bookmark
13:13 15.12.2011

Ректор Российского православного университета о.Петр (Еремеев): «Верующие более успешны в своей профессии…»

РИГ «SakhaPress.ru». …В этом году гостем VII Республиканских Рождественских образовательных чтений «Нравственно ориентированное образование: традиция и современность» стал ректор Российского православного университета (Москва) игумен Петр (Еремеев). Время в своем плотном графике ради того, чтобы приехать в Якутск, он выделил не случайно. В наступающем году Российский православный университет вместе с Якутской и Ленской епархией готовятся приступить к реализации уникального проекта  -- интерактивного курса дистанционного обучения для мирян, несущих церковное служение. Он адресован, в первую очередь, тем, кто занят социальной работой в рамках Церкви, а также людям, работающим с молодежью. Уникальный проект будет осуществляться на базе уникального вуза. Дело в том, что Российский православный университет нацелен, прежде всего, на подготовку светских специалистов: экономистов, юристов, журналистов, филологов, психологов, религиоведов и т.д. Подробнее о нем мы и попросили рассказать его ректора. -- о.Петр, в одном из своих интервью сразу после назначения на этот пост полтора года назад вы сказали: «Мы создаем особый православный университет…» Что подразумевается под этим? -Сегодня перед каждым вузом стоит вопрос самоидентификации, определении своего места в сложном многообразии учебных заведений. Все мы стремимся к высокому качеству подготовки, к созданию стройной системы поддержки своих выпускников в их трудоустройстве. Это нас объединяет, делает нас похожими. Но все же у нашего вуза есть важная отличительная особенность. Речь -- о  качестве подготовки не просто специалиста в какой-то отрасли, но яркой личности, готовой к самостоятельной взрослой жизни, к принятию взвешенных решений. Вот именно эту функцию учебного заведения часто забывают наши коллеги и именно на это мы обращаем особое внимание. -- Каким образом? -- Это большой труд. И возможно это только при создании в университете настоящей христианской семьи, каждый член которой стремился бы к тому, чтобы стать настоящим христианином. Именно этому способствует совершаемое у нас регулярное богослужение, совместное общее духовное делание. Этому служит и наличие в учебной программе каждой нашей специальности предметов из круга основ христианского вероучения. Так в первые два года вместе со знаниями по выбранной специальности наши студенты получают знания, способствующие формированию у них православного мировоззрения. -- Означает ли это, что ваши абитуриенты должны быть по определению людьми православными? -- Отнюдь! Некоторые при поступлении верующими вовсе не являются. Другие редко ходят в храм. Кроме этого у нас учатся католики, старообрядцы, мусульмане. Их немного, но они есть. И атмосфера в вузе изначально сложилась такая, что факт религиозной принадлежности или национальности того или иного студента не вызывал никаких трудностей в построении взаимоотношений в студенческой среде. Это ведь ее исключительно положительно характеризует. В каком-то отношении наш вуз, атмосфера в нем -- убедительное доказательство того, что численное преобладание в нашей стране православных никому не несет никакой угрозы... Так что при работе с абитуриентами у нас нет какого-либо религиозного критерия. Но вместе с тем мы предлагаем нашим студентам принимать участие в духовной жизни вуза: посещать богослужения, участвовать  в паломнических поездках… Разумеется, не в порядке принуждения, а в форме предложения соучаствовать в духовной жизни большой университетской семьи. -- Какие требования вы предъявляете к абитуриентам при приеме? -- Те же, что и в обычных светских вузах: результат ЕГЭ. Мы ведь реализуем светские образовательные стандарты и подчиняемся существующим в государстве нормативам регулирующим прием на обучение студентов. Однако выбирая РПУ, сам абитуриент понимает, что делает выбор в пользу соответствующей среды жизни. Кодекс студента РПУ не позволяет курить, выпивать, ругаться бранными словами на его территории... Желательно и вне его стен тоже. Такой вот своеобразный естественный отбор помогает в целом сохранить правильную атмосферу в вузе. -- Вы ориентируетесь в основном на Москву? -- Мы ориентируемся на любого абитуриента, откуда бы они ни приехал. У нас есть студенты и из-за рубежа. Проблема, правда, в том, что пока у нас нет собственного общежития, потому ребята вынуждены искать его сами. Понимая, что из-за этого в год мы теряем больше сотни иногородних студентов, сейчас мы вплотную занялись тем, чтобы все-таки эту проблему решить. -- Где потом могут работать ваши выпускники? -- Где угодно. Сейчас мы создаем сейчас клуб выпускников и соответствующую базу данных. Наши выпускники трудятся судьями, адвокатами, экономистами, переводчиками. В банках, мэрии Москвы, федеральных правительственных учреждениях. Подавляющее большинство еще до вручения диплома знают, где будут работать. Их приглашают и ждут в конкретном месте, что наверное, можно объяснить востребованностью именно верующих специалистов. Вообще же наша задача, извиняюсь за легкий каламбур -- готовить светских специалистов для светской среды. Мы ставим перед собой цель -- дать им возможность максимально реализовать себя в жизни и вместе с тем привнести в светскую среду православные ценности. Так и получается, что выпускники наши в большинстве случаев трудятся вне церковной ограды, при этом оставаясь верующими людьми и активными прихожанами храмов. -- И при этом вуз открыт для всех?.. -- Да. Мы принципиально стараемся быть доступными для всех, кто хотел бы получить высшее образование или повысить свою квалификацию. Именно поэтому мы развиваем программы дополнительного образования, реализуем их совместно с нашими партнерами. В частности, в этом году в Москве мы приступили к реализации большого проекта для сотрудников банка «Уралсиб». Слушатели проходят обучение по курсу «Основы православного мировоззрения», получая знания не только по основам Православия и мировых религий, но и психологии, деловой этики. Мы стараемся сегодня выйти максимально далеко за университетскую ограду, получить возможность совмещения теории и практики. -- Очевидно, в эту концепцию укладывается и тот проект, который вы начинаете реализовывать вместе с Якутской епархией - дистанционное образование по направлениям церковного служения мирян. -- Да, ведь нас интересует все, что связано с образованием, в том числе и в самой Церкви. А здесь мы можем создать полезный для наших епархий образовательный продукт и получить при этом интересный опыт. Это тем более важно, что на Дальнем Востоке и районах Крайнего Севера приходы удалены от епархиальных центров больше, чем в иных регионах России. Поэтому дистанционные формы обучения духовенства и мирян -- и прежде всего, Интернет, -- это оптимальное решение проблемы повышения квалификации, образования. Здесь будет доступен и удобный формат консультирования в режиме он-лайн, видеконференции, тестирование. По завершении же программы обучающиеся наряду со знаниями и опытом получат соответствующий документ государственного образца. - Это нечто новое для Вашего вуза. С чем связано такое расширение, трансформация до сих пор имевшейся миссии? - Меняется жизнь, меняются условия деятельности учебных заведений, тем более церковных. Корректировка пути развития нашего университета была осуществлена Святейшим Патриархом Кириллом в 2010 году. Его Святейшество последовательно предпринял несколько шагов определивших вектор нашего развития и саму динамику изменений. Во-первых, он выделил для ректората и ряда профильных факультетов один из центральных церковных комплексов в Москве - на Новой площади, рядом Администрацией Президента РФ, Центризбирком РФ, правительственными учреждениями Москвы, ФСБ. Благодаря этому РПУ сразу же оказался в гуще общественной, политической, образовательной жизни столицы. По окончании комплексной реставрации всего объема зданий и начала осуществления здесь всего объема задуманных образовательных и просветительских проектов позиции университета только усилятся. Совсем недавно решением Святейшего Патрираха в состав университета вошла и преобразованная в факультет церковного служения Московская Регентское-певческая семинария, а вместе с ней и святыня отечественного образования, колыбель российской высшей школы - Богоявленский монастырь в сердце Китай-города. Именно здесь основатели Славяно-греко-латинской академии остановились по прибытии в Москву, здесь они совершили начальные шаги по созданию первого вуза России. Замысел архитектора нашего вуза очевиден - мы строим современное образовательное учреждение, но твердо и основательно прививаем его к лучшим традициям национального образования. В том числе и через осязаемые, вещественные его символы. И потому важным шагом со стороны Его Святейшества стала и конкретизация, определения миссии нашего университета в новых условиях - церковно-образовательного проекта работающего на поле светского высшего образования. Наш адресат -- это молодежь, стремящаяся получить качественное светское высшее образование и разделяющая базовые мировоззренческие православные ценности. РПУ должен формировать такую среду жизни, таких выпускников, которых отличал бы не только высокий профессионализм, современность взглядов и готовность принимать самостоятельные решения, но еще и устойчивые духовно-нравственные принципы. И если это получится сделать нам и другим вузам, то тогда благодаря таким выпускникам начнет меняться в лучшую сторону и наше общество. - А в чем здесь Вы видите свою личную задачу, свое призвание? - Моя задача, как ректора, ректора-священника, -- научить студента самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы. Помочь ему приобщиться к богатству православной духовной традиции. А это может дать реальная духовная жизнь в годы учебы. Поэтому для нас так важно было обрести собственный храм и мы рады его появлению. Наша молодежь в целом ведь очень интересна, жива и горяча. Но в большинстве случаев молодые люди при полной иллюзии самостоятельности выбора, все же в основном увлекаемы течением, живут общей стихией суеты и "актуальной моды". А именно в этом и заключается проблема мягкотелости современного молодого поколения, его пассивности. Корень всего этого в маловерии, отсутствии духовного стержня, четкой и устойчивой шкалы ценностней. А вот религиозный молодой человек любую ситуацию, любой вызов жизни взвешивает на весах веры и Христова учения. И это учит его жить осмысленно, содержательно, ответственно. Именно поэтому, применительно к нашему разговору, как правило, религиозный человек  гораздо более успешен в своей профессии. Вот решение этой масштабной, но вполне подъемной задачи меня как ректора-священника в первую очередь и волнует. Елена Воробьева. РИГ «SakhaPress.ru»
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют