bookmark
08:49 15.12.2011

Будут ли канонизированы якутские священники? Сейчас в этом списке 12 имен

РИГ "SakhaPress.ru". …Летопись православия в Якутии -- это не только памятные даты, яркие личности и знаковые имена. Это еще и сотни человеческих историй, многие из которых закончились трагически. Оказываясь перед вечным выбором -- спастись, но отречься или же идти до конца, их герои выбирали второе: свою веру. И чего стоило такое решение, к примеру, в первой половине ХХ века -- в пору воинствующего атеизма, можно оценить, если вспомнить: самым убедительным аргументом в спорах с духовенством и  верующими тогда выступали зачастую «тройки» НКВД, а также перспектива оказаться где-нибудь на бескрайних просторах ГУЛАГа… Члены епархиальной комиссии по канонизации святых, работающие в архивах и пытающиеся отследить судьбы репрессированных якутских священников,  открыли  немало драматичных страниц. Подробнее об этом и работе самой комиссии мы попросили рассказать ее председателя -- руководителя секретариата Якутской епархии, благочинного Городского округа о.Никандра (Горбатюка). -- Создать ее владыка Роман распорядился буквально уже на второй неделе после приезда в Якутию. Причем, не только из священнослужителей, но и людей, профессионально изучающих историю республики. В итоге ее членами стали те, чей авторитет в этой сфере бесспорен: это кандидат исторических наук, главный специалист Департамента по архивному делу РС(Я) И.И.Юрганова, преподаватель Российского института туризма и сервиса М.С.Попович, настоятель Градоякутского Никольского храма протоиерей Алексий Зарубин, кандидат исторических наук, директор Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера им Е. Ярославского Е.С.Шишигин, кандидат исторических наук, научный сотрудник института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Т.В.Захарова, научный сотрудник Национального художественного музея Е.С.Ноговицына, заведующая отделом Национального архива Е.А.Ноговицына, Р.К.Павлова. На первом же заседании был утвержден примерный список священнослужителей Якутии, которые пострадали  за веру в пору гонений на Церковь. И сейчас мы готовим материалы в Синодальную комиссию по канонизации святых, а кроме того собираем данные о тех священнослужителях, кто внес безусловный вклад в развитие православия в Якутии. Один из примеров -- епископ Иаков (Домский). Его останки покоятся в Градоякутском Никольском храме. Е.С.Ноговицына занимается изучением личности священника Димитриана Попова. Нам предстоит разобраться, будем ли мы выдвигать его на канонизацию. То, что он выдающийся деятель своего времени, бесспорно, но надо прояснить биографию. -- о.Никандр, а кто еще в этом списке и по какому принципу выбирались личности, которые, возможно, будут причислены к лику святых? -- На данный момент там 12 имен. Это, в первую очередь, те священнослужители, кто был арестован, судим, погиб в Якутии и тут же покоится. Владыка Роман поставил четкую задачу: выявить тех, кто, образно говоря, взошел на свою Голгофу именно здесь. Ведь были священники и архиереи, которых после ареста этапировали из республики в другие регионы. Поэтому отсюда отследить их судьбы очень сложно. Мы же, отправляя материалы в Москву, должны быть уверены в безупречности их жизненного пути, в том, что свой духовный подвиг они пронесли до конца… Надо сказать, материал, которым мы сегодня располагаем, собирался по крупицам. Начало положил еще архиепископ Герман, составляя список священнослужителей, репрессированных в 1920-1950 годы прошлого века. Сейчас в нем уже около 40 имен. На самом же деле, пострадавших, конечно, намного больше. Ведь Якутия известна не только своими просторами, но еще и тем, что в лихие времена здесь отбывало сроки, а то и оказалось замучено огромное количество людей. Когда-то ее называли «тюрьмой без решеток». Сюда ссылали цвет нации: духовенство, представителей интеллигенции, лучших сынов Отечества… -- Их могилы, скорее всего, не сохранились… -- Конечно, нет. Да и могил в привычном понимании не было. В лучшем случаем, они были общими, братскими. Люди увозились, расстреливались, сваливались в общую яму… И это, наверное, тоже неслучайно. Власти же прекрасно понимали, что после смерти место упокоения такого человека будет почитаемо людьми. Их и брали потому, что за ними шел народ, их слушали, ловили каждое слово пастырей, ехали к духовникам издалека. Вот почему так нужно было уничтожить эту память… -- о.Никандр, откуда вы получаете информацию, связанную с такими делами? -- Помогают архивы. При этом знакомство с делом одного человека, как правило, тянет за собой десятки других имен. Вникая в историю одного репрессированного, ты открываешь десятки подобных судеб: священнослужителей, мирян, тех, кто тоже добровольно шел на смерть за свои убеждения… Это ювелирная работа! Ведь изучая документы, мы пытаемся разобраться в том, насколько человек шел до конца. Насколько он был предан высокому имени христианина? Насколько оставался верен своему призванию и служению?.. Ведь это был период не просто тяжелых гонений на веру, но и серьезных испытаний искушениями. Пример тому -- обновленчество, когда многие представители духовенства прошли через аресты, допросы и т.д.  Кто-то, не устояв, отрекался и снимал с себя сан, кто-то ушел в обновленчество и т.д.  Вот почему очень важно проследить личное дело до последней страницы, чтобы не оставалось и тени сомнений, что человек достоин. -- А почему в этом списке оказался епископ Иаков (Домский)? Ведь он же умер задолго до этих событий… -- Да, он служил в 1870-1883 годах. Не был замучен, умер своей смертью. Его останки во время очередной реконструкции были обретены на территории Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера им Е. Ярославского – там, где когда-то находился Спасский монастырь. Кстати, большая часть территории музея -- это бывшее монастырское кладбище. Так вот останки его оказались нетленными. Что уже удивительно само по себе! Ведь склеп был очень неглубоким и летом могила регулярно оттаивала, так что на консервацию вечной мерзлотой этот факт никак не спишешь. -- То есть по всем законам физики и химии его мощи давно должны были исчезнуть... -- Да. Между тем не истлело даже архиерейское облачение, сапоги, сохранился крест в руках. В прекрасном виде епископские регалии. Ну, не чудо ли? Однако не меньше эмоций у верующих людей вызывает и то, что многим из них он продолжает помогать даже после смерти. Но дело в том, что пока к святителю Иакову мы не можем обращаться общей церковной молитвой -- нет благословения прославить его в лике местночтимых святых. Чтобы это, наконец, случилось, сейчас изучаются все  материалы, связанные с ним. И прежде всего, те, что свидетельствуют о его помощи молящимся -- в Никольском храме есть журнал, где фиксируют подтверждения людей, переживших такое. Это очень важный факт для канонизации того или иного угодника Божьего. -- А чудеса, связанные с такой личностью, -- это обязательное условие для канонизации? -- Нет. Хотя критерий немаловажный. Главное, чтобы верующие чувствовали связь с его бессмертной душой, которая жива и сейчас находится с Богом. Ведь мы говорим: у Бога нет мертвых. Человек не умер – он просто ушел из жизни земной.  Так что, обращаясь к святому, мы должны ощущать обратную связь. Мы сердцем должны чувствовать, что он нас слышит, приходит на зов. И помнить о том, как он вел себя в своей жизни, стараясь ему подражать. -- Есть ли, помимо Святителя Иннокентия (Вениаминова), и другие официально прославленные святые, каким-либо образом связанные с Якутией? Родившиеся здесь, жившие, служившие… -- Пока прославлен в лике рязанских святых лишь епископ Рязанский и Зарайский Мелетий (Якимов), который когда-то служил в Якутии, но потом был переведен с якутской кафедры. Несмотря на это мы поминаем его на богослужениях вместе со святителем Иннокентием. -- Когда примерно можно ожидать конкретных результатов -- того, что канонизация все-таки состоится? -- На епархиальном уровне мы готовим материалы, которые потом будут отправлены в Москву -- в комиссию по канонизации Священного Синода при Патриархе Московском и Всея Руси. Там их перепроверят до запятой. И только когда заключение окажется положительным, вопрос о канонизации будет вынесен на заседание Священного Синода.  Так что работа эта обширная, долгая и возможно не на один год. Елена ВОРОБЬЕВА. Фото пресс-службы якутской епархии и с сайта "Якутск в фотографиях" РИГ "SakhaPress.ru".
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют