bookmark
15:51 28.12.2015

Сбывшаяся мечта Марфы Колесовой

РИГ SAKHAPRESS.RU Наверное, редкая девочка в детстве не мечтала стать артисткой, блистать на сцене или в кино, купаться в овациях, получать цветы и восхищение поклонников... Но не всем хватило упорства, чтобы сказку сделать былью. А вот Заслуженная артистка России и народная артистка Якутии Марфа Колесова, которая в эти дни отмечает свой 65-летний юбилей, сумела воплотить мечту в реальность.

С детства навстречу мечте

- Это была моя детская мечта – стать артисткой, которая в итоге стала смыслом моей жизни. В школьном сочинении я написала, что хочу и обязательно стану артисткой! Когда еще училась в девятом классе Нахаринской средней школы, поехала на Республиканский фестиваль учащихся школ вместе со Степанидой Борисовой и Людой Федоровой. Мы исполнили якутский тойук и стали лауреатами...

Им тогда сказали: «Девочки, вы должны поступать в консерваторию! Такой талант в землю нельзя зарывать...». Но это было непросто. Другая бы отказалась от мечты, послушала «умных» людей и пошла учиться на бухгалтера или продавца. Но не той закалки был характер юной Марфы, да и семья у нее была музыкальная, творческая, ей сам Бог велел продолжать артистическую династию. Ее сердце горело, а душа жаждала чего-то необычного...

От программы «Шире круг» до эстрадных мастерских

Но до того счастливого момента, как она получила заветный студенческий билет, прошло несколько лет. Была попытка поступить в Новосибирскую консерваторию, «пробиться» в Щепкинское училище, которое тогда как раз вело набор в Якутске. Но подумала, что не справится, развернулась и... ушла. Через какое-то время поехала в Москву с запиской от брата Юрия Платонова (Заслуженный артист России и Якутии, народный артист РС(Я) – прим. ред.) к его педагогу в эстрадные мастерские. Так она попала на прослушивание сначала к великому Георгию Виноградову, затем - к директору Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства Леониду Маслюкову, и Марфе выдали направление. Тогда случилось еще одно эпохальное событие в жизни юной певицы. Фольклорист Эдуард Алексеев порекомендовал ее для съемок в телевизионной программе «Шире круг». Марфа Петровна вспоминает, как пыталась отказаться, что только ни придумывала: девушке из сельской глубинки было страшно «попасть» в телевизор... Однако выступить пришлось, и после этого она полетела домой, в Якутию. Но судьба есть судьба: сколько ни беги от нее, что на роду написано, то и будет. Приехав в Якутск, она узнала, что идет набор... в те самые эстрадные мастерские! Направление у нее уже былою Так Марфа Колесова в 20 с небольшим лет стала студенткой. Так были сделаны первые шаги к исполнению мечты.

- Приезжала московская комиссия, и из 400 талантливых ребят выбрали 15. Среди них также был Сергей Расторгуев. В 1972 году состоялся выпуск первого профессионального эстрадного коллектива «Якутская эстрада-72», в котором были предоставлены различные жанры эстрады, включая оригинальный, эстрадно-цирковой жанры. Я училась у знаменитого педагога народных песен, Заслуженного артиста России Ирмы Яунзем.

Первая исполнительница тойука за рубежом

Марфа Колесова первой из якутских артистов исполнила якутский тойук и игру на хомусе за рубежом. В 1972 году она приняла участие в Историческом театрализованном концерте мастеров искусств, посвященном 50-летию СССР с участием лучших коллективов и артистов из 15 союзных республик, который проходил в течение двух месяцев в Париже. Зал на шесть тысяч мест был полон на протяжении 70 концертов.

- Буквально за день до отъезда мне успели сшить национальный костюм. И дали серебряные женские подвески из музея! Все гастроли я страшно боялась их потерять, это же историческая ценность. Бесценная вещь... Это сейчас практически не осталось ни одной страны мира, которую бы я не посетила. А тогда это было в первый раз и как первая любовь, это же Париж! К нему невозможно остаться равнодушной.

Справка:

С 1972 по 1994 годы Марфа Колесова как исполнительница якутских и русских народных песен объездила всю республику, Россию, побывала в Молдавии, Узбекистане и в более чем 40 странах мира. Участвовала в популярных телепередачах центрального телевидения, больших концертах в Москве с мастерами искусств СССР и РФ.

Вместе и навсегда

С Сергеем Расторгуевым Марфа Колесова познакомилась после поступления во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Марфа Петровна с улыбкой рассказывает, что сразу заприметила парнишку: он сидел и что-то наигрывал на баяне, уставившись в потолок отрешенным взглядом. Был весь в музыке, в мелодии, на своей волне. На окружающих – ноль внимания. Как это так? Слепой он, что ли? Заинтересовал. Заинтриговал. С того и началось...

- Мы с Сергеем учились вместе в Москве, приглядывались, конечно, друг к другу. Оба были красивые, молодые, видные. И почему-то всегда-всегда были рядом. После двух гастролей по республике в 1974 году решили, что жизни друг без друга не представляем, и 1 июня я стала Расторгуевой. Вот уже 41 год, как мы вместе. Все время – и дома, и на работе. Друг другу не надоедаем. С годами становимся еще ближе и еще больше нуждаемся друг в друге. Он очень спокойный, никогда не позволит себе обидеть женщину или ребенка. И очень трудолюбивый.

Справка:

В 1990 году Сергей Расторгуев и Марфа Колесова подготовили две сольные программы в Екатеринбурге, благодаря чему был создан синтез-театр «Ойуун» («Шаман»). Так появилась идея о создании цирка на якутской земле. В 1994 году президент Михаил Николаев поддержал эту идею, и Марфа Колесова всеми силами стала помогать супругу и практически перестала петь.

«Меня ласково называют «эбээ»

- Коллектив цирка – это моя большая семья, - говорит Марфа Петровна. Сейчас она является заместителем директора по основной дисциплине, трудовых и человеческих взаимоотношений. - Я стараюсь, чтобы коллектив был дружным, как одна семья. Ребята постоянно повышают уровень своего мастерства, совершенствуют цирковые номера, трюки. Жизнь и работа циркового артиста – это постоянное нахождение на грани фола. Это ежедневный риск. Но это и огромная отдача от зрителей, их любовь и восхищение. Все наши артисты учились в Московской и Пекинской цирковых школах и выросли под нашим с Сергеем Расторгуевым постоянным вниманием и опекой. Они все – как наши родные дети, а их дети - как наши родные внуки. Меня даже называют бабушкой - эбээ. Я могу и поругать, и приласкать, и поддержать. Через многое приходилось проходить, как в большой семье. А в коллективе должна быть дисциплина, и я за этим зорко слежу. Так что об этом все знают и побаиваются меня, - смеется Марфа Петровна.

Я ни о чем не жалею!

- Выбор – пение или цирк – был принят мной легко. Потому что я не меняла жизнь кардинально – я наполняла ее другим смыслом. Но песня все равно живет в моей душе. А цирк я считаю своим вторым домом, люблю молодежь, да и все артисты выросли на моих глазах. Сейчас я горжусь, что наш цирк известен не только в России, но и за рубежом, и я нисколько не жалею, что перестала петь.

Сейчас самое первая и главная наша с Сергеем и всего коллектива мечта – поскорее достроить наш цирк: пристрой для размещения животных, реквизита, оборудования, гостинично-жилой отсек, спортивно- акробатический универсальный зал для будущей цирковой школы. Только так наш цирк может дальше развиваться.

Дана БУБЯКИНА

"Эхо столицы"

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют