Навстречу юбилею Энерготрансснаба: Груз ответственности
РИГ "SakhaPress.Ru" В этом году работники ОАО «Энерготрансснаб» отмечают 40-летие своего транспортного предприятия, благодаря которому энергетика добралась до самых отдаленных уголков нашей прекрасной, но суровой Якутии. Покорять ее приходилось и водителям-энергетикам. Одним из первопроходцев и хранителей традиций предприятия, энергетический стаж которого больше, чем насчитывает история «Энерготрансснаба», является Станислав Иванович Селецкий, ветеран энергетики, почетный работник автотранспортного комплекса РС(Я). После армии в 1966 году Стас почти сразу устроился возить… будущего первого президента Якутии, тогда – первого секретаря горкома комсомола Михаила Николаева. Потом работал какое-то время в «Сельхозтехнике». Но знакомые ребята, коллеги по «баранке», перетянули в энергетику. Автобаза тогда только организовывалась, и Станислав устроился водителем на ГРЭС, еще строящуюся станцию, директором которой был Владимир Афанасьевич Хандобин. – Помню, как готовились к пуску первой турбины в самый Новый год – 31 декабря. Все сотрудники там буквально ночевали. И мы дежурили – развозили потом персонал. А еще в то время много строилось дизельных станций по северам, для которых мы доставляли оборудование. Получается, что в них тоже есть мой вклад, как и всех водителей «Якутскэнерго», обеспечивавших перевозку важных грузов и специалистов. Помню, как самыми первыми мы привезли большие дизели Г-72 для Момской ДЭС. До нас туда проходили только легкие машины, поэтому раньше у них стояли лишь маленькие генераторы. Ехали караваном: два КрАЗа тащили дизели, мы сопровождали их на УРАЛах, где цементом подсыпали, где страховали. Машины по одной в рейсы никогда не отпускали, количество, бывало, и до восьми доходило, но не меньше трех, это – как закон, где ж на севере одному-то проехать! До сих пор помню, выехали мы из Якутска 17 марта, а вернулись только 28 апреля. На обратном пути дорога пошла наледью, ехали долго, едва ли не ползком. А Лену и вовсе переезжали на свой страх и риск – переправа была закрыта уже с 15 числа, но оставаться на том берегу совсем не хотелось. Передвигались практически наугад, такой густой стоял туман. Хотели выехать на этот берег в районе Вечного огня, а получилось аж возле ТЭЦ. Зимником под весну дорога вела Станислава Ивановича в основном в Мому, в Депутатский. Летом и осенью – в Невер, где располагалась прежде основная база «Якутскэнерго». Туда, а позже в Серебряный Бор приходили поезда с грузом электрооборудования, от лампочек до трансформаторов по 70-80 тонн, который развозился автотранспортом по всем уголкам республики. – Крупногабаритных грузов у меня было немного. Но разницу между тем, когда везешь лампочку или трансформатор, конечно, знаю: она – в грузе ответственности. Для этого перед рейсом обязательно настраиваешься. Нет, не подумайте, суеверия разные у нас не входу, стариной какой-то отдает. Надо надеяться на автомобиль и на себя. Машины ведь готовим самостоятельно. Зачем потом в дороге зря на механика пенять? А так, сам машину к рейсу подготовил, уверен в ней, и вперед, под надрыв Высоцкого: «Назад 500, 500 вперед…». Эх, дороги! А разве они у нас в Якутии есть? Зимой снег привалит, машины накатают – вот тебе и дорога. А как растаяло – сами понимаете, яма на яме, трясина на трясине. Правда, раньше было хуже в разы: дороги узкие, бугристые, по сравнению с прежними временами сейчас, конечно, грех жаловаться. Особенно, в других регионах, вот недавно ехал из Омска, там-то дороги – дай Бог! А как только свернул в Тынду, все, здравствуй, Якутия! Но сделают, я уверен, будет и у нас автомобилистам счастье. Раньше транспортные цеха были отдельно у каждого предприятия, потом автобазу организовали на ТЭЦ, собрав всех из Горэнерго и Центральных электрических сетей. А в 1971 году мы переехали на 6-й километр Покровского тракта. С той поры там и располагается транспортное предприятие «Якутскэнерго», выделенное в 2000 году в обособленное структурное подразделение, а в 2006-м преобразованное в дочернее ОАО. Это сейчас все оборудовано, отсыпано и укатано в асфальт, но база, считай, стоит на болоте. И когда все только начиналось, весной, в апреле, трактор брал нас, как тягач, на веревку и вывозил на Покровский тракт. Машины отрабатывали по нарядам, а вечером тот же трактор встречал нас у базы, цеплял и затаскивал обратно на территорию. Потом ее стали облагораживать, строить гаражи. Но первые годы в начале 70-х были, наверное, самыми тяжелыми для предприятия. Перейдя с рейсовой работы на городскую, Станислав Иванович сел за руль хозяйственных ГАЗиков. «Сперва тянуло, а потом отвык и сам не стал рваться на тяжелые дальние маршруты. И время не то, и годы не те». Высоцкого сменило «Дорожное радио». А последние 11 лет он служит водителем у нынешнего первого заместителя генерального директора по финансам Александра Слоика. Несмотря на сугубо деловые отношения, за столько лет они уже притерлись, переговорили обо всем и теперь понимают друг друга с полуслова. Личная жизнь сложилась непросто, потеря близких людей выбелила волосы. И, тем не менее, дорога всегда ведет нас вперед… Стас Иванович считает себя счастливым человеком. Супруга, трое уже взрослых детей, по две внучки и внука. И однажды в юности, связав судьбу с энергетикой, он и молодому поколению вовремя давал полезный совет – выбрать именно эту отрасль и именно эту компанию. Двое сыновей работают в «Якутскэнерго» электриками. Селецких у нас в компании вообще много, один племянник, сын младшего брата, Олег Сергеевич – главный метролог, заместитель начальника РДУ. Второй – Виталий Сергеевич – как и дядя, совместил энергетику со стезей автомобилиста и сейчас возглавляет службу механизации и транспорта ЯТЭЦ. – Вы, наверно, как никто, знаете энергетиков, ведь столько лет общаетесь с ними по долгу службы, связаны с ними даже в семейном кругу. Это – особенные люди? – Да, в них есть какая-то загадка, в чем она, до сих пор не пойму. Они своеобразные, но с ними невероятно интересно общаться на любые темы, они основательные и во всем любят надежность. В то время, как в других структурах запчастей приходится ждать месяцами, попробуй, найди, в «Якутскэнерго» водители избавлены от этой актуальной для всех автомобилистов «головной боли», только вези. Я привык и мне нравится, было бы иначе – давно бы ушел искать место получше. Но, как видите, 41 год, почти вся моя трудовая биография – здесь. Пресс-служба ОАО АК «Якутскэнерго»
Прокомментировать
Наш канал в Telegram ТОП
- В Якутске произошло массовое ДТП с участием двух автобусов
- Открыта первая ледовая переправа на реке Лене
- В якутском поселке на дороге обнаружен труп пешехода. Водитель скрылся
- В Якутске мужчина познакомился с девушкой в телеграм-канале, встретился с ней в гостинице и остался без 64 тысяч рублей
- Гороскоп на 26 ноября 2024 года: Этот день ознаменуется многочисленными приступами беспричинной раздражительности
Свежие новости
- «Ода матери»: Айталина Адамова выступила в Кремле
- В Федерации профсоюзов Якутии продолжается Декада профсоюзного работника в Республике Саха (Якутия)
- Прогноз погоды на 26 ноября: В двух районах Якутии объявлено штормовое предупреждение
- Алексей Колодезников: «В Намском улусе построены 3 новые газораспределительные сети»
Комментарии
Добавить комментарий