bookmark
23:38 30.01.2015

Смерть в тумане: Тайна гибели 12 человек в Якутии до сих пор не раскрыта

РИГ SAKHAPRESS.RU Летом этого года исполнится 38 лет с момента таинственной гибели в глухой чурапчинской деревушке двух семей.

Это, пожалуй, одно из самых загадочных происшествий на протяжении всей истории Якутии. По факту смерти 12-ти человек, восемь из которых были детьми, возбуждали уголовное дело, выдвигали множество версий: от испытаний военными секретного газа до проделок инопланетян. Но до сих пор истинные причины трагедии не известны никому.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ЛЕТНИКЕ КЕМНЬЕ

Жители небольшого села Арылах, две семьи Аянитовых и Сивцевых с родственницей Татьяной Винокуровой, в конце мая выехали на летнюю ферму (сайылык) в местности Кемнье. Всего их было 16 человек: шестеро взрослых, остальные — дети и подростки от 6 до 18 лет.

Первым недомогание почувствовал 13-летний Алеша Аянитов. 23 июля с болями в животе его отвезли на мотоцикле в больницу села Килэнки, где врач установила предварительный диагноз — острый аппендицит. Его прооперировали в Чурапчинской районной больнице. Во время операции выяснилось, что причиной заболевания явился вовсе не аппендицит. Даже после вмешательства хирурга точный диагноз так и не смогли установить, самочувствие мальчика ухудшалось, и через три дня после начала болезни он умер от острой сердечной недостаточности.

Тем временем болезнь постигла и других. С 30 июля по 6 августа в больницу с теми же симптомами попали остальные члены семьи Аянитовых и Сивцевы. Все проводимые врачами манипуляции были бесполезными. Не помогали даже консультации и практические советы врачей республиканской больницы. Ночью 7 августа умер 11-летний Вася Сивцев. Остальных было решено отправить санрейсом в Якутск. С 7 по 10 августа в реанимации горбольницы скончались еще 10 человек. В живых оставались четверо членов семьи Аянитовых: отец Семен Егорович, 12-летний Семен, 17-летний Роман, 21-летний Николай. Всех четверых экстренно транспортировали в Москву, в Институт имени Склифосовского. К счастью, их спасли.

СПИСОК УМЕРШИХ:

Сивцев Василий Николаевич, 48 лет;
Сивцева Марфа Федотовна, 46 лет;
Сивцева Ирина Васильевна, 15 лет;
Сивцева Прасковья Васильевна, 14 лет;
Сивцев Василий Васильевич, 11 лет;
Сивцева Евдокия Васильевна, 9 лет;
Аянитова Дарья Гаврильевна, 45 лет;
Аянитова Марфа Семеновна, 18 лет;
Аянитов Егор Семенович, 13 лет;
Аянитов Алексей Семенович, 12 лет;
Аянитов Иван Семенович, 6 лет;
Винокурова Татьяна Семеновна, 58 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИВЕЛИ

По факту смертей было возбуждено уголовное дело. В местности работала большая следственная группа, было проведено множество анализов: изымались пробы грунта, воды, воздуха, пищи, причем образцы брались не только с пищи для людей, но и комбикормов и так далее. Отметим, что животные в данном случае не пострадали. Допрашивались все, кто мог иметь причастность к происшедшему: соседи, родственники, знакомые. Рассматривались все версии — от мести путем отравления до воздействия неизвестного отравляющего газа или радиации. Ни одна из них не подтвердилась.

Несмотря на то, что результаты всех изъятых с места происшествия проб не показали наличия ядов или каких-либо других отравляющих веществ, все же основной версией следствия оставалось отравление через пищу: «…Таким образом, причина смерти людей сводится к отравлению неизвестным ядом, попавшим вместе с пищей через желудочно-кишечный тракт».

Также работа велась и в медицинских клиниках судмедэкспертами, инфекционистами, токсикологами. Все пострадавшие имели одинаковые симптомы: сухость во рту, слабость, быстрая утомляемость, сонливость, головная боль, чувство жжения в глотке, жажда, тошнота, миокардиоз, гематоз, токсический нефрит, токсический энцефаломит. Тем не менее, выводы, которые предоставила комиссия, следующие: «Этиологический фактор заболевания установить не удалось». Попросту — причина не выявлена... Только токсикологи из Центра отравлений и инфекционист высказали мнение о том, что заболевание вызвано действием нейротропного яда.

Нейротропные яды — самые опасные и быстродействующие из всех видов ядов, поскольку они воздействуют непосредственно на нервную систему. Список их очень разнообразен и включает в себя как древнейшие яды, известные человечеству (аконитин, цикутоксин, кониин), так и самые современные нервно-паралитические боевые ОВ (зарин, зоман, табун, VX, V-газы). Из неорганических нейротропных ядов можно упомянуть соединения мышьяка, а из тех, о степени ядовитости которых большинство людей не догадывается, — никотин.

СЕМЕН АЯНИТОВ: «ПРАВДУ НИКТО НЕ СКАЖЕТ»

Один из выживших в той страшной трагедии Семен Аянитов сейчас живет в Арылахе. О событиях тех лет помнит смутно, ведь тогда ему было всего 12 лет. Он единственный на сегодняшний момент оставшийся в живых свидетель.

— Сначала заболел Алексей, его увезли в больницу с подозрением на аппендицит. Через пару дней он умер в Чурапче. С этого все и началось. Всех увезли сначала в Чурапчу, потом в Якутск. Один за другим умирали. Сивцевы все умерли. После Якутска нас повезли в Москву.

Отец не рассказывал мне ничего о том, что произошло, а про версию с туманом я слышал, но летом по утрам всегда бывает туман, так что я не думаю, что причина в этом. Слышал я и о том, что с вертолетов распыляли химикаты против насекомых на пашни. Но тогда у нас пашен не было. Вообще много каких версий ходило тогда, какая из них верная — не знаю.

Расследование вели тщательное, кроме врачей, работали следователи. Они даже в Москву в больницу приезжали.
Нас тогда осталось в живых четверо: отец, я, братья Роман и Николай. Роман лет 10 назад умер от болезни сердца, Николай разбился на мотоцикле. Отца тоже нет в живых. Я не связываю смерти Романа и отца с произошедшим тогда. Сам на здоровье не жалуюсь. Я читал уголовное дело уже потом, в Чурапче. Все, что написано, — правда.

По мнению Семена Семеновича, если кто и знает правду о случившемся, то вряд ли ее обнародует. Если кто-то и был виноват, никого никогда не накажут. Он женат, вырастил двоих детей, работает кочегаром в системе ЖКХ. Старший сын отслужил, вернулся домой, работает. Младший — студент в Якутске.

ДИОДОРОВ: «НЕИЗВЕСТНОСТЬ ТАИТ УГРОЗУ»

Связались мы и с Леонидом Диодоровым, частным детективом, заслуженным юристом республики. Именно он первым познакомил общественность со страшными событиями 38-летней давности, опубликовав статью в нашей газете несколько лет назад. Он до сих пор не теряет надежды докопаться до истины.

— Практически каждый год я обращаюсь в следственные органы для того, чтобы они вновь открыли уголовное дело и продолжили изучение всех обстоятельств. Дело в том, что в последние годы наука очень продвинулась вперед, хорошими темпами развивается токсикология. Возможно, именно сейчас и откроются новые обстоятельства, и люди узнают правду. Я обращался к московским медикам, они согласны помочь нам, но для этого требуются эксгумация тел, снятие с них новых проб. Пока местные следственные органы на это не идут, хотя думаю, что руководство и Чурапчинского улуса, и республики будут не против. Мы должны понимать, что всякая неизвестность таит в себе угрозу, и пока мы не раскроем истину, эта угроза здоровью и жизни людей будет существовать.

"Якутск вечерний"

Продолжение следует.

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют