bookmark
12:27 20.07.2023

Итоги работы VI созыва парламента Якутии

Поправки к Конституции республики, внесение изменений в конституционные законы, совершенствование основ законодательства

Шестым созывом Государственного Собрания (Ил Тумэн) принято значительное количество законов в сфере государственного управления и конституционных основ законодательства республики, направленных, в первую очередь, на решение проблем организации и деятельности органов государственной власти республики; органов местного самоуправления; укрепление основ гражданского общества; реализацию прав граждан и совершенствование законодательства Республики Саха (Якутия) об избирательной и судебной системах.

В рамках государственной политики, обозначенной в национальных целях развития Российской Федерации, 1 июля 2020 года состоялось общероссийское голосование по поправке к Конституции Российской Федерации.

В связи с принятием поправок в Конституцию Российской Федерации особую значимость в период деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) шестого созыва имел вопрос внесения изменений в Конституцию Республики Саха (Якутия).

В Основной закон республики изменения были внесены дважды: Конституционным законом Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 года 2355-З № 621-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» и Конституционным законом Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2022 года 2537-З № 985-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)».

В связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» были внесены изменения в 17 статей Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), 4 статьи – исключены, введены 2 новые статьи.

Поправки к Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) предусматривают закрепление гарантий, связанных с социальными правами граждан, вопросами семьи и детства, образования и здравоохранения, в соответствии с Конституцией Российской Федерации; включено положение о единой системе публичной власти в Российской Федерации, в которую входят органы государственной власти и органы местного самоуправления; исключены нормы о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и включены нормы о Конституционном совете Республики Саха (Якутия); включены нормы, совершенствующие систему органов государственной власти, определен статус Правительства Республики Саха (Якутия), уточнены отдельные полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Главы Республики Саха (Якутия).

В целях совершенствования языковой политики в Республике Саха (Якутия) принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2022 года 2509-З № 929-VI «О внесении изменений в отдельные конституционные законы Республики Саха (Якутия)». Конституционным законом устанавливается, что необходимым условием внесения проекта закона Республики Саха (Якутия) в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) является представление текста законопроекта на языке саха и русском языке. Также устанавливается, что конституционные законы Республики Саха (Якутия), законы Республики Саха (Якутия) принимаются на языке саха и русском языке. Тексты конституционных законов Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия) проходят идентификацию, Глава Республики Саха (Якутия) подписывает и обнародует закон Республики Саха (Якутия) на обоих государственных языках Республики Саха (Якутия). Конституционный закон вступил в силу с 1 января 2023 года.

В целях упорядочения норм и создания единого акта правового регулирования в осуществлении парламентского контроля на территории республики впервые принят Закон Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2020 года 2223-З № 357-VI «О парламентском контроле в Республике Саха (Якутия)». Законом регулируются отношения, связанные с осуществлением Государственным Собранием (Ил Тумэн) и его органами парламентского контроля.

«Данные поправки закрепили нормы, совершенствующие систему органов государственной власти. Определен статус Правительства республики, уточнены отдельные полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэна), Главы Республики Саха (Якутия). Впервые в истории парламентаризма Якутии в феврале 2022 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) шестого созыва дано аутентичное толкование отдельных норм Конституции (Основного закона) республики, которым разъяснены термины «территория Республики Саха (Якутия)» и «территориальная целостность Республики Саха (Якутия)», содержащиеся в положениях Конституции», - отметил спикер парламента республики Алексей Еремеев о внесенных поправках в Основной закон республики и в отдельные конституционные законы.

Шестым созывом Государственного Собрания (Ил Тумэн) принято значительное количество законов в сфере государственного управления и конституционных основ законодательства Республики Саха (Якутия), направленных на решение проблем организации и деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, укрепление основ гражданского общества, реализацию прав граждан и совершенствование законодательства Республики Саха (Якутия) об избирательной и судебной системах.

Законом Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2023 года 2629-З № 1169-VI «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» установлены новые подходы к уточнению объектов классификации административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), формы регулирования административно-территориального устройства в части его изменения, присвоения наименования и переименования административно-территориальной единицы, населенного пункта, закреплены нормы о выявлении мнения населения при изменении административно-территориального устройства.

В новой редакции принят Закон Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2021 года 2396-З № 703-VI «О статусе столицы Республики Саха (Якутия)», устанавливающий статус столицы Республики Саха (Якутия) и определяющий полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления городского округа «город Якутск» в связи с осуществлением городом Якутском функций столицы Республики Саха (Якутия).

Законом республики расширен перечень полномочий органов местного самоуправления городского округа «город Якутск» в связи с осуществлением городом Якутском функций столицы Республики Саха (Якутия). Соответственно, уточняется, что финансовое обеспечение расходных обязательств городского округа «город Якутск» по указанным полномочиям осуществляется за счет двух источников: местного бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия), уточняются также формы финансового обеспечения столичных функций.

В сфере местного самоуправления среди основных законов шестым созывом парламента республики приняты:

- Закон Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2020 года 2233-З № 377-VI «О внесении изменений в статью 14.1 Закона Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» и Закон Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)»;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2022 года 2512-З № 935-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)».

- Закон Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2021 года 2409-З № 729-VI «О критериях определения границ части территории населенного пункта, на которой может проводиться сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан».

По инициативе народных депутатов Республики Саха (Якутия) Законом Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2019 года 2179-З № 269-VI «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» в связи с недостаточностью финансовых средств и в целях исключения дублирования полномочий сельских поселений и муниципальных районов из полномочий местного значения сельских поселений исключены 8 вопросов, касающихся:

- организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек;

- сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

- создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

- осуществления муниципального лесного контроля;

- до 1 января 2017 года предоставления сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

- обеспечения выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка;

- осуществления мер по противодействию коррупции в границах поселения;

- участия в выполнении комплексных кадастровых работ.

Закон позволил сократить финансовую нагрузку на органы сельских поселений и повысил качество исполнения ими функций, направленных непосредственно на обеспечение жизнедеятельности поселений.

В ноябре 2022 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) утверждена новая Схема одномандатных избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) на следующие 10 лет. Основными изменениями здесь явились: увеличение количества округов с 9 до 11 в городе Якутске в связи с увеличением численности избирателей, изменение границ ряда округов в северных и арктических районах республики, а также в Южной и Западной Якутии.

Пресс-служба Ил Тумэна
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют