bookmark
15:18 03.11.2015

Знакомьтесь - ваш участковый: инспектор ПДН Прасковья Протодьяконова

РИГ SAKHAPRESS.RU Когда Прасковья Алексеевна стремилась пойти на работу в милицию, представляла себе детективы, погони, «вор должен сидеть в тюрьме», а со временем поняла, что ее служба нужна, в первую очередь, для помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В структуре Министерства внутренних дел много служб и подразделений. Каждое из них вносит свой вклад в борьбу с преступностью. Среди них есть те, чья работа «на первый взгляд как будто не видна», а есть службы, где сотрудники всегда на виду. В первую очередь - это, конечно, участковые уполномоченные и инспекторы по делам несовершеннолетних. Сотрудники подразделения УУП и ПДН работают в прямом контакте с населением. Если для человека «мой дом – моя крепость», то участковые каждый день идут на штурм, ведь допустить постороннего в сердце семьи, в свое жилище, готов далеко не каждый, особенно, когда семья неблагополучная.

Но, тем не менее, знать в лицо участкового хотят практически все жильцы. Для того, чтобы граждане познакомились поближе со своими инспекторами и уполномоченными полиции, мы решили открыть рубрику «Знакомьтесь – ваш участковый».

Открытое сердце

Первый городской отдел полиции изначально открывался под номером четыре, поэтому многие горожане и даже сотрудники до сих пор по привычке называют его «четвертым». В 2010 году отдел только сформировался, получил новое здание на улице Автодорожной, прибывшие из разных подразделений сотрудники стали вливаться в коллектив. В их числе в бывший четвертый, а ныне первый отдел, в подразделение по делам несовершеннолетних пришла Прасковья Протодьяконова.

Паша родилась в городе Якутске, мама по образованию воспитатель, папа инженер, окончила школу №14 и, неожиданно для семьи, загорелась желанием работать в милиции. Окончила юридический факультет Якутского государственного университета. В 2008 году стала работать секретарем в мировом суде, потом уехала в Ленский район, где устроилась в милицию, поработала следователем, инспектором ГАИ и, когда открылся новый отдел в Якутске, поступила на службу в качестве инспектора ПДН.

Получила участок, охватывающий Птицефабрику, Покровский тракт, Пригородный, улицы Автодорожную, Красильникова. С тех пор свою территорию не покидала. За это время чего только на участке не произошло. С одной стороны сотрудник ПДН работает с детьми, а с другой стороны дети-то существуют не сами по себе. С ними в комплекте идут взрослые, и, иной раз такие, что к ним домой бывает страшно зайти.

Однажды Прасковья Алексеевна получила сигнал о том, что в одной из квартир по улице Лонгинова мать двоих малолетних детей находится в длительном запое. Эта родительница Паше была знакома, с ней не раз приходилось вести профилактические беседы, поэтому мигом собравшись, инспектор ПДН прилетела на адрес.

Заскочила в квартиру и едва отдышавшись, поняла, что, кажется, попалась. На нее угрюмо смотрели несколько пьяных в стельку мужиков, на которых ее форменная одежда подействовала как красная тряпка на быка, причем хозяйки дома не было, а в углу жались двое мальчишек пяти и шести лет. Отступать было некуда, ведь не бросишь же детей в таком опасном положении.

Решение пришло моментально. Паша схватилась за телефон и стала «руководить» тут же на ходу придуманной «операцией». Затем оповестила приготовившихся к нападению «быков», что квартира окружена, на захват выехали участковые и оперативные сотрудники, что было, конечно же, чистейшей выдумкой. Зато на пьяниц спектакль произвел сильное впечатление и они, все до одного, убежали.

А Паша собрала несчастных ребятишек и отвезла в реабилитационный центр. Мамаша за детьми так и не пришла, а потом и вовсе сгинула, наверное, уехала из города.

Когда Прасковья Алексеевна стремилась пойти на работу в милицию, представляла себе детективы, погони, «вор должен сидеть в тюрьме», а со временем поняла, что ее служба нужна, в первую очередь, для помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Каждая судьба неповторима, но навсегда запомнились ей первые изъятые из семьи дети. Та же история с загулявшей родительницей, которая оставила маленьких детей-близняшек пьяному собутыльнику. Увидев голодных, беззащитных ребятишек, молодая, никогда не жаловавшаяся на здоровье Паша впервые почувствовала, как болит и трепещет под ребрами сердце. Водитель помог ей отнять малышей у постороннего алкоголика и отвезти в Дом ребенка. С тех пор, когда Паша берет на руки очередного несчастного младенца, она прижимает его к своему трепещущему сердцу, старается поцеловать, отдать хоть немного своего тепла. А вот нерадивым родителям Прасковья Алексеевна спуску не дает. Откуда только в хрупкой девушке берутся и командирский голос, и молнии во взоре. Она отчаянно защищает детей, это и придает силы.

Самое главное для человека семья. Наверное, это правильно, что людям дают возможность ее сохранить, но у малышей, рано попавших в Детский дом, гораздо больше шансов обрести новых, не пьющих родителей, чем у подростков, которые от «воспитания улицей», уже страдают задержкой психического развития и имеют другие, малоприятные особенности.

Три года назад родственники отца троих совсем крошечных детей оборвали телефон в отделе полиции - мать ребятишек больше месяца в загуле, папаша тоже пьяный, слезно просили забрать малышей, клялись, что на недолгое время. Совместно с участковым сотрудники ПДН – Прасковья Протодьяконова и Туяра Романовская приехали за детьми. Отец торжественно обещал, что через месяц придет в себя, встанет на ноги и непременно вернет деток в семью. Однако ни через месяц, ни через год, никто из них в Доме ребенка так и не появился, хотя все-таки, наверное, появились, чтобы написать отказ от родительских прав.

Хорошо это или плохо, трудно сказать, потому что детей быстро усыновили и они счастливы в нормальных, трезвых семьях. Конечно, бывает и по-другому, когда родители не совсем еще пропащие, и долгие профилактические беседы сотрудников ПДН попадают на благодатную почву. Бывает, что пугаются перспективы лишиться детей и стараются меньше пить. Но все же, но все же… Дети не существуют отдельно от взрослых поэтому, наверное, должен быть реабилитационный центр не только для них, но и для родителей. Может быть, на тех, кто не безнадежен, нужно потратить какие-то деньги. Полечить, помочь устроится на работу. Глядишь, и детская безнадзорность пойдет на убыль, и преступность снизится. Ведь взрослые преступники формируются из детей. Не надо много ума, чтобы понять, куда пойдут вечно голодные, холодные и раздетые дети алкоголиков, когда вырастут.

В прошлом году инспекторов ПДН вызвали соседи с улицы Билибина. Прасковья Алексеевна лихо водит машину. На такой работе без личного транспорта нельзя. Во- первых, никуда не успеешь, во- вторых, не повезешь же грудных младенцев на автобусе, а служебная машина всегда нарасхват, пока дождешься...

Паша и Женя Шумкина приехали на адрес, оказалось, что в квартиру попасть невозможно. В коридоре возле двери был привязан огромный алабай, пасть как у бегемота, на малейшее движение реагировал свирепым лаем. Тогда обошли одноэтажную деревяшку барачного типа кругом, нашли нужное окно и заглянули. В квартире, кроме парализованной бабушки, не встающей с постели, находились двое малышей, старшему из которых было полтора года, второму едва миновало полгодика. На полу стояла кастрюля с засохшей кашей, валялись ложки. Видно, что старший ел прямо с пола, а чем питался грудничок, вообще непонятно. Памперсы с детей не снимались три дня. Ровно столько дней назад мать ушла из дома.

Инспекторы ПДН – молодые, спортивные девчонки, раздумывали не долго. Если нет хода через дверь - штурмуем окно. Только влезли, первым делом схватились менять памперсы, запах стоял на всю округу. Водопровода в бараке нет. Через тоже окно переправили малышей наружу. Женя подала сначала годовалого ребенка, Паша приняла, поставила на ножки, одной рукой держала, второй принимала следующего младенца. Передав детей, Женя выбралась из зловонной квартиры, сотрудницы подхватили ребятишек, сели в машину и помчались сначала в отдел, как смогли, отмыли, накормили и увезли их в Дом малютки.

Прасковья Алексеевна в тот день допоздна кружила вокруг злополучного барака. Со слов соседей в семье было еще двое мальчиков, школьников, которые часто ночевали в коридоре, рядом с собакой. Их инспектор ПДН нашла уже за полночь. Оказалось, что буквально за несколько дней до этих событий, один из них был фигурантом школьного ЧП, потому что принес в родную школу, хоть и нерабочую, но гранату, говорил, что нашел. Многодетная мать протрезвела через несколько дней, угрожала сотрудникам, обещала написать жалобы по инстанциям.

От таких событий даже бойкая, всегда жизнерадостная красавица Паша порой унывает. Когда наваливается усталость и хочется все бросить, на помощь приходят родители. Они уверены, что их непоседа-дочь ни за что не усидит на спокойной работе, офисные бумажки и душные кабинеты не для нее: «Служи, дочка, это твое призвание, а трудности переживем».

И действительно, проходит немного времени, вспоминаются спасенные дети, например, двухмесячная девочка, которую Паша привезла в больницу, а врач сказала, что еще бы чуть-чуть и у ребенка оторвалась голова, такие страшные опрелости были у младенца, которого ни разу не купали.

Вспоминаются новогодние праздники, когда Прасковья Алексеевна, вместе с участковым уполномоченным в роли «полицейского Деда Мороза», каждый год превращается в трогательную, тоненькую Снегурочку и развозит подарки состоящим на учете в ПДН детям. Первый раз, примерив костюм новогодней волшебницы, Паша очень волновалась, стеснялась перед камерой - акцию сопровождали журналисты НВК. Приехали к подучетникам, а родителей дома нет, с детьми пьяная бабушка. Но как засияли детские глаза. Малыши реагируют на Деда Мороза по- разному. Растущие в «трудных» семьях в основном молчат и только по глазам можно понять, как с замиранием, недоверием и восторгом глядят они на нежданное чудо, бывает, что плачут. Но сквозь слезы уже теплится надежда, что счастье, оказывается, есть, и его можно потрогать руками.

Прасковья Алексеевна сама воспитывает дочь. Ее девочка уже школьница, но сказочный образ неизменно вызывает у ребенка восторг и гордость. Еще бы, моя мама - Снегурочка! Еще у Паши есть младший брат, который, выбирая профессию, последовал ее примеру и тоже служит в полиции. Вот так на глазах формируется новая династия. А все «девушка Прасковья», хохотушка и непоседа, которую не испугали ни суровые полицейские будни, ни праздничные усиления, когда нужно стоять на охране общественного порядка в любую погоду, ни ночные дежурства, ни опасности, поджидающие в «нехороших», криминальных квартирах.

Алена ФЕДЮНИНА

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют