Игорь Матвиевский: «Нужно соответствовать темпам прогресса»
30 октября в России отмечается День представителей одной из самых востребованных технических специальностей – инженеров-механиков.
О профессии мы поговорили с заместителем начальника управления – начальником отдела технической экспертизы и сервиса АЛРОСА Игорем Матвиевским.
– Вы окончили вуз по специальности инженера-механика. Как Вы думаете, это сложная профессия? Вам тяжело давалась учеба?
– Да, если учиться по-настоящему, если поставить себе цель стать профессионалом, знатоком своего дела, то это, действительно, сложная профессия. В учебе много нюансов и сложностей: высшая математика, трудные технические дисциплины. Все это требует серьезного подхода к учебе. Вначале было тяжело, но к последним курсам я уже хорошо понимал, что за профессию я получаю, и как я буду работать. Окончив вуз в 1994 году, я стал работать дежурным слесарем 4-го разряда по ремонту оборудования обогатительной фабрики №12 УГОКа.
– Нередко бывает, что реалии работы не совпадают с тем, чему учили в вузе.
– Задачи рабочей профессии слесаря, конечно, не совпадают с задачами инженера. Через девять месяцев после того, как я устроился на работу, стал исполнять обязанности механика участка, и там многое из того, чему меня учили, пригодилось. Я стал это использовать в своей работе.
– Какие главные задачи стоят перед инженером-механиком?
– Основная задача – это обеспечение работоспособности оборудования. Есть разные критерии оценки работы оборудования, но, в целом, оно должно соответствовать целям, для которых оно приобреталось.
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы хорошо выполнять работу инженера-механика? Может быть, особенно любить технику.
– Техника – это только часть работы. Задач перед нашей службой стоит много. Соответственно, и требования к специалисту предъявляются большие. Много в нашей работе творчества. Много внимания нужно уделять безопасности на производстве. Так что нужно любить свою работу. Без этого будет тяжело выполнять свои обязанности.
– А в чем заключается творческая часть Вашей профессии?
– Дело в том, что к решению многих задач нет однозначного подхода. Многие из них требуют более широкого взгляда на вещи. Задачи бывают разные, это не только поддержание работы оборудования. Есть и задачи развития, которые требуют совсем других знаний и опыта. Отремонтировать и запустить оборудование не всегда удается стандартными методами. Часто приходится подключать нестандартное мышление, знания, опыт, читать много специальной литературы. Например, нужно отремонтировать какой-то узел, а запчастей нет, или они требуют восстановления. В такие моменты и приходится применять нестандартные подходы к решению задач. В циркуляре морского технического комитета от 20 ноября 1910 года сказано: «Никакая инструкция не может перечислить обязанностей должностного лица, предусмотреть отдельные случаи и дать впредь соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявлять инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения». Это высказывание не потеряло своей актуальности и в наше время.
– Расскажите о том, насколько важно обеспечение безопасности на производстве в Вашей профессии.
– Безусловно, это очень важно. Думаю, что в жизни каждого механика были моменты, когда нужно было принимать участие в расследовании аварий, травм. Такие моменты тяжело переживаются, но, к сожалению, это – тоже часть работы. Работы, направленной на недопущение повторения таких ситуаций.
– Какая самая сложная часть Вашей профессии?
– Сложнее всего работать вовсе не с агрегатами и оборудованием, а с людьми. Человеческий фактор прослеживается во всех аспектах нашей работы. Поведение машин прогнозируемо, мы знаем, чего от них ожидать. Человек – это не машина, и отношения в коллективе, отношения людей к своей работе выходят на первый план. Нужно находить общий язык с людьми, которые работают на оборудовании: водителями, операторами, со специалистами, которые это оборудование ремонтируют, с руководством. Если это удается, то ты лучше понимаешь свою задачу, и выполнять ее становится гораздо легче. Важно, конечно, и насколько надежно оборудование, насколько оно создано для тех условий, в которых его приходится эксплуатировать. Но только когда удается совместить цели и задачи эксплуатации, ремонта и надежности оборудования, получается достигнуть необходимого результата.
– Наверняка есть какие-то люди, которые сыграли в Вашей профессиональной судьбе особую роль.
– Когда ты приходишь на производство, то, прежде всего, сталкиваешься с теми, кто становится твоим наставником. В первую очередь, в моей судьбе большое участие приняли бригадиры, с которыми я работал. Это были опытные работники, знатоки своего дела. От них очень много зависело. От них, в первую очередь, я получал знания, как нужно обслуживать и ремонтировать оборудование. На что обращать внимание при его работе. Огромная им благодарность. Потом, когда я работал на других должностях, появились в моей судьбе руководители, специалисты, у которых я научился планировать, разрабатывать стратегии и тактики. Мы все находимся в социуме, на нас оказывают влияние, и мы, в свою очередь, влияем на других.
– Любой ли человек может стать инженером-механиком? Или требуются какие-то особые качества?
– Нет, не любой. Существуют специальные тесты, которые определяют склонность к техническому мышлению. Есть предрасположенность к творческому мышлению, работе не по стандартам или шаблонам. Так что не каждый может стать механиком, как не каждый может стать артистом. Тут должен быть целый сплав разных свойств характера.
– Можете ли Вы, исходя из своего опыта, сравнить людей, которые в Вашей профессии давно, с молодежью?
– Я не сказал бы, что есть большая разница. Конечно, есть разница в методиках по обучению в вузах раньше и сейчас. Но базовые дисциплины остались прежними. А характеры, люди, отношение к делу, мне кажется, не изменились. Было время, когда молодежь стала выбирать другие специальности, которые считались более модными, перспективными. Сейчас ситуация меняется в другую сторону. Время и ситуация вносят свои корректировки.
– Техника меняется, совершенствуется. Наверняка механику необходимо постоянно учиться?
– Да, техника меняется. Меняются и способы ее обслуживания и ремонта. Этот процесс никогда не остановится. Раньше оборудование было как бы «проще». Современное оборудование оснащено различными системами автоматизации и управления. В отдельные узлы и механизмы воплощены сложные инженерные решения. То, что раньше считалось недостижимыми высотами, сегодня представлено в базовой модели. Появилось даже отдельное направление в инженерии – мехатроника (сплав электроники и механики). Чтобы добиваться результатов, учиться нужно постоянно, останавливаться нельзя. Прогресс не стоит на месте, и нужно ему соответствовать.
– Но ведь оборудование стало более совершенным, эффективным.
– Надежность оборудования зависит не только от его конструкции, но и от того, как его эксплуатируют, обслуживают и ремонтируют. Да, оборудование совершенствуется и при правильном к нему отношении меньше выходит из строя, но когда все-таки требуется ремонт, то отремонтировать его сложнее. Есть много защит, которых раньше не было, но любая защита работает до определенного момента. Влияние человеческого фактора, фактора условий эксплуатации (в нашем регионе это чрезвычайно важно) нельзя не учитывать в работе даже на суперсовременном оборудовании.
– Будет ли когда-нибудь такая техника, которой не потребуется участие человека?
– Наверняка будут и уже есть системы, которые работают практически без участия человека. Но вопрос о полном исключении – это вопрос будущего. В настоящий момент все равно все сводится к человеку, который будет устранять неполадки. Думаю, в ближайшем будущем мы не достигнем уровня технологий, когда человек будет полностью исключен из этой цепочки.
В преддверии праздника хочу поздравить всех инженеров-механиков с профессиональным праздником! Пожелать крепкого здоровья, семейного благополучия и мирного неба!
Беседовал Андрей Бочарников
ТОП
- Греко-римская борьба: Якутский ветеран стал призером чемпионата мира
- Китайский гороскоп на неделю с 14 по 20 октября: «Белый тигр приходит в бешенство»
- В Якутии во время аварийной посадки самолета Ан-3 погиб пассажир
- Дежурный прокурор: В Якутии совершено убийство мужчины
- Вольная борьба: Якутянин вошел в состав сборной России среди юниоров
Свежие новости
- В Якутии во время аварийной посадки самолета Ан-3 погиб пассажир: Прокуратура начала проверку
- Китайский гороскоп на неделю с 14 по 20 октября: «Белый тигр приходит в бешенство»
- Дежурный прокурор: В Якутии совершено убийство мужчины
- Греко-римская борьба: Якутский ветеран стал призером чемпионата мира
Все комментарии
То5о сахалар кестубэттэрий?
Добавить комментарий