая законы, не будет прислушиваться к другим политическим взглядам, это будет неправильно. Социальная сфера не может быть политизирована. Работа должна быть направлена сугубо на благосостояние общества и человека. - Вы, Леонид Рошаль и другие знаковые фигуры занимаетесь общественной работой. Сегодня, когда страсти вокруг реформы здравоохранения кипят на всех уровнях, какова роль общественности, и не только медицинской? - Здесь я исхожу из прагматичной точки зрения. Суждения, предложения о том, как должно развиваться здравоохранение, должны исходить прежде всего от профессионалов. Это не значит, что пациенты должны остаться в стороне, обратная связь должны быть, но во всем нужна мера. У врачей самое длительное обучение, вообще они учатся всю жизнь, и профессиональное сообщество должно формировать точку зрения большинства. Но, к сожалению, такого института, олицетворяющего общественное мнение, нет, есть отдельные личности. Это люди, которых мы очень уважаем как профессионалов, но это не означает, что их точка зрения обязательно совпадает с мнением большинства. Они вправе высказывать мнение, которое, как правило, бывает верной, но все равно нужен механизм консолидированного мнения большинства. Сегодня, когда речь идет о модернизации здравоохранения, надо понимать, что самая большая реформа впереди. Мы не должны только модернизировать здания и начинять их высокотехнологичной техникой, но и изменять отношение профессионала к своему делу, когда он поймет, что от каждого врача зависит, как система будет развиваться тактически и стратегически. За рубежом, в цивилизованных странах к этому пришли, и мы должны этому научиться. И еще.  Надо прописывать отдельный закон о полномочиях профессионального сообщества. Не брать все на себя, не обходится без профильного министерства, речь идет только о том, чтобы максимально передать лечебный раздел врачебному сообществу, и врачи сами должны регулировать его. Кодекс чести врача не должен регулироваться надзорными органами. - Подготовлена ли база для модернизации здравоохранения, есть ли поступательное движение, к чему мы движемся сейчас? - Безусловно, шаги вперед сделаны. В стране можно найти любую технологию, которая есть на Западе. Вопрос только в том, в каком она объеме. Впрочем, и здесь есть движение вперед. Например, лет пять назад эндоскопические операции были уникальными, а теперь они делают в центральных районных больницах. Другой вопрос – системные преобразования. И здесь я не сторонник того, чтобы слепо копировать то, что вокруг нас. У нас была хорошая система, которая учитывала особенности страны – большие территории, непростые условия труда на Дальнем Востоке, Севере, была производственная медицина. И в какой-то момент начали копировать западную медицину – покушались на участковый принцип обслуживания населения. И тогда профессиональное сообщество доказало, что эту систему трогать нельзя. Да, семейные врачи могут быть, но мы формулируем так: где и в каком количестве и виде. В некоторых странах поликлиническая система была разрушена, но теперь там возвращаются к ней. Пациенту проще прийти в поликлинику, чем бегать по различным маленьким центрам, а врачу проще работать, когда коллеги рядом. К примеру, Великобритания пропагандирует нашу систему, конечно, модернизируя ее. У нас уровень социальных ожиданий у людей выше, чем возможности государства. Все привыкли ездить на хороших иномарках, ходить не в палатку, а хороший супермаркет. А вот в системе здравоохранения все быстро меняться не может. Во-первых,  это финансово емкая система, и нужны колоссальные средства. Во-вторых, в самой системе есть серьезные кадровые, управленческие проблемы. Для того, чтобы все эти вопросы решать, нужны время и финансовые средства. Правительство выделило на модернизацию здравоохранения 460 млрд. рублей – огромные деньги. Но революции все равно не произойдет. Чтобы решить кадровые проблемы – надо 10 лет: срок обучения врача. Можно сократить этот срок путем возврата врачей и вовлечением частных медицинских центров в программу ОМС, но за два-три года революции не произойдет. Я бы сказал, что мы капитально ремонтируем здравоохранение, а не строим новое. - Врачи в постоянном ожидании изменений. Когда им можно сказать: система не изменится – работайте спокойно? - В прошлом году мы приняли закон основам охраны здоровья граждан в РФ – в нем прописано стратегическое направление на ближайшие десятилетия. Теперь речь идет о концепции со всеми нюансами. Послесловие к интервью: В 2012 году должны начаться серьезные перемены в системе оказания медицинской помощи. Связаны они с тем, что в конце года принят базовый закон об основах охраны здоровья граждан. Законодатели утверждают: ни о каком "сворачивании" бесплатной медицины речи не идет. Напротив, новый закон защищает права и кошелек пациентов, поскольку в нем дан исчерпывающий перечень видов бесплатной медицинской помощи. Это - первичная медико-санитарная, специализированная, высокотехнологичная помощь, скорая и неотложная помощь. Все эти услуги должны быть бесплатны и сегодня. Гарантирует закон и бесплатное санаторно-курортное восстановительное лечение для определенного перечня заболеваний. Плюс к тому впервые зафиксирована бесплатность паллиативной (поддерживающей) помощи для неизлечимо больных в стенах медучреждений, например, в хосписах. Также впервые законодательно закреплено обеспечение бесплатными лекарствами из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) при лечении в дневном или обычном стационаре и при оказании скорой помощи. Кстати, перечень жизненно необходимых лекарств, цены на которые жестко контролирует государство, стали больше. В перечень на 2012 год дополнительно включены 29 лекарств, в том числе очень дорогие для лечения онкологических, иммунных заболеваний, тяжелых форм туберкулеза. Узаконено понятие "дневного стационара" - удобного для пациентов и менее накладного для бюджета варианта получения полноценного лечения. Это означает, что дневных стационаров постепенно станет больше. Должна, наконец, проясниться и ситуация с платной медициной. До сих пор не было четкой границы между видами исследований и лечения, оплачиваемых за счет Фонда обязательного медицинского страхования, и "дополнительными" услугами, которые пациент должен оплатить сам "через кассу". Теоретически, на бумаге, поликлиники и больницы вроде бы обязаны предоставлять исчерпывающую информацию по этому поводу. На практике - ничего подобного. Отсюда и "непрозрачность" процесса, и дополнительные поборы, которых информированный пациент легко мог бы избежать. Перечень бесплатных медицинских услуг теперь расставит все на свои места. Плату государственные клиники могут брать за предоставление лечения в более комфортных условиях (например, палата на одного-двух пациентов) и дополнительные манипуляции, не входящие в программу госгарантий. Еще одно новшество - закон зафиксировал обязанность не только врача, но и самого пациента, а также его работодателя заботиться о сохранении и восстановлении здоровья. Больной обязан строго следовать предписаниям врача, не только когда он находится на больничном, но и в принципе, "по жизни". Работодателя закон обязал проводить профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний. В частности, эксперты надеются, что в результате станет легче проводить диспансеризацию. Сегодня работодатели отнюдь не в восторге от того, что здоровые работники "отвлекаются" на подобные "зряшные" мероприятия. Правительство пытается укрепить сельскую медицину. В 2012 году стартует программа, по которой молодые врачи, приехавшие работать на село, получат 1 млн. руб. "подъемных". Какие новые нормы вводит закон: Право выбора пациентом медицинского учреждения и врача (за исключением неотложной помощи). Единые для всех регионов стандарты лечения и требования к качеству медицинских услуг. Недопустимость отказа в медицинской помощи. Дано понятие орфанных (редких) заболеваний, дорогостоящее медикаментозное лечение которых будет оплачиваться за счет региональных источников и федерального бюджета. Уже идет работа над расширением перечня орфанных заболеваний. Вводится "неделя тишины" при прерывании беременности. Аборт может быть сделан не ранее семи дней после обращения женщины в медучреждение. Закреплено право граждан на криоконсервацию и хранение половых клеток и тканей репродуктивных органов. Узаконено и регламентировано суррогатное материнство. Мария ХРИСТОФОРОВА, Игорь САВВИНОВ. Москва – Якутск.
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют