bookmark
20:39 29.09.2011

Подводя итоги Форума Духовности: интервью с духовным лидером Лазарем Афанасьевым - Тэрис

РИГ "SakhaPress.Ru" Прошел Форум Духовности, прошло много культурных и научных мероприятий, но тема традиционного верования как будто осталась на втором плане, а ведь вера - основа духовности. Вашему вниманию - фрагментарный перевод статьи Лены Федоровой. Одним из духовных лидеров саха является Лазарь Андреевич Афанасьев - Тэрис. В 90-е годы он первым начал научные исследования на тему традиционного верования якутов, дал определения понятиям и распространил их среди общественности. Его называют "бахсы" нынешнего времени. Происхождение этого слова иранское, в первоначальном значении - "маг, волшебник". Сейчас это слово у тюрко-монгольских народов понимается как "учитель, наставник". Во время своих исследований Л.А. Афанасьев понял главное - что для объединения народа, его становления на путь истинный важно не забыть верование предков. Так, в результате кропотливой и долгой работы с архивом, поиска нужного материала, а в дальнейшем и толкования основных понятий и их систематизации Тэрис выпустил свыше 20 книг (среди них - "Учение Айыы", "Видения шамана Курууппы", "Танха", "Путь Айыы" и др.). Эти труды увидели свет не только благодаря самому автору, но и объединению "Кут-сюр" национального издательства "Бичик" и депутатов Ил Тумэна. - Лазарь Андреевич, что, по-Вашему, "духовность"? - Сегодня "духовность" понимают в двух значениях. Первое - еще советское, коммунистическое толкование - включает в себя всю нематериальную культуру (воспитание детей и молодежи, литературу, театр, кино, музыку, разные субкультурные движения и пр.). Второе - это современное понимание "духовности", означает веру в чистом виде. И это толкование - правильное. То, что до сих пор людям навязывают советское определение "духовности", я считаю, это попытка сбить народ с толку, с верного пути. Дробя духовность на мелкие части, отводят внимание от главного - от веры. - Насколько сейчас распространено учение Айыы? - В Якутске и 20 улусах (Сунтарском, Нюрбинском, Намском, Хангаласском, Верхоянском и т.д.) есть люди, занимающиеся учением Айыы. По Республике в общей сложности насчитывается около 50 построений, имеющих отношение к религии саха. Например, глава Чурапчинского улуса построил Дом Айыы, и так в ряде улусов есть поддержка со стороны муниципалитета, что радует. Но есть одна проблема - некоторые такие дома стали сдаваться в аренду для проведения различного рода мероприятий, что на самом деле непозволительно. Ни в каком религиозном объекте так не делается. К вере, в нашем случае в Дом Айыы, человек приходит в трудные моменты своей жизни - это должно быть тихое место, где человек общается с айыы, очищается. Наверно, в "осквернении" домов Айыы играет роль и тот факт, что зачастую их работниками являются  работники культуры, поэтому мы и видим постепенное превращение религиозного учреждения в культурно-досуговое место, где празднуют, веселятся, поют, танцуют, гуляют, пьют... - В таком случае, что надо сделать, чтобы дома Айыы стали настоящими домами Веры? - Желание построить такой дом должно исходить "от народа", не по поручению властей, а наоборот - власти должны поддержать народ, его стремление иметь свой Дом Веры, если оно есть. У властей есть много способов для строительства. Например, строительство православных храмов ведется на средства такой крупной компании, как "Алроса", а она принадлежит государству. Почему бы и дома Айыы не строить таким образом? Почему в так называемой "алмазной республике" алмазы не являются средством для поддержки традиционного верования? Сейчас все иначе, российский закон поддерживает, защищает национальные культуры. Процесс уничтожения якутской веры шел около 300 лет - сейчас нам дали свободу, чтобы мы встали на ноги, вернули то забытое. Этого бояться не надо, наоборот - надо пользоваться случаем! Но наши руководители этого еще не поняли, или ведут себя крайне настороженно, во всяком случае - боятся говорить об этом открыто. - Как Вы представляете будущее саха? - Наше богатство - олонхо и другие произведения фольклора лежат в архиве как мусор - свыше 300 томов. Надо их разобрать, упорядочить, издать, пользоваться ими, без этого не будет развития, как народ мы не будем ничего собой себя представлять, исчезнем... <...> Сохраним нашу веру, нашего Бога, учение Айыы - любовь человека к человеку,к природе! Проложим путь для нашей молодежи и будущих поколений! Лишь со своей исконной верой мы сможем стоять в одном ряду с другими народностями, иметь значение, сможем развиваться. Станем по-настоящему духовным народом! перевод sanda:r РИГ "SakhaPress.Ru"
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют