bookmark
09:30 03.04.2014

История парламентаризма в Якутии: От Степной думы до Государственного Собрания (Ил Тумэн)

РИГ SAKHAPRESS.RU История парламентаризма в Якутии: от Степной думы до Государственного Собрания (Ил Тумэн) Вот уже почти 382 года Якутия находится в составе Российского государства. За этот период времени правовое положение народов Якутии было различным. Сегодняшнему поколению якутян следует признать, что бытовавшие до недавнего времени догмы о том, что “царская Россия была тюрьмой народов”, а “советская власть сдерживала развитие самосознания народов” были неверны. Опровержением этому служит исторический опыт, который демонстрирует наличие прогрессивных процессов развития народов Севера в целом и Якутии в частности после ее вхождения в состав Великой России. Один из процессов демонстрировал переход от жизни на грани исчезновения до формирования коренных народов Крайнего Севера со своим языком, культурой, а также возникновения и становления национальной интеллигенции. Другой процесс связан с формированием самобытного народа из разрозненных племен этноса саха со всеми признаками зрелости – собственным стереотипом поведения, культурной и исторической традициями. И, наконец, третий процесс идет от первых челобитных, в которых выдвигалась необходимость введения элементов самоуправления до возникновения государственности нашей Якутской республики. Все эти процессы являются фактами существования определенной политики в отношении коренных народов Севера, и факторами, которые содействовали общему менталитету и психологии народов России, к их стремлению к взаимному сотрудничеству, мирному сосуществованию и развитию. Истоки развития парламентаризма в Якутии, безусловно, связаны с историей самоуправления, с именем Софрона Сыранова, влиятельного тойона восемнадцатого века, князца Хангаласского улуса, правнука легендарного Тыгына. В 1767 году он впервые был избран представителями якутской области депутатом в Екатерининскую комиссию по составлению Нового уложения и в 1768-м выехал в Москву. На приеме у Екатерины II Сыранов добивался изменений в порядке сбора ясака, наиболее значимого в то время вопроса. Успех депутата в Москве привел к появлению в Якутии важного института – улусных глав (голов), которые заведовали раскладкой ясака по улусу, главенствовали над волостными князцами и избирались на два года. Дальнейшее развитие самоуправления якутов связано с именем Алексея Аржакова. Выходец из бедной семьи, он, благодаря своим способностям, дорос до должности головы Борогонского улуса, а также был известен в народе как замечательный рассказчик и олонхосут Сэhэн Аржаков. В 1788-1789 годах Аржаков безвыездно находился в Петербурге, пока не добился приема у Екатерины II, где подал ей докладную записку «План о якутах» в сентябре 1789 г. «План о якутах» рассматривался в Государственном Совете, но так и остался неосуществленным.. В ноябре 1792 г. в Якутске улусными головами и наслежными князцами были организованы выборы Якутского областного головы. Им был избран амбициозный хангаласский голова Василий Вениаминович Сыранов (он же князец Софрон Сыранов, получивший при крещении в Иркутске такое имя). Но должность эта просуществовала недолго: Сыранов так и не был в ней утвержден. Так окончилась неудачей еще одна попытка якутов создать собственный орган управления. Наиболее важным шагом в развитии самоуправления Якутии была реформа Михаила Михайловича Сперанского, выдающегося государственного деятеля России. Она привела к значительным административно-территориальным преобразованиям в Сибири и на Дальнем Востоке. Согласно «Табелю разделения Сибири» на губернии, области и округи, приложенному «Учреждению для управления сибирских губерний», Якутская область была включена в состав Иркутской губернии Восточной Сибири. Бывшие комиссарства были упразднены и образованы пять округов: Якутский, Олекминский, Вилюйский, Верхоянский, Среднеколымский. В Олекминске, Вилюйске, Верхоянске и Среднеколымске были учреждены «окружные управы» из одного исправника. В Якутске было образовано частное окружное управление во главе с земским судом. Первым исторически и политически значимым документом для народов Сибири стал  «Устав об управлении инородцев Сибири», разработанный М.М. Сперанским, в котором все коренные народы были разделены на три разряда и были нормативно закреплены правила и методы управления. Коренные народы Якутии были отнесены к двум разрядам: якуты – к «кочевым», тунгусы, коряки, юкагиры, ламуты, чукчи – к «бродячим». Выработка правил по управлению «кочевыми и бродячими инородцами» была возложена на Якутское областное управление, которое организовало сбор дополнительных материалов по законам и обычаям местных народов. В 1824 г. иркутский губернатор А.С. Лавинский вызвал якутских чиновников и депутатов от местного населения для составления проекта законов. В Иркутск были посланы от якутов голова Борогонского улуса Иван Мигалкин, голова Хангаласского улуса Савва Кириллин, бывший голова Хангаласского улуса Николай Рыкунов, которые приняли участие в подготовке правил. Ими был составлен сборник «О степных законах и обычаях якутов». В Якутске к разработке правил приступили лишь в 1826 г., когда прибыл новый областной начальник Н.И. Мягков (1826-1831), человек либеральных взглядов, покровительствовавший ссыльным декабристам. На основе «Устава об управлении инородцев» и иркутских материалов якутских депутатов Н.И. Мягков в январе 1827 году выработал «Правила для единообразного учреждения порядка по управлению родовых и инородных управ Якутского округа». «Правила…» закрепили административное устройство коренного населения Якутской области, просуществовавшее до 1917 года. По «Правилам» местное управление было представлено Степной Думой, инородными управами и родовыми управлениями. В обязанности Степной Думы входили: учет народонаселения, раскладка податей и повинностей, учет «всех сумм и общественного имущества», распространение земледелия, ходатайство у высшего начальства о пользах родовичей, расчеты между якутами «по перевозке тягостей». Степной Думе подчинялись по хозяйственным вопросам все улусные управы Якутского округа, а сама Степная Дума отчитывалась перед областным начальником и правлением. В феврале 1827 года состоялись выборы главного родоначальника и временных заседателей. В первый состав вошли: главный родоначальник – голова Борогонского улуса Иван Мигалкин, потомок князя Легоя, инициатор открытия Степной Думы; заседатели – хангаласский старшина Василий Павлов, ботурусский старшина Иван Артемьев, намский староста – Кузьма Прокопьев, дюпсюнский староста – Петр Васильев, баягантайский староста – Алексей Калининский и мегинский староста Яков Березин. Открытие Думы состоялось 11 марта 1827 г. В июле 1830-го состоялось «семиулусное» собрание Якутского округа, на котором присутствовали 482 человека: главный родоначальник, члены Думы, улусные головы, наслежные старосты, старшины, особые поверенные от каждого наслега. По итогам голосования депутатами были избраны голова Ботурусского улуса Григорий Старостин и староста 1-го Малжагарского наслега Хангаласского улуса Николай Рыкунов, переводчиком – староста Кильдемского наслега Кангаласского улуса Егор Татаринов. Перед депутатами были поставлены две задачи: выразить благодарность императору за «Устав об управлении инородцев Сибири» и изъяснить ему «общественные нужды» Якутской области. «Общественные нужды» представляли собой ходатайство, состоящее из 8 пунктов: ослабить контроль со стороны местной администрации, присвоить якутам сословные звания и привилегии, оставить «подводную повинность» - грузоперевозки за якутами, предоставить якутам «содержание почтовой и обывательской гоньбы по ценам, устанавливаемым на торге». Но в 1838 г. Якутское областное правление закрыло Степную Думу и передало все дела «по принадлежности в улусные управы и Якутский земский суд». Считают, что одной из негласных причин упразднения Думы могла быть чрезмерно самостоятельная деятельность Думы, выходящая за пределы Положения. Члены Думы были крупными собственниками и претендовали на определенную степень полномочий в управлении краем. Некоторые историки отмечают, что Дума постепенно превратилась в оппозиционный орган власти. Конечно, ни одна самодержавная власть внутри государства не могла этого допустить. За короткий период своего существования Якутская Степная Дума все же успела провести работы по образованию и благоустройству якутских наслегов и перераспределению земель по классной системе использования. Сегодня следует отметить, что парламент в свете теории разделения властей представляет собой общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Институт парламентаризма в мировом масштабе имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения с отчетливыми представительными и законодательными полномочиями возникли еще во время античности – это Народное собрание (экклезия) времен Перикла, преобразовавшееся из органа родовой демократии в орган государственной власти. Говоря сегодня о том, что Якутская Степная Дума действительно была представительным органом не только местного самоуправления, но и государственной власти и это не вызывает ни у кого сомнения. Более того, считая организацию управления народов на территории нашей республики в этот исторический период как феодальную, можно говорить о представительной демократии с элементами принятия нормативных актов, в части касающейся организации жизни коренного населения. Признание права коренных народов Якутии самостоятельно регулировать правоотношения внутри сообщества при помощи принятия каких-либо актов, хотя и под контролем соответствующих органов, является доказательством наличия если не законодательной, но четкой нормотворческой функции Якутской Степной Думы. С момента образования Советского государства и зарождения молодой якутской республики, основанной по инициативе Максима Кировича Аммосова и Платона Алексеевича Ойунского в апреле 1922 года прошло время и за этот период времени ей руководили представители разных поколений и политических групп и сегодня мы отдаем дань уважения всем этим лидерам, которые продолжали развивать идеи самоуправления. В их числе Семен Захарович Борисов, Гавриил Иосифович Чиряев, Юрий Николаевич Прокопьев. Деятельность этих известных сынов якутской земли историческое продолжение самосознания народа нашей республики. Важным достижением советского периода явилось создание института советов – представительных органов советской власти, в том числе Верховного Совета Якутской республики. С момента формирования в апреле 1990 года Верховного Совета ЯАССР 12 созыва под председательством М.Е. Николаева, в последующем избранным Первым  Президентом Республики Саха (Якутия) начался новый этап развития государственности нашей республики. Именно в те годы трансформации государственной власти союзного государства были приняты важнейшие нормативные правовые документы, такие как Декларация о государственном суверенитете и Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия). Исторически верным шагом возрождения независимого Российского государства явилось подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора, а для нашей республики особо значимо подписание в этот же день соглашения по экономическим вопросам между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), и наконец, принятие на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации. Согласно Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) высшим законодательным (представительным) и контрольным орган республики является Государственное Собрание (Ил Тумэн), который является правопреемником досрочно прекратившего свою деятельность Верховного Совета Республики Саха (Якутия). Порядок деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) устанавливается Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституционным Законом Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)». Проведение в декабре 1993 года первых выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) во вновь образованный Парламент республики – Государственное Собрание (Ил Тумэн), который состоял из двух палат, Палаты Республики и Палаты Представителей  – новейший этап развития парламентаризма в Якутии. Впервые 12 декабря 1993 года было избрано 56 депутатов, из них в Палату Республики - 35, Палату Представителей - 21. В этой связи хочется вспомнить имена первых председателей: Палаты Республики – Егор Михайлович Ларионов, Палаты Представителей - Афанасий Петрович Илларионов. Заместители Председателя Палаты Республики - Вячеслав Антонович Филатов, Егор Григорьевич Егоров, заместитель Председателя Палаты Представителей - Александр Васильевич Власов. Первый созыв Государственного Собрания (Ил Тумэн) работал в условиях демократических преобразований в государственном устройстве Российской Федерации. В эти годы происходило переосмысление сущности федерализма, отказ от тоталитаризма. Выборы народных депутатов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) второго созыва состоялись 28 декабря 1997 года. На основании Конституции Республики Саха (Якутия) со второго созыва была установлена равная норма представительства в палатах - по 35 депутатов сроком на 5 лет. Председателем Палаты Республики был избран Василий Васильевич Филиппов, его заместителями Вячеслав Антонович Филатов и Иван Данилович Черов. Председателем Палаты Представителей - Николай Иваниович Соломов, его заместителями Александр Васильевич Власов и Анатолий Романович  Данилов. 29 декабря 2002 года состоялись выборы народных депутатов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) третьего созыва - теперь уже однопалатный парламент. 23 января 2003 года Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) избран Николай Иванович Соломов, заместителями Юрий Вадимович Заболев, Александр Николаевич Ким-Кимэн и Екатерина Семеновна Никитина. 19 мая 2005 года состоялись перевыборы и Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) третьего созыва избран народный депутат Республики Саха (Якутия) Ньургун Семенович Тимофеев. 2 марта 2008 года состоялись выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва. Впервые выборы проходили по смешанной системе. Половина состава народных депутатов (35 человек) были избраны в одномандатных округах, а другая половина по партийным спискам. В выборах депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва приняло участие 75,09% избирателей. По партийным спискам наибольшее количество голосов было отдано за партии «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», «Аграрная партия России». Таким образом, представительства в парламенте добились четыре партии из пяти, принимавших участие в выборах. Председателем Парламента был избран Виталий Николаевич Басыгысов, заместителя Генадий Валерьевич Вадюхин (впоследствии Александр Павлович Морозкин, Елена Юрьевна Алексеева), Александр Николаевич Жирков и Андрей Васильевич Кривошапкин . 8 сентября 2013 года состоялись выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) V созыва. Выборы проходили также по смешанной системе: 35 народных депутатов избраны по 35-ти одномандатным избирательным округам, образуемым на основе средней нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, и 35 народных депутатов избраны по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за закрытые республиканские списки кандидатов в народные депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. В выборах приняли участие 45,42% избирателей. По республиканскому избирательному округу наибольшее количество голосов было отдано за «Единую Россию», «Справедливую Россию», КПРФ, ЛДПР. Таким образом, представительства в парламенте добились четыре партии из четырнадцати, принимавших участие в выборах. По одномандатным избирательным округам избраны народные депутаты, выдвинутые «Единой Россией» – 29 депутатов, «Справедливой Россией» – 2 депутата, «Народной партией «За женщин России» – 1 депутат, в порядке самовыдвижения – 3 депутата. Председателем Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) избран Жирков Александр Николаевич, а заместителями Анатолий Анатольевич Добрянцев, Ольга Валерьевна Макиенко и Виктор Николаевич Губарев. В целом, за прошедшие годы высшим законодательным (представительным) органом республики приняты важные основополагающие законы, заложены новые принципы развития Республики Саха (Якутия), как демократического, правового государства в составе Российской Федерации. За этот период структура парламента претерпела конструктивные изменения – из двухпалатного парламента в однопалатный, а в данное время создана законодательная база для перехода на смешанную систему формирования депутатского корпуса: по мажоритарной (одномандатной) и партийной системам. В основу современного Российского государства был заложен важный принцип организации государственной власти – принцип федерализма, местное самоуправление в настоящее время занимает максимально высокий правовой статус - Конституцией Российской Федерации институт местного самоуправления отнесен к основам конституционного строя, а это фундамент публичной власти в государстве, основа демократии и гражданского общества. В становлении парламентаризма Якутии исторический опыт деятельности Якутской Степной Думы, Верховного Совета ЯАССР позволяет конструктивно находить необходимые направления деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) и в современное время. Для Республики Саха (Якутия) нынешний 2014 год – год 20-летия новейшего этапа развития парламентаризма в Якутии – начало деятельности  Государственного Собрания (Ил Тумэн) является знаковым. Это еще одна возможность провести исторические и практические параллели между организацией местного самоуправления и деятельностью Парламента Республики Саха (Якутия). За прошедший исторический период времени местная власть прошла свой исторический путь. Реформа местного самоуправления в Российской Федерации занимает ведущее место и является индикатором решения злободневных текущих проблем. Республика Саха (Якутия) одна из первых среди субъектов Российской Федерации законодательно урегулировала принципы и порядок  разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также вопросы разграничения предметов ведения и полномочий, объектов собственности между муниципальными образованиями двух уровней. Доброй традицией стало заключение Соглашений о сотрудничестве и взаимодействии Государственного Собрания (Ил Тумэн) и представительных органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), предметом которого являются взаимные обязательства и порядок участия субъектов законодательной инициативы республики в правотворческой деятельности и в осуществлении контроля за исполнением законодательства о местном самоуправлении, в методической помощи представительным органам и информационном взаимодействии. Сегодня анализируя этот позитивный исторический опыт якутского парламентаризма, можно говорить о большой степени ответственности депутатов не только представительных органов местного самоуправления современной Якутии, но и народных депутатов Республики Саха (Якутия) в частности, и Государственного Собрания (Ил Тумэн) в целом, перед своими избирателями и нашими предшественниками, которые планомерно и скрупулезно подходили к вопросу принятия тех или иных нормативных актов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что за прошедший период с момента образования Якутской Степной Думы до современного времени парламентаризм в нашей республике сформировался и вступил на еще более высокий уровень. На сегодняшний день Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято более тысячи законов Республики Саха (Якутия). Законодательные инициативы Парламента рассматриваются на федеральном уровне. Налажена практика взаимодействия высшего законодательного, представительного и контрольного органа республики с законодательными органами субъектов Российской Федерации. Стало традицией проведение Дней Государственного Собрания (Ил Тумэн) в Федеральном Собрании Российской Федерации. Александр КИМ-КИМЭН, народный депутат II,III,IY и V coзывов, д.ю.н., профессор, председатель ЯРО Ассоциации юристов России
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют