bookmark
15:45 18.10.2011

Джазовая фиеста под шум морского прибоя... Лирический репортаж.

На фестивале джаза в Коктебеле, В краю волошинских пейзажей вдохновенных, Блаженно чувствуешь себя – на самом деле - Душой и телом одновременно… В гостях у Волошина Наверное, многим людям (тем более представителям молодого поколения) слово “Коктебель” не очень-то знакомо… У кого-то оно вызовет ассоциации с каким-нибудь коктейлем, кто-то, может быть, припомнит коньяк с этим названием… А ведь это местечко в Крыму неразрывно связано с именем русского поэта, мыслителя и художника Максимилиана Волошина… Серебряный век русской поэзии! Здесь в гостях у поэта, в доме на тихой набережной Коктебеля у подножия величественного Карадага бывали Ахматова и Цветаева, Бунин и Гумилев, Бальмонт и Брюсов, Мандельштам и Эренбург. Приезжали художники, писатели, ученые, музыканты. Здесь уже тогда в 20-х годах прошлого века звучал джаз… Совершенно особенная возвышенная, поэтическая атмосфера, пропитанная духом Волошина,  и сегодня продолжает сохраняться в этом уютном уголке древней Киммерии, в «краю волошинских пейзажей», на южном берегу восточного Крыма… И не случайно местом проведения джазового фестиваля стал именно Коктебель. С 2003 года этот праздник «живого» звука, импровизационной, авангардной музыки проводится ежегодно, и на сегодня стал фактически одной из «визитных карточек» Крыма, его совершенно особенной «изюминкой», ярким блистательным «брэндом» джазовой Украины в современном музыкальном мире. Фестиваль «Jazz-Koktebel-2011», проходивший в сентябре –это масштабнейший «open-air»! Это три открытые сцены – «Волошинская», «Nu Jazz» и «Open stage», это порядка 300 музыкантов-участников, в общей сложности около 60 концертов, десятки тысяч гостей фестиваля – ценителей «живого» звука, множество журналистов.  Организаторами фестиваля проводится огромная работа по его подготовке. Прослушивается очень много джазовых коллективов и на «fest» приглашаются самые из них интересные, включая «звезд» джаза мировой величины из Европы и Америки. Якутский амулет для Анны Кристоферссон В дни фестиваля джаз звучит повсюду! Им буквально пропитан вечерний воздух набережной, он сливается с шумом накатывающихся волн морского прибоя и криками чаек, с широкой серебристой лунной дорожкой, убегающей до горизонта. Живая завораживающая импровизационная музыка (зачастую экспериментальная) саксофона и гитары, контрабаса и клавишных, флейты и ударных, скрипки и джазового вокала… Прекрасно понимаю – бессмысленно пытаться что-то передать! Как сказал на пресс-конференции открытия авторитетнейший джазовый журналист, эксперт и музыкант Алексей Коган: «Говорить о музыке – все равно, что танцевать об архитектуре». И тем не менее… Джаз – это та музыка, которая творится «здесь и сейчас». Здесь всегда есть открытия, здесь ценится каждый миг. Джазовый музыкант  никогда не сыграет одну и ту же вещь одинаково, джаз не терпит посредственности. В этом смысле в сравнении с ширпотребной «попсой» джаз – элитная музыка. Здесь всегда есть новые музыкальные идеи, свежий «саунд», поток духовной энергии. Особенно это проявляется на «джем-сэйшн», когда разные музыканты объединяются в один «джаз-бэнд» и играют «свободную» музыку, подхватывая и продолжая импровизации друг друга. Хедлайнером фестиваля (самым звучным именем, «гвоздем программы») выступил Борис Гребенщиков со своим «Аквариумом». Хотя лично для меня самым ярким явлением и настоящим открытием стала известная американская блюзовая вокалистка, легенда стиля, подарившая блюзу «новое дыхание», виртуозно играющая на соло-гитаре, неподражаемая Дэбби Дэвис. Один из «патриархов» британского блюза Джон Мэйол считает, что если и существует исключительный блюз, то это именно Дэбби Дэвис! А когда она выступала в одной компании с TRIO GENERATIONS (Joe Fonda – контрабас, Otto Lechner – уникальный виртуозный клавишник-органист, Emil Gross – молодой австрийский барабанщик), играющим современную импровизационную музыку «free», балансирующим на грани джаза, авангарда, рока и даже регги, и с легендой американского джаза, культовым саксофонистом Оливером Лэйком – это было ЧТО-ТО. Это надо слышать и видеть! (Кстати, я кое-что записал на видео и приобрел из рук «королевы блюза» диск, на котором она поставила свой автограф). Никого не оставило равнодушным  выступление здесь, на «Волошинской сцене», ABRAHAM BARTON QUARTET из США. Лидер коллектива считается любимцем искушенной нью-йоркской публики. Его саксофон – это  просто «огненные» соло- импровизации и постоянная экспрессия. Еще одно яркое впечатление произвела певица и композитор Анна Кристоферссон из Швеции (вокал, клавиши), выступавшая вместе с чилийским гитаристом Пабло Доналдо и лучшим на сегодня шведским саксофонистом, флейтистом Магнусом Линдгреном. Вновь повторяюсь – словами не передать! Найдите, послушайте… Хотя что может заменить живой звук, этот настоящий  Джаз, когда музыка творится прямо у тебя на глазах! Мне довелось пообщаться с Анной и Пабло после выступления. Открытые, душевные люди. Я подарил ей якутский амулет. Она мягко коснулась своей ладонью моего плеча, поблагодарив с улыбкой, и своим волшебным голосом сказала: «That’s as in Laplandia…» А Пабло я подарил дэйбиир с колокольчиками. Он был тронут, и сказал, что у них в Перу тоже есть шаманы. «Любимые мои !» На грандиозной центральной сцене «Nu Jazz» блистал Карл Фриерсон! Харизматичная личность, прекрасный вокал, зажигательная улыбка – сплошной позитив и юмор. «I am black!» – подшучивает он над собой. Там, где Карл, «расходятся тучи» и люди начинают улыбаться. Также здесь сверкала  своим талантом польская певица Анна Мария Йопек . Ее творчество находится на стыке джаза, польского фольклора и поп-музыки. А уникальная легендарная британская «команда» RED SNAPPER , уже не первый раз приезжающая на «Jazz Koktebel», вновь порадовала зрителей своей оригинальностью и самобытностью.. Ну что ж! Теперь – о БГ… Бесспорно, к Борису Гребенщикову было приковано особенное внимание. Несомненно культовая фигура, фактически – «божество»! И при этом – никакого высокомерия. Уважительное отношение к журналистам, к публике («Любимые мои!»), к простым курортникам на набережной, увидевшим его («Ух ты! Гребенщиков!»), бравшим автографы, просившим сфотографироваться с ним. А он стоит себе с чашечкой кофе у груди, с очаровательной улыбкой, и над ним словно нимб диаметром в четыре метра. На пресс-конференции ему было задано множество вопросов, на которые отвечал он легко, непринужденно и с юмором. - Над чем вы работали в последнее время? - Накоплено огромное количество материала, а весь последний год ушел на работу над новым альбомом «Архангельск». Считаю, что это лучший мой альбом. - Что должно произойти, чтобы к вам пришли какие-то новые идеи для вашего развития, для творчества? - На самом деле мне надо лишь на пять минут остаться одному. И желательно, чтобы солнце светило… - В какой степени вы соотносите свое музыкальное творчество и творчество вашей группы с джазом? И ваше мнение о состоянии российского рока на сегодня? (мой вопрос Ф.О.) - Cкажем так – наше творчество не без влияния джаза. Мы фактически всегда выступаем, как джаз-бэнд. Российский рок сегодня напоминает «заколачивание гвоздей». -  Что вы можете пожелать зрителям? -  Cвободы… Независимости… -  Как вы проводите время здесь в Коктебеле? -  Оргии…, – ответил БГ с ироничной улыбкой. Ну, а на сцене Гребенщиков со своей группой (12 музыкантов в составе) представил вещи из нового альбома. БГ пел об архангелах (и не только). Их выступление – это мощная энергетика, богатая звуковая палитра и неподдельная искренняя любовь к зрителям («Любимые мои!»). За четыре дня джазовой фиесты успеваешь услышать довольно много разной музыки (и даже немного устаешь от впечатлений), хотя охватить все выступления не удается, как и невозможно представить здесь всех участников. Ну а тем более, если попытаться представить или даже вспомнить всех музыкантов, участвовавших во всех девяти фестивалях, то это уже – целая антология! Скажу одно, что Jazz Festival  в Коктебеле – это совершенно «отдельная реальность», своего рода необыкновенное джазовое «субпространство», и побывав здесь, окунувшись в эту атмосферу хотя бы один раз, ловишь себя на ощущении, что тебе хочется сюда вернуться еще, и возвращаться снова и снова… Фидель ОЧАКОВСКИЙ. P.S. …И пригрезились мне вдруг джазовые фиесты на берегах Лены и Вилюя… В Якутске и в Мирном, в Намцах и Чурапче, в Нерюнгри и Алдане…
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют