bookmark
12:42 12.07.2019

Петр Гоголев: Законодательство, регулирующее деятельность ТОР, нужно совершенствовать

SAKHAPRESS Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Петр Гоголев выступил 12 июля на круглом столе на тему «Законодательное обеспечение территорий опережающего развития и особых экономических зон на Дальнем Востоке».

Выездной круглый стол в Магадане провел комитет Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока под руководством Николая Харитонова.

Спикер якутского парламента напомнил, что на территории Дальневосточного федерального округа действуют 18 территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). «То обстоятельство, что ТОР создаются отдельным постановлением правительства РФ с соответствующим индивидуальным набором преференций, требований, разрешенных видов деятельности, делает их более гибким по сравнению с теми же особыми экономическими зонами инструментом, позволяющим учитывать особенности конкретного региона», - сказал он.

Петр Гоголев рассказал, что в Республике Саха созданы и действуют две территории опережающего социально-экономического развития: ТОР «Южная Якутия» и ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы». Объем инвестиций за 2018 год, осуществленных резидентами обоих ТОР, составил 10,9 млрд рублей, из них резидентами ТОР «Южная Якутия» - 10,6 млрд рублей.

Общее количество резидентов якутских ТОР на начало 2019 года достигло 29 («Кангалассы» - 17, «Южная Якутия» - 12), в том числе 10 новых. Численность работников составляет 2810 человек, в 2018 году создано 850 новых рабочих мест.

«Резидентами ТОР добыто свыше 10 млн тонн угля, произведено свыше 60 тыс. кв.м сэндвич-панелей, 810 тонн лакокрасочной продукции, 196 твердотопливных котлов длительного горения, 1,3 млн преформ и тары ПЭТ (тары для воды, молока, напитков), собрано 16,5 тонн помидоров и 28,2 тонн огурцов, 100 тыс. погонных метров полиэтиленовых труб вода/газ», - рассказал спикер якутского парламента.

По его словам, правительством Якутии совместно с муниципальными образованиями и предпринимательским сообществом прорабатываются вопросы создания новых или расширения действующих ТОР на территории Западной Якутии.

«Сегодня ТОР позиционируются как один из основных инструментов обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока. В свое время, когда активно обсуждались механизмы опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, Республика Саха предлагала проект соответствующего комплексного закона для ДФО. Но в силу различных обстоятельств, в том числе экономических условий и возможностей государства, был принят набор точечных инструментов – таких, как ТОР, СПВ (Свободный порт Владивосток), «дальневосточный гектар» и другие», - отметил Петр Гоголев.

По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, планы по новым рабочим местам в рамках ТОР и СПВ на начало 2019 года составляют 2,5% от численности занятых в ДФО, а накопленные инвестиции в основной капитал за 2015-2018 годы в рамках ТОСЭР и СПВ составляют 5,5% от объема инвестиций в целом по ДФО. При этом предполагается, что реализация этих инструментов приведет к мультипликативным эффектам и окажет влияние на комплексное социально-экономическое развитие дальневосточных регионов.

«С учетом этого анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность территорий опережающего социально-экономического развития, позволяет выделить несколько направлений совершенствования нормативно-правового регулирования», - сказал спикер Ил Тумэна.

Во-первых, подчеркнул он, нормативно не утверждены критерии и методики оценки эффективности и мониторинга показателей ТОР: «При утверждении соответствующей методики должны быть включены критерии и показатели, предусматривающие оценку влияния ТОР на комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований и субъектов РФ. При оценке эффективности деятельности ТОР нельзя ограничиваться только оценкой «внутренней динамики», то есть улучшения экономических показателей резидентов и коммерческой окупаемости проектов, а оценивать бюджетные и социальные эффекты для региона».

По мнению председателя Госсобрания (Ил Тумэн), ТОР должны быть не просто набором успешных разрозненных производств, а формировать производственные кластеры, технологически и экономически интегрированные не только друг с другом, но и с нерезидентами (внешними производствами).

«Наличие в методике критериев, позволяющих это оценить, даст возможность оценивать мультипликативные эффекты и влияние ТОР на экономику всего региона. Только тогда мы сможем утверждать, что ТОР как точки роста потянут за собой остальные территории», - сказал Петр Гоголев.

Во-вторых, отметил он, расположение ТОР не всегда является оптимальным. В настоящее время принципы размещения ТОР законодательно не закреплены. В некоторых случаях их площадки расположены в пригородах ближайших крупных населенных пунктов, где отсутствует жизненно важная для производства инфраструктура необходимой мощности – как правило, требуется серьезно модернизировать инфраструктурные сети, что откладывает открытие ТОР для резидентов и существенно увеличивает бюджетную нагрузку для государства.

«В-третьих, упрощенный порядок привлечения в ТОР иностранной рабочей силы приводит к отсутствию контроля за миграционными процессами и возможности каким-либо образом влиять на них. В настоящий момент не зафиксирован срок пребывания иностранного работника на территории России, а также запрет на осуществление таким работником любой другой деятельности на ТОР, за исключением той, которая предусмотрена трудовым договором с резидентом», - отметил парламентарий.

По его словам, это вкупе с отсутствием механизмов поддержки привлечения резидентами местного населения и организации подготовки кадров необходимой квалификации не позволяет эффективно решать проблему закрепления населения на Дальнем Востоке. В условиях продолжающегося миграционного оттока населения Дальневосточного федерального округа ТОР не должны способствовать замещению местных кадров иностранной рабочей силой.

«В связи с этим считаем необходимым ускорить принятие конкретных норм, закрепляющих критерии размещения ТОР и регулирующих вопросы привлечения рабочей силы, утвердить методики оценки эффективности ТОР, регламент контроля исполнения планов и связи ТОР со стратегиями развития регионов. Эти нормы нужно предусмотреть в федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», а также в подзаконных нормативных правовых актах», - сказал Петр Гоголев.

Пресс-служба Ил Тумэна

Пресс-служба Ил Тумэна
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют