bookmark
10:03 23.05.2020

"Последний день северной Помпеи". Часть 2

Коронавирус возглавил передовые сообщения всех информагентств мира. Но, к счастью, эта опасная инфекция все же не самая смертельная болезнь, с которой сталкивался человек.

Продолжая начатый нами разговор об эпидемиях и пандемиях, охватывавших население многих стран (Sakhapress.ru, «Последний день северной Помпеи» 16.05.2020), сегодня расскажем о сибирской язве и холере, не обошедших стороной Якутию.

Подвиг Андреевского

Как известно, основу хозяйства якутов во все времена составляло животноводство – крупный рогатый скот, лошади, северные верхоянские саха освоили оленеводство. Этот вид жизнедеятельности народа являлся основным источником существования. Земледелие к концу 19 века развивалось только в Олекминском, Якутском и Вилюйском округах.

Из архивных дореволюционных документов видно, что основной экономический ущерб якутскому животноводству наносили различные заразные болезни – сибирская язва всех видов животных, чесотка, мыт лошадей, «копытка» северного оленя, чума и другое.

Кстати, почему такой вид инфекции как язва был назван «сибирской»?

Название болезни дал русский врач Степан Андреевский. В 1780-х годах болезнью была охвачена практически вся территория Сибири. Начался массовый падеж лошадей, коров. Заражались и заболевали люди. И вот тогда за дело взялся Андреевский, который совершил подвиг и доказал контактный путь передачи инфекции. Доктор заразил себя штаммом сибирской язвы, после чего он впервые подробно описал клиническую картину болезни, определив ее особую форму с повреждением внутренних органов. Андреевский выжил, результатом его исследований явился классический труд под названием «О Сибирской язве», который не потерял своей актуальности по сей день.

– Главное, что разработал Андреевский – это профилактика инфекции, – говорит врач-инфекционист, кандидат медицинских наук Наталия Гулькина. – А это по сути целый комплекс карантинных мероприятий. В своей великой работе он разработал рекомендации населению и местным властям, чтобы принимались соответствующие меры. Эпидемия была подавлена, но вспышки периодически возникали.

Язви ее в корень!

Первые сведения о сибирской язве в Якутии датируются 1811 годом, когда в Колымском округе пало 175 лошадей и 8 голов крупного рогатого скота. Письменные сообщения о непонятной болезни упоминаются из донесений окружных, инородческих управ. В летописях Якутской области на правах губернии за различные годы, сохраненных в Национальном архиве РС(Я), приводятся такие данные.

23 июня 1837 года из Верхне-Колымска поступило сообщение, что в 30 верстах на «Зырянском озере» пало от появившейся заразы до 30 голов рогатого скота. По мнению медицинского фельдшера Кононыхина, сибирская язва была занесена транспортом якутскими торговцами в 1836 году, у которых пало 50 лошадей. Болезнь появлялась в виде опухолей под горлом и в паху, а вскоре после этого наступала смерть. По сообщению Колымской окружной управы от 18 февраля 1853 года, становится известно, что с октября 1852 года по 15 января 1853 года в округе от сибирской язвы пало 602 головы взрослых лошадей и 796 голов жеребят, а также 806 голов оленей.

– Более достоверными сведениями о сибирской язве следует считать сообщения в документах начиная со второй половины XIX века, – считает главный научный сотрудник Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства, профессор Михаил Неустроев. – В то время в Якутск прибыл первый ветеринарный врач Вольдемар Густавович Гольман. С марта 1854 года по приказу генерал-губернатора он ведет активную борьбу с сибирской язвой лошадей на Аянском тракте, а в октябре 1855 года он уже работал с сибирской язвой в Вилюйском, а затем и Верхоянском округах...

Трупами забили «Кирпичные сараи»

Поражают исторические цифры. В 1877 году от сибирской язвы в Вилюйском округе пало 3720 голов лошадей и 1920 крупного рогатого скота. В Якутске умерших от болезни людей было настолько много, что они валялись прямо на улицах. К сожалению, по данным за 1878 год не удается воссоздать полную картину происшедшего, так как количество погибших не указывается. Но приводятся такие сведения, что их складировали в районе, именуемом «Кирпичными сараями» (примерно, на берегу Сайсарского озера, ближе к Гимеину – Г.С.). Причем, «...трупов было до отчаяннага многа, ими до полноты забили склады». Людей не успевали даже хоронить. Их ложили в братские могилы. Также и со скотом и лошадьми. Один из массовых скотомогильников располагался на окраине города, ныне район улиц Белинского и Каландаришвили...

Георгий СПИРИДОНОВ.

SAKHAPRESS @sakhapress1

Продолжение следует

НА СНИМКАХ: Больница в Екатеринбурге, где содержались больные сибирской язвой, 1918 г.; Эпидемия холеры в Москве, 1910 г.

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют