bookmark
17:25 26.09.2011

Рената ЛИТВИНОВА: "Я -- не норма..."

РИГ «SakhaPress.ru». «Творческий вечер Ренаты Литвиновой!», - пестрили рекламой якутские Интернет-сайты. Ореол таинственности и непохожести, всегда привлекал меня в образе этой красивой женщины. Фильмы с ее участием, как актрисы и режиссера, -- это всегда явление, всегда обсуждаемое и запоминающееся событие, как в киноиндустрии, так и в жизни отдельно взятых реальных людей. Всегда чему-то учишься, что-то приоткрываешь и открываешь для себя в этих фильмах. Чувства, мысли, слова, недосказанность и притягательность образов, -- все завораживает и пленит, и хочется остановить время, глядя на эту красоту… И хочется сопереживать и помогать хоть чем-то той боли, которую она часто несет с экрана. И понимаешь, как правильно выбрана профессия и путь жизни  этой актрисы: именно кинематограф ее стезя, так полно, грамотно и на века запечатлевающий ее грацию, гармонию и некоторую отчужденность, но вместе с тем несомненную притягательность и обаяние красивой умной и талантливой сущности, имя которой Женщина. …Начало вечера, объявленное на 18.00, затянулось на полчаса. За это время  публика собиралась и собиралась в зал. «Лишних» билетиков оказалось предостаточно… Что жаль на самом деле, ибо посмотреть «живьем» на Литвинову, дорогого стоит. Вначале выступил министр культуры А. С. Борисов. Начал с шутки : «Все ждали Ренату Литвинову, а появился я… тогда я пойду», - смех в зале. Вообще смеха было много, даже больше, чем хотелось бы. Смеяться над действительно смешным это понятно, но смеяться над «неуклюжестью речи» и прочих несуразностях, как-то: собственное волнение и оттого забывчивость и рассеянность мысли, это все же перебор. Еще немного ожидания после анонсирования А.Борисова, сопровождалось очень теплыми несмолкающими овациями в предвкушении выхода той самой… Богини… Ренаты Литвиновой. Вышла Рената, скромная и изящная одновременно, в шикарном платье от американского дизайнера Тома Форда. Села за столик в кресло из массива дуба с изящно изогнутыми ножками и блестящей полировкой. Все, в общем-то, соответствовало богемности и уровню личности гостьи. После приветствия и извинения за задержку, гостья сказала, что ожидает  вопросов. И, когда ожидание несколько затянулось, вдруг спросила: «Что, на этом встречу можно закончить? Вопросов нет?» В зале почувствовалось волнение и оживление. Народ потянулся к микрофонам. Первой стала девушка в зеленом полупальто, с чернобуркой на воротнике. Сделав комплимент актрисе по поводу ее платья, она сказала: «Я вот тоже, в наряде…» - указав на свое полупальто зеленого цвета. Все засмеялись. Лично у меня это вызвало недоумение: что это – стеб? Тогда над кем? Над собой или над Ренатой Литвиновой? Кстати, при общении с этой девушкой, Рената пожелала подвинуть стол к краю сцены, чтобы быть поближе к зрителям. «А то сижу тут, Как Мао Цзедун, - пошутила актриса. Зал засмеялся, и Ренате помогли пододвинуть к краю сцены массивного вида стол и кресло. Теперь любоваться актрисой и красивой женщиной можно было с близкого расстояния. Одним из первых задал свой вопрос коммерческий директор филиала «Сахателеком» ОАО «Ростелеком» Р.Тулаганов -- этот симпатичный якутянин с внешностью и лоском москвича. Его вопрос касался фильма «Небо. Самолет. Девушка», снятый по пьесе Эдварда Радзинского, который отдал все права на эту пьесу Ренате Литвиновой, чтобы она создала что-то свое. И она создала. «Это самая лучшая Ваша работа», – высказал свое мнение господин Тулаганов. «Татьяна Доронина очень ревностно отнеслась к тому, что Э. Радзинский отдал мне все права на эту пьесу», - поведала Рената. -- «Чему я искренне удивляюсь! Ведь это произведение искусства и разве оно может принадлежать кому-то одному? А как тогда «Гамлет», которого играют многие актеры и в разных постановках…» «А сейчас я хочу кое-что исправить. Мне кажется, у Вас на столе чего-то не хватает», - с улыбкой сказал директор филиала «Сахателеком», и преподнес актрисе букет высоких розовых роз, чем-то похожих своей нежностью и неповторимостью на свою обладательницу. Теперь картина приветствия на Земле Олонхо, казалась завершенной. «Ой, как приятно…что цветы подарил мужчина…», - прокомментировала Рената, вдыхая их аромат: «Мне всегда нравятся мужчины в белых рубашках и костюмах. Худые...» Это слово она произнесла с особой интонацией. И добавила: «Или еще пока не жирные…», --  чем снова вызвала улыбки у зрителей. На минуту показалось, что вот в этом она вся. Иронична и умна, чувственна и противоречива, нежная и гордая, вызывающая желание и умеющая вести игру, избирательна и по-хорошему безумна. К слову о безумстве, в первые же минуты встречи, в ответе на один из вопросов Рената заявила : «Ненавижу словосочетание «нормальный человек»! Я никогда не относила себя к нормальным, во мне есть безумство, и когда меня спрашивают, отвечаю – я не норма». На вопрос: «откуда вы черпаете вдохновение», ответила: «Конечно, вдохновение не берется из благополучия. Творческий человек всегда страдающий, и вдохновение он берет из своих драм. Творческий человек должен страдать, чтобы творить. Тогда он создаст нечто такое, что найдет отклик в душах других людей». Завесу личных драм Рената не открыла… Единственное о чем было сказано, что в детстве она чувствовала себя ущемленной от того, что ее папа бросил маму, когда Ренате исполнился годик. И ее мама была одиночкой, что очень ранило девочку. Учась в школе, Рената часто навешивала дома в прихожей какие-то предметы мужского гардероба, показывая одноклассникам, что папа просто вышел куда-то и т. д. По профессии оба родители -- врачи. Мама – заслуженный хирург, до сих пор консультирует, совершенно не материальный человек и такой остается по сей день. «Вот почему я так много знаю о хирургах!» - пошутила она в заключении. Также на вечере зашла речь о съемках фильма «Нет смерти для меня». Вопрос касался того, как ей удалось настолько передать через экран свою любовь к великим актрисам великой эпохи. Вопрос задавала поэтесса, и начала она со слов: «Не люблю манерных, но после Вашего фильма «Нет смерти для меня», я открыла Вас по-новому. Спасибо за этот фильм. Ваш взгляд очень интересен». Рената Литвинова понимающе кивала головой. «Когда я задумывала этот фильм, я понимала, что крупные планы нельзя монтировать один за одним --  они не «держат». Но Кира Муратова, у которой я многому научилась в свое время, отрыла мне один секрет – «монтируется все». И я стала снимать.» «И вот, смотрите, они же стали уходить одна за другой, причем первой ушла Окуневская, которая занималась йогой, здоровым питанием… А Мордюкова…», - задумчивость во взгляде и жестах снова отразилась в Ренате. «А почему вы не снимете фильм о Кире Муратовой? Вы ведь так хорошо ее знаете, и так многому научились у нее», - диалог с поэтессой продолжился. «Понимаете, когда любишь человека, а я очень люблю Киру Муратову, то жалеешь его. А значит, щадишь человека, его какие-то может быть слабые стороны. О Кире Муратовой я знаю все и даже больше. Так вот, я не смогу ее правильно разрезать. Хирургу, чтобы спасти человека, его надо правильно разрезать, препарировать. А когда любишь, ты боишься сделать больно. В тебе нет той жесткости, которая нужна, и ты не сможешь правильно разрезать... чтобы помочь. Вот почему я не снимаю фильм о Кире Муратовой», - было видно, что Рената была немного взволнована, словно боялась, что смысл сказанного не дойдет до зрителя. -- Вы очень избирательны в предлагаемых Вам ролях, по какому принципу  выбираете режиссеров и роли? Кто Ваш любимый режиссер? -- Я не размениваюсь на режиссеров, картины которых мне не нравятся. Я не люблю фильмы или работы, которые посмотришь и такая депрессия наваливается, что думаешь: « Пойти выпить что ли?» или головой стукнуться обо что-то… Или просто умереть сразу.  Я не люблю фильмы, в которых нет надежды, света и содержательности. Даже если все умерло, надежда должна оставаться». Следующий вопрос касался творческого процесса: «Как Вы создаете свои фильмы: по вдохновению или придерживаетесь каких-то законов?». -- Конечно, я придерживаюсь некоторых законов, по которым строится кино, но главное для меня, что все должно быть наполнено внутренней энергией, движением. В новом моем фильме «Последняя сказка Риты», трек к которому вы сегодня увидите, -- а эта лента является полностью независимым проектом, я снимаю его на свои деньги – так вот там я совершенно «отпустила» себя, чтобы то безумие, если оно во мне есть, вышло наружу. Этот фильм о том, как некие сущности прилетают на землю и выбирают красивые души, которые умеют любить». На вопрос, кто больше всего повлиял на ее становление, как личности,  Рената ответила: «У меня нет кумира, и Вам я тоже не советую создавать себе кумира. Учиться надо у всех понемногу, сохраняя при этом себя, свою самобытность. Многому я, конечно, научилась у Киры Муратовой. Она величайший режиссер. Я научилась у нее смелости идти вперед к своей цели. У Земфиры я научилась идти против всех, зная, что ты прав, и потом оказываться действительно правой. Вообще в жизни надо уметь говорить «нет» тем обстоятельствам, которые для Вас неприемлемы. Нельзя жить и терпеть то, что Вам не нравится -- это будет разрушать вашу жизнь. Иногда нужно и уйти, оставив все, чтобы потом оказаться правым и в итоге победить. Все потом возвращается…» Вообще про Земфиру, которая является композитором нового фильма Р.Литвиновой, трек которого был презентован в конце вечера,  говорилось много. В частности и то, что она является единственным на сегодня исполнителем и композитором, который, принципиально отказавшись от всякой рекламы в СМИ, собирает полный «Олимпийский». -- Ну, кто еще собирает «Олимпийский», уйдя из всех СМИ, скажите мне? Ну может только если Шевчук… Шевчук и Земфира.. а больше кто..? «Как Вы относитесь к людям, которые называют талантливых людей  трудными? Например, Земфиру» -- «Так считают те, кто сам не дотягивает до их уровня, поэтому им трудно работать с талантливыми людьми. А на самом деле эти люди просты и доступны. Например Земфира, просто она конечно требовательна – она хочет чтобы получилось так, как она задумала, как она «видит»... -- Почему Вы не снимаетесь за рубежом? -- Потому что там есть свои типажи женщин -- времена Греты Гарбо, Марлин Дитрих ушли в прошлое. Будем сражаться на наших территориях… -- Вы бы снялись в фильме с национальным колоритом? -- С большим удовольствием! Я очень хорошо отношусь к национальному колориту, мне очень жаль, что не снимают сказки, например, русские народные… -- Как вы относитесь к пародиям на себя Максима Галкина? -- Ну, вы знаете, надоело уже. Попросила его поискать другой объект для своих пародий. Думают, выучил пару жестов, голос поменял, перо в голову вставил и все? К концу встречи тон беседы принял оборонительно-наступательный характер, или так только показалось? «А Вы читали якутский эпос «Олонхо»? А каких якутских писателей Вы знаете?» - начала было задавать свои вопросы девушка–журналист, на что Рената Литвинова среагировала молниеносно: «А какие эпосы читали Вы?». Девушка засмущалась. «А скольких якутских писателей знаете Вы? А скольких Вы читали?» - продолжала Рената. -- «Вы, наверное, журналист?»  «Да», - ответила девушка... Справедливости ради, надо сказать, что вопросы о нац. колорите, нац. кино и тому подобном порядком утомили как актрису, так и публику. Мне, например, хотелось стихов в ее прочтении, но я не решилась просить об этом, потому как тоже волновалась, а «бэкать» и «мэкать» у микрофона не хотелось. Может, и зря… Вообще думалось, что будет прослеживаться какая-то задумка на вечер: это могли быть стихи, монологи о жизни и судьбе, может быть даже из ее киноработ… В общем-то актрисе такого уровня не составило бы труда, предложить на наш суд нечто - подобное, достойное обрамление своей фигуры, но увы… Искреннее желание  приоткрыть для себя завесу недосягаемого, коей по-прежнему считаю личность Ренаты Литвиновой, потерпела «фиаско». Из этого сделан неутешительный вывод: «Познавайте ее в ее работах. Они более содержательны, многослойны и  наполнены откровениями и изяществом бытия… А на личные встречи можно и не ходить… интервью по ТВ вполне заменят оные и даже в лучшем свете». И даже цена билетов, казавшаяся такой небольшой вначале, показалась завышенной в конце. Или по деньгам и шоу?.. Трек к фильму «Последняя сказка Риты» не разочаровал, - динамизм, напряжение внутреннее и внешнее, музыкальное оформление (стиль Земфиры Рамазановой). Вместе с тем некоторая расслабленность и непохожесть образов ни на что другое, даже какое-то ведьмачество, что присуще Ренате Литвиновой, богине по образу и подобию своему, -- все нашло отражение в ее новом фильме, тем он и интересен и вызывает желание посмотреть. Р.S. После показа трека Рената спешно попрощалась, поблагодарив за встречу,  обратив внимание публики - к выходу. И все пошли покорно и тихо, храня какое-то «гробовое» молчание. Как будто кто на уста поставил печать с оттиском «Т-с-с». «Технично» – оценка, которую дала молодежь. Справедливости ради надо заметить, что от внимательного взгляда не скрылось выражение лица, которое было у Ренаты, когда публика потянулась  к выходу. Такое, когда обидишь хороших людей, а потом сожалеешь, как же так вышло… Актерского мастерства Ренате не занимать, хотя и настоящей искренности тоже… В общем, двояковыпуклое (выражение Р. Литвиновой) такое впечатление… Мурлыка ФЕДОРОВА РИГ "SakhaPress.ru" фото www.tatler.ru
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют