Якутянка о работе в такси: "С каждым днем все труднее брать заказы, давит ощущение работы «вне правового поля»
Жительница Якутска Лариса Ноева рассказала на популярном портале "Дром" о том, как она зарабатывала частным извозом, а также о том, как работается в новых реалиях "правового поля". Напомним, с 1 сентября таксистами могут работать только несудимые, они должны иметь статус самозанятых, иметь соответствующие разрешения, а также специально оформленный под такси полис ОСАГО.
С разрешения автора мы публикуем ее рассказ-исследование с некоторыми сокращениями:
"После февраля 2022 года осталась без работы, наш новостной сайт закрылся. Хваталась за все подряд — писала статьи на заказ, строила заборы, с подругами пытались влиться в сферу туризма, прошла курсы портного — и все мимо.
Можно сказать, в сферу такси пришла в момент полного опустошения. Как морального, так и финансового. Конечно, в первое время было немного стыдно, в душе сложно преодолеть свою гордыню «человека с высшим образованием». Но ко всему привыкаешь, и пассажиры такие же люди, как и ты. Плюс заказы на писанину есть не всегда, и сама не все берешь, а желающие уехать из одной точки в другую — постоянно в наличии. Дело только в цене…
Иногда по этому поводу бывают неадекватные реакции. Один раз вместо суммы 150 рублей предложила довезти за 200, мне было почти по пути. Потенциальный пассажир ответила согласием, а потом всю поездку брызгала ядом, что я «барыга, которая ошалела от собственной наглости требовать такие деньжищи», а на прощание так хлопнула дверью, что чуть не отлетела резинка. Наверное, будь я мужиком, высадила бы ее в самом начале, но я не хотела нагнетать ситуацию, плюс она была в три раза больше, чем я.
Признаюсь, что мне не хватило сил стать профессиональным «бомбилой». Чтобы зарабатывать на продукты, ипотеку, коммуналку и прочие расходы, нужно иметь железные нервы, жесткую дисциплину, умение быстро брать заказы и, главное, быть физически выносливым. Я провалилась по всем пунктам. После двух часов за рулем нещадно начинает ныть спина, начинаешь ненавидеть людей, пробки и себя. Так ничего не заработаешь. Хотя в последнее время часто вижу женщин-таксистов, но думаю, что эта тяжелая работа все же больше подходит для мужчин.
В итоге нашла золотую середину — таксовать на лайте, чисто по пути куда-то и обратно, перестала специально выезжать на извоз. Зарабатываемые 7000–8000 рублей в неделю, конечно, с учетом комиссии агрегатору, все равно легко покрывали мои расходы на бензин и еще оставалось на продукты.
Тем более мне было удобно, ведь я пришла в «таксичную» среду, когда уже были введены одноразовые комиссии — выполнил заказ, с него же оплатил процент. Раньше за всю смену надо было сразу оплачивать энную сумму. Помню, таксисты бастовали, когда систему поменяли. Да, профессиональным водителям это было невыгодно, но, думаю, в разы прибавилось таких, как я, берущих заказы от случая к случаю. Да и пассажирам легче.
Жизнь начала налаживаться, дискомфорта больше не чувствовала. Утром отвезла ребенка в школу, по пути на работу захватила заказ. Днем поехала по делам, открыла приложение, нашла пассажира. Ездить все равно надо, а я однозначно отбила расходы на бензин.
Был случай, зимой взяла заказ из каких-то гаражных лабиринтов, мимо которых проезжала. Навигатор не смог показать точное расположение пассажира. Он так орал в трубку, что у меня началась паника: металась среди одноликих «ракушек», как ежик в тумане. Когда он ввалился, весь в инее, в салон машины, морально приготовилась к оскорблениям, но он сказал: «Вообще никто не брал заказ, думал, что живьем замерзну. Спасибо, что нашла». С непрофессиональных таксистов тоже есть толк.
Почему-то курьезы случаются в самые морозы. Мне надо было пассажира найти на улице. Тот был без телефона, заказали с другого, и он не стал дожидаться в теплом помещении и пошел ко мне навстречу. Учитывая сильный мороз и густой туман, это было рискованное решение. Мы чудом нашли друг друга, мужчина был в подпитии, но оставить его на морозе я уже не могла. По дороге рассказал всю свою жизнь с младенческих лет, каким-то образом уболтал занять ему 500 рублей, чтобы по дороге заскочить в магазин за водкой, на светофоре успела посмотреть его линии жизни на ладони, доехали до адреса, и потом он сказал, что деньги у него дома, и растворился в своем подъезде.
Сидела на парковке и грызла себя, что я последний лох — с одного конца города привезти сюда, да еще лишиться 500 рублей, ну какой из меня таксист? Прождала десять минут, собралась уже уезжать. И вдруг выпорхнул мой счастливый пассажир, размахивая сотовым телефоном и крича радостно: «Денег не нашел, едем продавать в ломбард телефон!». Чаевых оставил больше, чем стоимость всей поездки. Пассажиры бывают разными.
В общем, бывает смешно и не очень, зато всегда есть что рассказать. У меня многие знакомые подрабатывают в такси — врачи, учителя, редакторы. В группе с подругами иногда в шутку перебрасываемся скринами поездок. Это не основная работа, но, как писала выше, хорошее подспорье. Точнее, было…
Как же мы раньше хорошо жили…
У нас в Якутске, как везде, есть и «Яшка», и «Макс», но больше всех раскручен Drivee, где пассажир и водитель могут торговаться за цену поездки. Первый у нас совсем не прижился, а со вторым в основном юридические лица заключают договоры на развоз сотрудников.
Теперь понимаешь, насколько была комфортной наша жизнь совсем недавно. Зашел в приложение, потыкал в экран, выбрал машину, сел и поехал. Конечно, у любого агрегатора были случаи, когда водитель по какой-либо причине ездил по левому профилю, но это был такой пустяк… Цены по центру города варьировались в районе 150–200 рублей. Всплески негодования пассажиров приходились на новогодние праздники, ливневые штормы, дни ненастья, но это стандартные моменты жизни.
А с 1 сентября все стало намного хуже. Конечно, это случилось не только из-за нового закона. Осенью резко прибавилось количество пассажиров — кому в детский садик, кому в школу, вернулись студенты. Жизнь после летней знойной ваты закипела по-новому. Но вот все вышеуказанные факторы привели к дефициту таксистов и резкому росту цены поездки.
Сколько стоит легализоваться? Дорого!
В июле у нас бензин подорожал на пять рублей. Сейчас заправляюсь АИ-95 по 62,70 рубля за литр. Владельцы автозаправочных станций утверждают, что рост цен на топливо еще только начался.
Никто не знал, что будет 1 сентября, когда должен был начать работать закон о такси. Разъяснялось, что от таксистов требуется: самозанятость/ИП, опознавательные знаки (либо «шашечки» на крыше, либо обклейка), наличие ОСАГО для такси, для разрешения на перевозку нужна справка об отсутствии судимости. С самозанятостью проблем нет, ее легко оформить через банковское приложение, налог будет 4% от доходов физических лиц. А вот со всем остальным — непонятно.
Посмотрела в объявлениях продажу «шашечек для такси» — стоят от 500 до 1000 рублей. Но если честно, еще ни одну машину с шашками на крыше не видела. Максимум — обклейка. Ее агрегаторы наносят бесплатно, надо только записаться.
В августе реестр такси в Якутии не работал. Через Госуслуги запись была закрыта, в справочной МФЦ тоже говорили, что нужно подождать. Тем временем на сайте якутского министерства транспорта последнее обновление датируется 28 августа.
В Якутии с 2015 года было выдано 8085 разрешений. Для сравнения, в Иркутской области — 21 351. Я не поленилась и посчитала, сколько было выдано у нас в 2023 году — 391! Скорее всего, выдачу разрешений приостановили в связи с новым законом о такси. Как вам цифры? По статистике, в Якутии проживает более миллиона жителей.
Чтобы подать заявку в реестр такси, самозанятому или ИП-таксисту нужно в любой аккредитованной организации платно оформить УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) — стоимость 2000–2500 рублей. И просто так ее не закачать. Надо отдельно покупать электронный носитель, сертифицированный ФСБ и ФСТЭК — тоже в районе 2000 рублей.
Разрешение на легковое такси не получить без ОСАГО для такси. Сначала по привычке начала писать агентам, через которых только в июле оформляла обычную страховку. Она, кстати, мне обошлась около 6000 рублей на 1,5-литровый Рактис 2013 года. В «Росгосстрахе» девушка-оператор сообщила, что на ОСАГО-такси прием только по записи, в ближайшие две недели все забито. Кое-как списалась еще с одним агентом. Цена страховки — почти 17 000 рублей.
В интернет-сервисах расчет без «неограниченного ОСАГО» в районе 11 000–12 000 рублей, но почему-то больше верится агенту, что при реальном оформлении так и выйдет. Такси — это повышенная эксплуатация автомобиля, но из этой схемы полностью выпали подобные мне «недотаксисты». То есть ОСАГО я должна оформить как профессиональный таксист.
Справку об отсутствии судимости можно бесплатно заказать и через МФЦ, и через Госуслуги. Срок оказания услуги — 30 дней. Сижу, жду. Лично мне этот пункт тоже не совсем понятен. Освободившимся из тюрем и так нелегко найти работу, человек же может исправиться, а тут как будто везде закрывают входы-выходы.
Итого, чтобы мне легализоваться, нужно больше 20 000 рублей. Думаю, такая же примерно сумма будет у каждого желающего немного подработать извозом. И для профессионального «бомбилы», который ради «чистого» заработка в 5000-6000 рублей ежедневно гробит свою машину и здоровье, это тоже ощутимая сумма.
В Якутске такси не роскошь, а необходимость
В Якутске плохо развит общественный транспорт. В крае вечной мерзлоты нет метро и троллейбусов. В минус 50 градусов есть только два способа передвижения — такси и автобусы. Со вторыми у нас проблема. Они редко ходят, точно не через каждые 10 минут. Часто происходят стычки между пассажирами и водителями. Первые за долгое время ожидания закипают злостью и срываются на вторых, которые добросовестно занимаются своей работой. Они не виноваты, что перед ними образовался большой интервал. В Якутске недавно водитель автобуса после оскорблений в свой адрес отказался дальше везти пассажиров. Я его понимаю.
Не знаю, как в других городах, но у нас уже часто можно увидеть голосующих на обочине, а возле моей обклеенной машины периодически встречаю жаждущих куда-нибудь уехать. Доходит до смешного. Приехала домой, припарковалась, пошла к багажнику и тут же вижу на переднем пассажирском сиденье парня. Хотела выгнать, но потом по цене договорились, все-таки сосед, и я вместо законного отдыха еще немного потаксовала.
Кроме того, в мессенджерах массово создаются группы типа «Независимые водители», «Такси для всех», где потенциальные пассажиры пишут адреса и часто возмущаются тем, что в группе водители не берут заказы. С одной стороны, тут не будешь платить комиссию и налоги государству, а с другой — опасно, пассажира вообще не знаешь: ни профиля, ни оценки. У агрегатора какая-никакая служба поддержки, а тут «кот в мешке».
Таксисты уйдут в тень
1 сентября думала, ездить по приложению или нет? Но потом решила еще немного поездить на свой страх и риск. И конечно, в тот же день меня остановили сотрудники ГИБДД. Я была уверена, что это из-за разрешения, и с места в карьер начала бурно объяснять, что реестр пока не работает, что на ОСАГО большая очередь, и вообще шашка на кузове тоже считается опознавательным знаком. Но оказалось, что меня остановили из-за непристегнутого ремня и выписали штраф. Больше пока не тормозили, никому мой таксистский статус неинтересен.
Мне кажется, что ни один человек, который имеет какое-либо отношение к сфере такси, не высказывался бы за принятие нового закона. Агрегаторы с годами наладили удобную систему, оплачивая налоги в государственную казну. Водители зарабатывали, отстегивая комиссию. Все было чисто и прозрачно. Запчасти и бензин дорожают, а легализация тоже стоит немалых денег. Конечно, часть таксистов останутся и постепенно узаконятся. И, наверное, будут зарабатывать больше — стоимость поездок еще вырастет. А кто-то просто уйдет в тень.
С каждым днем все труднее брать заказы, давит ощущение работы «вне правового поля». По жизни я стараюсь все юридически правильно оформлять. Жду бесплатную справку об отсутствии судимости, но в будущем сомневаюсь, что смогу оторвать от себя 17 000 на ОСАГО-такси и 4000 на электронную подпись. В последние дни открываю приложение, глазею на заказы и снова закрываю. За неделю в моей копилке — 350 рублей. В мессенджерах тоже сижу, но в роли молчаливого наблюдателя. Что будет дальше, неизвестно, теплится надежда, что внесут изменения хотя бы в части оплаты ОСАГО. Что касается самозанятости и электронной подписи, то теоретически это то, что может понадобиться и в других жизненных ситуациях, а не только в такси.
На днях прочитала новость на Дроме, что Генпрокуратура РФ поручила надзорным органам в регионах проверить соблюдение нового закона о такси. Началось… С другой стороны, такси в городе в последние дни как будто прибавилось — может, выжидали реакцию властей и, не дождавшись каких-то репрессий по отношению к нелегалам, решили продолжить извоз «по -старому».
ТОП
- Гороскоп на 26 ноября 2024 года: Этот день ознаменуется многочисленными приступами беспричинной раздражительности
- В Якутске состоялось открытие международного конкурса ледовых и снежных скульптур «Бриллианты Якутии»
- Член избирательной комиссии Якутска осужден за вымогательство и понуждение к действиям сексуального характера
- Лучших Исполнителей коммунальных услуг определят в Якутии
- Алексей Колодезников: «В Намском улусе построены 3 новые газораспределительные сети»
Свежие новости
- В Якутии работник предприятия разлил в кабинете бухгалтера бензин и, держа в руке зажигалку, угрожал ей убийством
- Якутскэнерго внедряет инновационную систему мониторинга линий электропередачи
- В якутском поселке случился пожар в единственной пекарне
- В Булунском улусе в квартире обнаружен труп со следами побоев
Все комментарии
Замечательная журналистка. Всегда интересно было читать ее статьи. Очень жалко, что не работает по профессии
Правильный закон, машины приезжали грязные, раздолбаные и иногда едешь и думаешь вообще за рулём кто? Укатит после в ближнее зарубежье и не найти и спроса нет. Так что все правильно, а самое лучшее было это городское такси. В старые времена щетчик и машина проверена и водителя если что найти могли. Да наши рукой водители в общественных автобусах бардак не могут устранить. Так что закон нормальный не свистит.
Ню-ню кто считает правильный закон, наверное хорошо получает... Потому что со всех сторон это удорожание 2-3 раза за поездку или расходы со стороны водителей. Почему водителей, ОСАГО, чёрная метка на авто, утилизационный сбор 1млн на цены авто сильно повлияют, ну дефицит тех кто захочет этим заниматься
Добавить комментарий