bookmark
17:18 13.10.2011

Навигация на Яне: как это было?

РИГ «SAkhaPress.ru». В навигацию 2011 года суда ОАО «ЛОРП» прибыли в Нижнеянск 22 июля, что на 5 дней раньше, чем в предыдущем году. 5 судов -- «Капитан Слобожанин», «Вадим Тюрнев», «Дионисий Хитров» и баржи площадки - М-25 и М-33 -- доставили в Нижнеянск 12 тысяч тонн каменного угля. Сложные метеорологические условия на некоторое время стали препятствием для захода судов на Яну. Подул восточный ветер, который согнал воду с бара реки Яны. Ленские суда, загруженные с осадкой более двух метров, не смогли пройти десятикилометровый барьер прорези бара Яны, и им ничего не оставалось делать, как ждать «у моря погоды» - смены направления ветра. На морском рейде бара Яны стояло около 10 судов, и если нефтеналивные суда можно было направить на Индигирку, Колыму, то суда с каменным углём и генеральными грузами для получателей Янского бассейна целенаправленно шли для выгрузки в Нижнеянск. Через 15 дней удалось завести баржи с углём с малой осадкой, а ещё через неделю и теплоход «Капитан Марков» с генеральными грузами, который простоял на баре 3 недели. Жалобы отдельных коммерсантов о том, что «послали теплоход «Капитан Марков» с большой осадкой, зная, что на баре нет достаточных глубин для него» необоснованны, так как «Капитан Марков» в Якутске загрузился 26 июля. В это время в Нижнеянск прошли 3 судна с такой же осадкой. Воду на баре согнало позднее и эти «подарки» природы никто не мог предугадать. Арктическая навигация короткая и возить за 2-4 тысячи километров по одной тысяче тонн, вместо 2,5 тысяч не позволительно.  «Капитан Марков» в Нижнеянском порту был выгружен за 2 дня, весь груз вверх по Яне был отправлен на судах Янского речного пароходства. В связи с невозможностью распаузки судов с каменным углём на внешнем баре реки Яны, руководством ОАО «ЛОРП» было принято решение направить 16-тонный плавкран на Быков Мыс и производить двойную перевалку судов на устье реки Алдан и устье реки Лена до проходной осадки по бару Яны. С 29 августа баржи с углём поступали в Нижнеянск по 1200-1500 тонн. Приходилось чётко следить за перевалкой в пути и прохождением грузовых документов, чтобы закрывался весь груз по накладным получателям ГУП «ЖКХ РС(Я)» и «Энерготрансснаб». Крановщики сетовали на то, что уголь идёт в наполовину загруженных баржах, что увеличивает время выгрузки и больше времени уходит на подборку угля на барже. Такого поступления угля на Яне ещё не было. Арктическая навигация продлилась до 8 октября, благо погода стояла в это время сравнительно тёплая. Всего за навигацию на Яну прибыло 72 сухогрузных судна и 34 - с нефтеналивом, это почти в 2 раза больше чем ежегодно приходило в прошлые годы. В связи с жалобами отдельных индивидуальных предпринимателей правительству республики о поздней доставке контейнеров с овощами в Нижнеянск и, как следствие, в Куйгу, хочется отметить следующее. В Нижнеянск каждую навигацию приходит 3-4 теплохода с контейнерами. И если груза с первых теплоходов ЛОРПа янские суда успевают доставить до Куйги, Казачье и т.д., то ежегодно последний теплоход с Лены из Якутска приходит в Нижнеянск 28-30 сентября, когда Яна уже закрывается для прохождения янских судов. Это коммерсанты должны усвоить. Иногда удаётся успеть довести груз с последнего теплохода до Куйги, это надо принять за удачу, а в основном груз остаётся на зимнее хранение в порту Нижнеянск. Таковы экстремальные условия доставки грузов на Север. Суда ОАО «ЛОРП» предназначены для выполнения социально более значимых задач по завозу товаров первой необходимости и топливно-энергетических ресурсов. При этом пароходство пошло навстречу предпринимателям, которые обращались с просьбой доставить контейнеры до Нижнеянска, заранее зная, что груз по срокам гарантированно дойдет только Нижнеянска. Тем не менее, эти условия были приняты коммерсантами, что закреплено в договорной документации. Существуют правила и сроки доставки грузов на Север. Например: у ИП Ефименко и ИП Фроловой отправители с Якутска Шевченко и Ахмедов Карам Нариман-оглы груз сдали до Нижнеянска 17 и 6 сентября, т.е. после сроков обязательного приёма груза к перевозке и на условиях ожидания дня погрузки. В накладной груз указан; у Ефименко - мебель, у Фроловой - крупы всякие, а фактически оказалось у Фроловой в контейнере свежие овощи и фрукты. Согласно статьи 120 кодекса внутреннего водного транспорта РФ, за неправильное указание в накладной наименование груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере 5-кратной платы за перевозку такого груза на всё расстояние его перевозки. Пора применять эту санкцию на практике. Овощи и фрукты, морозобоящиеся грузы перевозятся в специализированных судах, таких судов в ОАО «ЛОРП» нет, поэтому коммерсанты идут на разные уловки и пишут в накладных, что им вздумается, лишь бы отправить груз, причём после сроков обязательного приёма. В этих случаях пароходство ответственность за доставку груза не несёт. С учетом сложившейся ситуации, в следующую навигацию ЛОРП  просто не будет принимать  груз в контейнерах после сроков обязательного приема, определенных для арктического завоза. В настоящее время в Нижнеянском порту остались невостребованными только   один   24-тонный контейнер с мебелью ИП Ефименко и 2 большегрузных контейнера    Шевченко с аналогичным содержанием. Остальные получены и растарены. В связи со сложной обстановкой на баре Яны правительством республики принято решение №129 от 5 сентября 2011 года «О неотложных мерах по завозу грузов в Янскую группу районов Республики». Был создан оперативный штаб, руководителем которого назначен начальник управления эксплуатации флота ОАО «ЛОРП» В.И. Степанов. Начштаба  больше месяца «разруливал» обстановку на баре Яны, а в Нижнеянске контроль осуществляли В.В. Омуков – председатель ГК РС (Я) по торговле и материальным ресурсам, Н.П. Александров – представитель Минтранса РС (Я), А.В. Прокопьев – руководитель ФБУ «ЛГБУВПиС» на землесосе «Индигирка», генеральный директор ЯРП В.А.Сомов. Хочется отметить большую помощь по проводке судов до Нижнеянска теплохода «Баскунча» Янского района водных путей – капитан К.К. Валеев, теплохода «Рион» ОАО «ЛОРП» - капитан С.В. Чеботарев, теплохода «Академик Губкин» ОАО «ЛОРП» - капитан В.С. Иванов. Несмотря на трудные условия доставки грузов до Нижнеянска в эту навигацию, плавсостав ОАО «ЛОРП» справился с этой задачей. На Яну доставлено 117 тысяч тонн каменного угля и 46 тысяч тонн нефтепродуктов, что на 20 тысяч тонн угля и 6 тысяч нефтеналива больше, чем в прошлом году. Полностью поступила сырая нефть для котельных Верхоянского, Эвено-Бытантайского и Усть-Янского улусов республики. Навигация на Яне завершена, но на Лене еще продолжается, и я желаю всем судам успешно завершить навигацию и благополучно дойти до своих пунктов отстоя, где их с нетерпением ждут родные и близкие. Людмила КОРОВИНА, представитель ОАО «ЛОРП» в Нижнеянске.
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют