bookmark
09:10 19.02.2014

Якутия – один из первых субъектов, в котором принимается закон об общественном контроле

РИГ SAKHAPRESS.RU У федералов нет, а у нас есть. В первом чтении принят проект закона «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)», внесенный президентом Егором Борисовым. Как говорил в фильме об октябрьском перевороте Ульянов-Ленин, то чего так долго ждали, свершилось! Хотя речь идет не о революции, но ждать пришлось действительно прилично – около двух лет. Надо сказать, что на федеральном уровне закон об общественном контроле находится в стадии разработки, в Госдуме его пока нет. Из субъектов Федерации отличился лишь Пермский край, но там документ – по сравнению с нашим - в более усеченном варианте. Что же закон даст нам, якутянам, в деле построения гражданского общества? Как считают его разработчики из администрации президента и правительства, он формирует правовую основу системы общественного контроля. На пленарном заседании Ил Тумэна закон представила председатель Государственного комитета юстиции РС(Я) Сардана Гурьева. В беседе с нашим корреспондентом она объяснила: -Сами субъекты общественного контроля говорят, что непонятны их полномочия. Какие у них есть возможности, как органы власти должны реагировать на их рекомендации и заключения. -Кто понимается под субъектами общественного контроля? -Граждане, их объединения, инициативные группы общественного контроля НКО, общественные советы при исполнительных органах государственной власти, общественные советы муниципальных образований, профсоюзы, Общественная палата РС(Я), иные субъекты общественного контроля, предусмотренные законодательством. -И какие права «контролеров» будут закреплены? -Определены формы общественного контроля, в том числе новые: общественные обсуждения, слушания, мониторинг, экспертиза, проверка, расследование, опрос общественного мнения, публичный отчет руководителей органов госвласти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций. В законопроекте закреплено право надлежащим субъектам осуществлять общественный контроль, получать пояснения должностных лиц, обращаться за содействием в органы прокуратуры, обжаловать неправомерные действия органов госвласти, местного самоуправления, иных организаций. Органы государственной и муниципальной власти и другие объекты общественного контроля обязаны рассматривать замечания, иные итоги работы общественного контроля, Предусмотрена и определенная ответственность, в частности, «подконтрольные» структуры, или объекты общественного контроля, имеют право обжаловать отчеты субъектов. А те, в свою очередь, обязаны не создавать препятствий законной деятельности организаций. Есть и другая ответственность. Напомню, детально документ будет рассматриваться во втором чтении. Сами общественные советы будут формироваться: на муниципальном уровне – представительными органами МСУ; предложения направляются Общественной палатой РС(Я), с учетом предложений граждан, их объединений, органов территориального общественного самоуправления. В органах исполнительной власти – решением исполнительного органа; предложения направляются Общественной палатой республики. В обоих случаях предусмотрен конкурсный отбор. -Кстати, критики общественных советов исполнительных органов власти говорят, что они назначаются правовыми актами самой исполнительной власти. -Но предусмотрено участие Общественной палаты республики, а там лишь половина членов назначается президентом. -А как бы вы обозначили цели данного законопроекта? -В последние годы существенно возросла активность гражданского общества, накоплен богатый опыт Общественной палатой РС(Я), другими организациями. Есть примеры, когда общественность берет инициативу в свои руки, как это произошло в Тикси или в Оймяконском районе, когда общественники организовали контроль при проведении аварийно-восстановительных работ. Главная идея заключается в том, что законодательная основа позволит выстроить систему, и тогда можно говорить о реальном влиянии общества на повышение качества жизни якутян. Также общественный контроль направлен на обеспечение прозрачности власти. Фактор гласности повышает ответственность должностных лиц. -В советское время так называемый контроль имел функции надзорных органов, например, нынешнего Роспотребнадзора. Теперь такого нет? -Тогда народный контроль предполагал некоторые властные полномочия, сейчас этого нет. Но есть не менее важная миссия вовлечения населения в государственное управление, реализацию местного самоуправления, развитие прозрачности органов власти и гласности. -Депутат Владимир Федоров во время первого чтения посетовал на то, что в число субъектов общественного контроля не включены СМИ… -Во-первых, представители средств массовой информации входят в общественные советы, во-вторых, контроль за органами власти со стороны прессы предусмотрен действующим федеральным законодательством. - При обсуждении мнения депутатов разделились, одни предлагали подождать до принятия федерального закона об общественном контроле, другие, наоборот, говорили, что в документе нет декларативных норм, а необходимые поправки можно рассмотреть в режиме второго чтения. Михаил ПЕТРОВ, «Ваше право. РС(Я)»
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют