Вуз, в который с улицы не поступают
РИГ «SakhaPress.ru». …В этом году одним вузом в Якутии стало больше -- статус семинарии получило Якутское духовное училище. Это означает не только формальную смену вывески. Прежде всего, это значит, что процесс "вызревания" первого и пока единственного духовного учебного заведения Якутии можно считать состоявшимся: семинария родилась! Чего это стоило якутской епархии, если принять во внимание, что начинали с нуля? И какой она должна быть -- семинария, где готовят священников для национальной северной республики? Об этом -- разговор с ее ректором, игуменом Андреем (Морозом). -- Отец Андрей, что стало определяющим для Священного Синода, который 5 октября принял решение преобразовать Якутское духовное училище в семинарию? -- Понятно, что духовная школа вырастает не с пустого места, а из желания людей, ответственных за судьбу Церкви. Советская эпоха для Якутии закончилась тем, что тут фактически не осталось ни одного полноценного храма -- лишь молитвенный дом. Поэтому ни о каком духовном образовании речь не шла. Именно в такой ситуации и начиналось возрождение духовной школы. Это было предметом желания сначала владыки Германа, потом владыки Зосимы, при котором были предприняты первые реальные шаги для того, чтобы открыть духовную школу. И продиктовано вполне понятной потребностью -- иметь образованных кандидатов в священнослужители из числа местных жителей. В 2006 году владыкой Зосимой при поддержке Святейшего Патриарха Алексия II и Учебного комитета при Священном Синоде было открыто духовное училище -- вначале двухгодичное. Уже при владыке Романе, который возглавил епархию в июне 2011 года, образовательные программы привели в соответствие с требованиями духовных учебных заведений, входящих в структуру Учебного комитета Священного Синода. Нынешний правящий архиерей, когда-то сам руководивший духовной школой на Ставрополье, прекрасно понимает: она должна действовать по таким же принципам, что и все учебные заведения РПЦ. Святейший Патриарх сказал четко: вывеске должно соответствовать содержание. Это было бы вряд ли возможно, пока не были собраны достойные вуза преподавательский состав и учебно-методическая база. Пока, наконец, не появилось прекрасное здание, куда училище переехало чуть больше года назад… И вот к сегодняшнему дню, стараниями многих людей, вовлеченных в процесс преобразования училища в семинарию, все сложилось. Епархия и республика получили вуз, полностью отвечающий своему статусу: четырехгодичное обучение, выполняющее стандарт бакалавра в области теологии. -- Поскольку задача семинарии -- готовить для Якутии местные кадры, много ли среди учащихся ребят-саха? -- Из 24 студентов -- каждый четвертый. Стратегия такова: элемент пришлости надо преодолевать. Епархия не должна зависеть от людей, которые приехали из других городов. Она обязана рождать будущих священников, воспитывать их и устраивать свою епархиальную жизнь сама. Причем, мы считаем, что священник должен быть готов говорить с паствой на понятном для нее языке. И для этого в числе региональных учебных дисциплин изучаем историю и культуру Якутии, якутский язык и литературу. На последнем ученом совете обращали внимание преподавателей: надо научить человека молиться на якутском, читать Священное Писание на этом языке и т.д. -- Кроме этого преподавание в семинарии, которая находится в национальной республике, чем-то отличается от других? -- Святейший Патриарх мыслит Якутскую духовную семинарию как духовное учебное заведение народов Севера. А потому специфика воспитания будущих пастырей должна быть ориентирована на то, где молодой человек будет служить завтра. Он должен знать традиционный уклад жизни народов, с которыми ему предстоит жить. Причем, не только в теории. В январе планируется пастырская поездка в Вилюйский улус группы преподавателей и студентов Семинарии. Кстати, пример тому подает сам правящий архиерей -- в ноябре стараниями владыки Романа начнут совершаться литургии на языке саха в Преображенском кафедральном соборе Якутска. Ради своей паствы епископ преодолел свою русскость и пожертвовал пониманием для себя песнопений. И поэтому когда говорят, что РПЦ способствует обрусению народов -- это, мягко говоря, неправда. Русская церковь молится на стольких языках, что упрекать ее в фелитизме, по меньше мере, неприлично. Кстати, задача у Якутской семинарии намного шире -- молиться не только на языке саха, но и языках народов Севера, живущих здесь. В своей духовной школе епархия видит начало всех проектов. И совершенно логично ею должны оправдаться надежды не только епископа, но и общества, поскольку ей предстоит стать духовным центром всей республики. -- Отец Андрей, училище открылось в 2006-м, значит, выпускники уже есть. Какова их судьба? -- Служат в Алданском, Нерюнгринском благочинии. Часть, после окончания тогдашнего училища, продолжила учебу в семинариях Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Хабаровска… В последней сейчас учатся трое, один из них якут. Недавно я там был в командировке, встречался с ребятами. Спросил: "Вернетесь?" Ответили, да. -- Насколько принципиально вуз, дающий духовное образование, отличается от светского? По своему распорядку, внутреннему устройству… -- Во-первых, в семинарию нельзя поступить с улицы. Сначала ты должен получить рекомендацию на приходе -- от священника. Абитуриентам необходим первоначальный опыт церковной жизни. Во-вторых, если в светских вузах обучают профессии, то есть набору навыков и знаний, которыми ты должен пользоваться в течение рабочего дня, то в духовном учебном заведении -- служению. Удел священника, его жизнь -- это всецелое посвящение Церкви, Богу и людям. Вот почему слово "профессия" в нашем контексте вряд ли применимо: служение священника не заканчивается в момент, когда он выходит из храма. Семинария очень похожа на семью. Здесь традиционно осуществляется принцип классического образования: преподаватель не только лектор, но и человек, который делится своим образом мыслей, поведением, отношением. Это как родитель в семье, который транслирует ребенку все то, что сам умеет и даже как умеет. Как и во всяком нормальном учебном заведении у нас двуединый образовательный процесс: учебный и воспитательный. Однако последний идет 24 часа в сутки. И даже сон студентов -- и тот регламентирован. -- А к чему такие строгости? -- В духовном учебном заведении юноша за короткий период должен стать глубоко церковным человеком, преданным Богу, Церкви и имеющим такое образование, которое позволило бы ему стать священником и даже возглавить приход. Студент, приходящий в семинарию, должен понимать, зачем он сюда идет, осознавать свое желание потрудиться для Бога и Церкви, а самое главное, точно знать, что хочет стать священником. -- Отсев бывает? -- Конечно: по здоровью, дисциплине… И все-таки случайные люди сюда не попадают. Когда человек приходит в духовную школу, то обычно уже знает, специфику учебного заведения и с чем ему придется иметь дело в дальнейшем. -- О.Андрей, ожидаете ли вы в связи с новым статусом своего учебного заведения притока студентов, и может быть даже из-за пределов Якутии? -- Я хотел бы выразить надежду, что после того, как статус учебного заведения возрос, учеба в нем станет более привлекательной. Тем более, что мы включились в процесс получения государственной аккредитации, а это означает дипломы государственного образца. А по собственному опыту я скажу, что для молодого человека, если он не отдал на откуп третьим лицам решение своей судьбы, учиться в семинарии престижно. Это школа с высокой степенью дисциплины. Поэтому во многих городах, где семинарии существуют давно, даже в светских организациях при приеме на работу отдают предпочтение именно их выпускникам, если те по каким-то причинам не стали священниками. Они выносливые, приучены к порядку, знают, что такое старший, уважают начальство и имеют прочие добродетели, которые, увы, светское образование не дает. К тому же личность священника всегда привлекательна. Он не может раствориться в обществе, как представители других профессий. "Попа и в рогожке видать!" -- заметил по этому поводу Чехов. Будь ты верующий или неверующий, но внутренне уважение к священнику у человека присутствует все равно. И к мнению его, даже если оно спорно, прислушиваются всегда. Поэтому, молодому человеку в Церкви есть стопроцентная возможность для самореализации. Примерно к 23 годам выпускника семинарии архиерей назначает на приход и он встает во главе общины. Если это городской приход, то по статусу примерно то же, что стать главой города. Если в районе, то масштаб руководителя района. К тому же обращаясь к нравственности человека, священнослужитель затрагивает такие струны человеческой души, что очень скоро становится частью семей прихожан. И если учесть, что любой из нас хочет прожить свою жизнь так, чтобы оставить свой след на земле, то именно служение пастыря этому полностью отвечает… Елена ВОРОБЬЕВА РИГ «SakhaPress.ru».
Прокомментировать
Наш канал в Telegram ТОП
- В Якутии 25-летний парень пропал без вести два месяца назад
- Китайский гороскоп на неделю с 25 ноября по 1 декабря: Дела могут идти вяло, нехотя и с ошибками
- Определились победители конкурса ледовых скульптур «Новогодняя фантазия» на призы Акционерной компании «Железные дороги Якутии»
- Поздравление Председателя Якутской городской Думы Альберта Семенова с Днем матери в Российской Федерации
- Евгений Григорьев поздравляет с Днём матери в Российской Федерации
Свежие новости
- В парламенте республики состоялось расширенное заседание бюджетного комитета
- В Якутске произошло массовое ДТП с участием двух автобусов
- Житель Таттинского улуса обвинен в незаконном изготовлении 7,35 грамм наркотического средства
- Энергетики уведомляют о срочных неотложных работах 25 ноября в городе Якутске
Комментарии
Добавить комментарий