О тех, кто лечит не только тело, но еще и душу…
РИГ "SakhaPress.ru" …Однажды я оказалась в очереди к участковому врачу. На календаре был конец сентября, отопление еще не включили и молоденькой докторше с длинной косой -- видно, новоиспеченной выпускнице медицинского вуза -- судя по всему, вконец надоело мерзнуть в своем кабинете. Выглянув в коридор и оценив длинный хвост очереди, она решительно скомандовала: «Заходим по двое!» Люди в недоумении переглянулись… Заходили, действительно, по двое. Пока один смущенно раздевался за ширмой, второй еще более смущенно что-то вполголоса бормотал юному созданию в белом халате о своих недугах. Пары то и дело оказывались смешанными: мужчина и женщина. Доктор, однако, этого будто не замечала. «Один за ширму, второй на стул!» -- не глядя на вошедших командовала она, и пациенты понимали: они, такие живые и разные, значат для нее не более, чем эта ширма и этот стул… …Что происходит с нашей медициной? Этот вопрос уже давно занимает не только пациентов и врачей, но и все российское общество. Что происходит с отечественной медициной, если столь присущие когда-то ей понятия, как человечность и сострадание к больным для многих нынешних последователей Гиппократа -- не более, чем анахронизм? Что происходит с российской медициной, если из нее все больше вымывается то, что, по сути, составляло мораль этой профессии, -- те христианские заповеди, без которых врачевание души и тела, наверное, просто невозможно… Об этом много говорили и на завершившимся недавно в Твери Международном форуме «Этика и милосердие врачебного сообщества», в рамках которого прошел Третий Всероссийский съезд православных врачей. Форум проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и был нацелен на то, чтобы объединить усилия докторов и духовенства ради той главной цели, которая сегодня волнует многих, -- улучшение медицинской помощи в стране. Одной из его участниц стала якутянка, терапевт Людмила Никитина, отдавшая и медицине, и пациентам всю свою жизнь. Когда-то закончила аспирантуру у профессора Т.И.Крыловой по детскому туберкулезу, затем 17 лет работала в Кобяйском районе, а последние 15 лет возглавляла здравпунктом «Газпрома». «Сестричества -- это великое дело…» -- Людмила Сергеевна, о чем шла речь на форуме? -- Это, действительно, было грандиозное событие в жизни отечественной медицины. Начался форум с молебна в Воскресенском кафедральном соборе Твери, после чего тон дискуссии и работе всех многочисленных секций задало приветственное слово Патриарха: «С неизменным уважением относится Церковь к тем, кто движимый милосердием, состраданием и любовью к ближним, помогает другим сохранить и восстанавливать телесную крепость. «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его и от Вышнего врачевание», -- учит нас Священное Писание. Но мы призваны заботиться не только о физическом благополучии тела -- надо ясно понимать, что исцеление души так же важно, как и врачевание плоти…» Работали шесть секций: «Вопросы этики, морали и деонтологии в современном обществе», «Семья, материнство и детство», «Биоэтические проблемы в педиатрии, акушерстве и гинекологии», «Роль православного врача в решении медико-социальных проблем», «Основные направления, формы и методы работы сестричества» и «Служение сестер милосердия». По сути дела, это были шесть площадок, где определялись точки соприкосновения медицины и Церкви -- то, где они могут сотрудничать во благо пациента… -- Например? -- Самый яркий пример -- это сестричества. Дело для России относительно новое, хотя во многих регионах поставлено уже неплохо. Например, в Новосибирске такие группы созданы в 47 районах. А в Санкт-Петербурге сестричества действуют уже 10 лет… -- Что это такое? -- Их часто называют сестрами милосердия, но в отличие от выпускниц медицинских училищ подготовка тут прежде всего духовная. Сестры, работающие в больницах, ухаживающие за самыми тяжелыми больными, -- это люди церкви, которые в первую очередь оказывают больным духовную помощь. Помимо чисто медицинских функций, которым в необходимом объеме их обучают тоже, сестры готовят людей к исповеди, причащению. Может, кто-то из пациентов захочет только поговорить о Боге, а кто-то -- покреститься… Поэтому в ходе подготовки сестер обязательно участвует батюшка-духовник, вот почему такие группы чаще всего организуются при церкви. Это нечто среднее между младшей медсестрой и санитарочкой, которая помогает ухаживать за тяжелобольными, престарелыми, людьми с психическими расстройствами, тем, кому помощь нужна даже не столько их беспомощным телам, сколько душе. Поэтому понятно, что в здесь требуются добровольцы -- те, кто хочет и сможет так работать. -- Как было бы здорово, если бы нечто подобное появилось и в Якутии… -- Насколько я знаю, у владыки Романа такие планы есть. Сестричества действительно делают великое дело. На съезде нам показывали уникальные фильмы о работе таких обществ не только в России, но и в Белоруссии, на Украине, в Казахстане и т.д. И этот опыт показывает, что в идеале сестричества -- это сплав духовной и профессиональной медицинской помощи больным. «С именем Бога и все для людей!» -- Людмила Сергеевна, вы -- врач с огромным стажем. Объясните, пожалуйста, потенциальным пациентам, чем православный врач отличается от обычного доктора? Ведь среди неверующих медиков тоже бывают настоящие подвижники своего дела, готовые ради больного на все… -- Я думаю, разница в том, что в центре жизни -- в том числе профессиональной! - у православного врача находится Господь и все в ней выстроено на заповедях Божьих. Потому и работа его начинается с утренней молитвы, во время которой он просит у Бога помощи в работе: перед операцией, перед сложной процедурой и т.д. Он знает, что лечит с Божьей помощью. И, соблюдая заповеди Спасителя, конечно, никогда не обидит больного. -- Говорят, что более материалистичных людей, чем медики, найти невозможно. Хирурги держат человеческое сердце на ладони… Как при этом тому, кто все привык поверять логикой, совместить веру в высшие силы и сугубый материализм? -- Это удается тогда, когда врач понимает, что человека создал Господь, а значит, и самого врача. Патриарх Кирилл не зря напомнил из Священного Писания: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его и от Высшего врачевание...» Я думаю, что неверующих людей нет вообще. Человек всегда во что-то верит. Другое дело, во что и как? Так вот если в центре жизни врача Бог и заповеди его, то это одно. А если профессиональное эго, то сутью устремлений становится другое. -- Людмила Сергеевна, а как вы сами пришли к вере? -- Меня вырастили дедушка с бабушкой. Дед еще в царское время закончил военное училище в Санкт-Петербурге, где преподавали Закон Божий. И меня всегда удивляло, когда он говорил: «Если тебя по одной щеке ударят, подставь другую». Я была комсомолкой и считала: если ударили, значит, надо дать сдачи! Судьба у деда была очень сложная: сначала воевал под командованием Колчака, потом -- под началом Тухачевского. Обоих, как известно, расстреляли, правда, каждого -- по своим причинам… Дед оказался в Якутии, работал в районах. Потом стал в филиале Академии наук. Академик Юрий Георгиевич Шафер, профессор Ариан Ильич Кузьмин -- все это люди моего детства, часто бывавшие в нашем доме. Во время войны был директором детдома. Но все равно на нем постоянно висело клеймо «белый офицер». Он был человек, много испытавший, человек, которого поддерживала искренняя вера. О ней в семье много не говорилось, но все его поступки были основаны на ней. Помню, однажды в магазине вместо полкило конфет мне по ошибке взвесили полтора. Радостная, прибежала домой: «Дедушка, какое счастье!» А он говорит: «А ты подумала, что у продавца могут быть неприятности? Иди и отдай!» И это в то время, когда в магазинах не было ничего -- за пуншевыми конфетами мы полдня в очереди стояли... Для меня это был урок на всю жизнь. Бабушка могла меня побить и я не плакала, но если дед говорил: «Милочка, мне стыдно за тебя!», становилось очень горько… -- А в вашей работе вера помогала? -- Я всегда любила больных, люблю свою работу. И даже сейчас, выйдя на пенсию, не оставляю ее уже в рамках церкви. Вернее, работа сама находит меня: то в монастыре, то в храме, то с больными бабушками-прихожанками… Чувствую, что это мое, что все мы тут родные, и считаю своим долгом помочь каждому, кто ко мне обратился… -- Тогда спрошу так: чем отличается просто хороший, но неверующий врач, от верующего, который в каждом больном должен видеть образ Бога? -- Я думаю, неверующий доктор, каким бы хорошим он ни был, делает это не Бога ради, а часто ради собственных амбиций, чтобы доказать себе и окружающим, что он и впрямь хороший врач. Его похвалят -- ему достаточно. А у верующего, который понимает, что делает для Бога, совершенно другая мера ответственности. Вот почему он идет по зову больного и вечером, и ночью. Он знает, что делает это не для себя, и даже не для этого конкретного больного -- ради Бога! И лечит он при этом он не только тело, но еще и душу. Но это, разумеется, тогда, когда больной хочет слышать… Знаете, на этом съезде я услышала очень хороший девиз -- его когда-то придумала замечательная женщина, княгиня Е.Бакунина. Во время Крымской войны 1855-1856 годов она организовала курсы милосердия, сама подготовила людей и вместе с ними поехала на фронт. Это были первые сестры милосердия на войне. Там она познакомилась с великим хирургом Пироговым, с которым они стали большими друзьями. Гной, грязь, вши… Это то, что встретило сестер милосердия на войне. Они наводили порядок в госпиталях, ухаживали за ранеными и гибли сами. Позже в Твери, где у княгини было имение, она открыла бесплатную земскую больницу. Аналогичные государственные в России начали создаваться годы спустя… Уже в наше время в тверской области была учреждена медаль ее имени «Сестра милосердия Екатерина Бакунина», которой награждают лучших сестер. Так вот девиз у нее был такой: «С именем Бога и все для людей!» Как было бы здорово, чтобы его почаще вспоминали те, кто утром надевают на себя белые халаты… Елена ВОРОБЬЕВА. РИГ «SakhaPress.ru».
Прокомментировать
Наш канал в Telegram ТОП
- В Якутске произошло массовое ДТП с участием двух автобусов
- Открыта первая ледовая переправа на реке Лене
- Гороскоп на 26 ноября 2024 года: Этот день ознаменуется многочисленными приступами беспричинной раздражительности
- В Якутске мужчина познакомился с девушкой в телеграм-канале, встретился с ней в гостинице и остался без 64 тысяч рублей
- Прокуратура Якутии провела проверку по публикации о бездействии сотрудников полиции
Свежие новости
- В Якутске неустановленный водитель совершил наезд на 10-летнего мальчика
- На заседании комитета по селу обсудили новый механизм поддержки сельхозпроизводства
- «Ода матери»: Айталина Адамова выступила в Кремле
- В Федерации профсоюзов Якутии продолжается Декада профсоюзного работника в Республике Саха (Якутия)
Комментарии
Добавить комментарий