Наверх

Семейное образование: возможно ли в Якутске?

13:32 16.05.2018 | Автор: п

SAKHAPRESS.RU Вариант получения знаний, когда ребенок не ходит в школу, а получает образование под руководством родителей, в нашей республике явление не массовое, но все же есть.

В настоящее время 68 детей Якутска находятся на семейном образовании. Плюсы и минусы подобного решения обсудили за круглым столом «Возможно ли семейное образование в Якутске?», которое состоялось 15 мая в День семьи по инициативе Якутского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания и под кураторством Феодосии Габышевой, первого заместителя министра образования и науки Республики Саха (Якутия).

Круглый стол собрал педагогическую и родительскую общественность, представителей министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), руководство управления образования Администрации города, депутатов Городской думы, Государственного собрания Ил Тумэн, а также Уполномоченного по правам ребенка. На сегодняшний день остро стоит вопрос организации и нормативно-правового обеспечения семейного образования. Это подчеркнула Анна Соловьева, Уполномоченный по правам ребёнка. Также она отметила, что во главу угла нужно ставить интересы ребенка, а во-вторых, необходимо обучить родителей, прежде чем отдавать ребенка на семейное образование. Именно эти факторы влияют на характер развития данного направления. Родителям нужна поддержка в организации образования.

Но не стоит забывать о том, по какой причине родители принимают решение об образовании ребенка: в какую школу его определить или же остановить свой выбор на семейном образовании. Как объяснил начальник управления образования города Якутска Василий Петров, у родителей существуют ряд основных причин: состояние здоровья ребенка, по семейным обстоятельствам или же родители полностью самостоятельно хотят заниматься воспитанием и образованием ребенка. И, несомненно, опять встает вопрос механизма осуществления работы данной системы. Это поддержала Ольга Ипатьева, директор Городской классической гимназии, член Общественной палаты республики: «Должен быть нормативный акт, который бы регламентировал порядок работы. К тому же, вопрос финансирования на данный момент также не урегулирован».

Как отметила Мария Петрова, председатель Якутского регионального отделения ООО «Всероссийское педагогическое собрание», еще одним важным фактором в решении вопроса о семейном образовании, является стабильный демографический рост населения. В классах детей с каждым годом становится больше. Обстоятельства складываются так, что время образовательного процесса тратится не очень эффективно из-за перегруженности классов. В Якутске много образованных людей, которые сами в состоянии дать образование своему ребенку. К тому же, это хорошая подготовка к фрилансу, самоорганизации. Если бы родители были больше информированы, то желающих перейти на семейное образование, возможно, было бы больше.

Об актуальности вопроса семейного образования для детей с сложными заболеваниями акцентировала Алена Атласова, депутат Государственного собрания Ил Тумэн. Школа – это очень важная часть в жизни ребенка. А знания, которые даются в медучреждениях, где дети вынуждены находится долгое время, не соответствуют желаемым требованиям. Раньше большой упор делали на социализацию детей. Практика инклюзивного образования показала, что дети могут обучаться наравне со своими сверстниками.

Своим опытом в семейном образовании поделилась мать двоих детей Татьяна Горшунова. Сама Татьяна Александровна педагог по образованию – учитель русского языка и литературы. По ее словам, первое время, после принятия решения о семейном образовании, она столкнулась с непониманием и страхом, как все организовать. С мужем решили разделить предметы, хорошим подспорьем в этом вопросе стали интернет уроки. Также она отметила, что преимущество семейного образования в том, что ребенок учится учиться – самостоятельно добывать знания и стремиться к ним. По опыту Татьяны можно сказать, что страх социализации ребенка – это миф. Если адекватно анализировать ситуацию, то позитивная социализация происходит в дополнительном образовании, в котором ребенок находит друзей по общим интересам.

Главврач первой поликлиники и депутат Гордумы Якутска Алевтина Эверстова отметила, что с каждым годом растет количество детей, которые в силу слабого здоровья не могут находиться в больших коллективах. Такие дети тоже должны получать качественное образование в домашних условиях. Андрей Пухов, заместитель руководителя Обрнадзора республики, выразил мнение, что в условиях спроса на удовлетворение образовательных потребностей ребенка с учетом его индивидуальности, нового поколения образованных родителей, сознательно и ответственно относящихся к развитию, семейное образование будет находить все больше приверженцев. И задача органов управления системы образования – обеспечить реализацию выбора этой альтернативной формы образования.

Таким образом, участники круглого стола пришли к общему мнению, что необходимы разработка нормативной базы на республиканском и муниципальном уровнях финансирования школ, осуществляющих сопровождение семейного образования, и компенсационных выплат для родителей, ведущих семейное образование, а также организация подготовки родителей, желающих организовать семейное образование своих детей.

Ник
Текст комментария