bookmark
14:26 27.12.2023 1

Состоялось XXVIII заседание Конституционного совета республики

Рассмотрены два вопроса

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке и образованию Антонина Григорьева приняла участие в XXVIII заседании Конституционного совета Республики Саха (Якутия).

Заседание прошло в присутствии 8 конституционных советников Республики Саха (Якутия). В рассмотрении обращений также приняли участие заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Иннокентий Афанасьев, главный специалист Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) Елена Тифанова, представитель Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) Александра Бердюгина, заместитель директора Института развития профессионального образования Анастасия Толстоухова, руководитель независимой оценки профессионального образования Института развития профессионального образования Людмила Захарова, заместитель директора Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II Николай Бугаев, заведующая кафедрой оценки качества образования Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II Елизавета Яковлева, старший преподаватель Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II Елизавета Сидорова, специалист по учебно-методической работе Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II Ольга Татаринова.

Доклад по первому вопросу представил конституционный советник Республики Саха (Якутия) Дмитрий Миронов. Он раскрыл суть обращения народного депутата Республики Саха (Якутия) VI созыва Михаила Гуляева, которое касалось толкования части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). Обращение содержит просьбу дать толкование части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) республики в части отсутствия в ней таких уровней как основное общее и среднее профессиональное образование, определённых в статье 43 Конституции РФ, и, напротив, содержания в ней не перечисленных в статье 43 Конституции РФ уровней образования – внешкольное, среднее общее и начальное профессиональное образование.

Антонина Григорьева отметила, что гарантированный Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) общедоступный и бесплатный уровень образования выше предусмотренного Конституцией Российской Федерации и соответствует гарантированным федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» уровню образования.

«Также Конституцией республики гарантируется общедоступность и бесплатность начального профессионального образования. Данный уровень образования содержался в ранее действовавшем Законе РФ “Об образовании”», – сказала Антонина Григорьева.

Она сообщила, что согласно действующему федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», среднее профессиональное образование подразделяется на 2 вида: 1) по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих ); 2) по программам подготовки специалистов среднего звена.

«В целом, предусмотренная Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) начальное профессиональное образование является частью среднего профессионального образования, предусмотренного Конституцией Российской Федерации. Таким образом, правовой неопределённости и сложности правоприменения этих положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) нет, поскольку данный вопрос урегулирован статьёй 108 федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», – подчеркнула Антонина Григорьева.

«Гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить среднее и высшее профессиональное образование в государственном и муниципальном образовательном учреждении и на предприятии», – добавила Антонина Григорьева.

Председатель профильного комитета подчеркнула, что, таким образом, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) предусмотрена доступность и бесплатность среднего профессионального образования по обеим программам: и по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), и по программам подготовки специалистов среднего звена.

«Понятие внешкольное образование, предусмотренное Конституцией республики, не содержится в Конституции Российской Федерации и федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Вместе с тем, предусмотренное Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) внешкольное образование никоим образом не ухудшает права обучающихся», – добавила Антонина Григорьева.

«Гарантированный субъектом Российской Федерации уровень образования не ниже, а, наоборот, выше предусмотренного федеральным законодателем», – отметила председатель комитета по науке и образованию.

Она обратила внимание на то, что федеральные законы имеют прямое действие, и в Республике Саха (Якутия) гарантируется общедоступность и бесплатность всех уровней образования, предусмотренных федеральным законодательством.

Антонина Григорьева отметила, что постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2008 года № 2-П «По делу о толковании части 1 статьи 22 Конституции Республики Саха (Якутия) о гарантиях общедоступности и бесплатности дошкольного, внешкольного, среднего общего и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» ранее было дано толкование части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).

Завершая выступление, председатель постоянного комитета резюмировала, что правовой неопределённости и сложности в правоприменении части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) не усматривается. «Мы теперь будем ждать толкования Конституционного совета по двум рассматриваемым вопросам», – сказала Антонина Григорьева.

Далее было рассмотрено обращение народного депутата Республики Саха (Якутия) IV созыва Ивана Слепцова о проверке соответствия Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) преамбулы и статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 июня 1995 года З №67-I «Об учителе». Заместитель Председателя Конституционного совета Республики Саха (Якутия) Олег Мироновский изложил основные тезисы и правовые позиции Конституционного совета республики.

Заслушав сообщение конституционного советника-докладчика, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный совет Республики Саха (Якутия) заключил, что положения преамбулы и статьи 1 Закона РС (Я) от 14 июня 1995 года З № 67-I «Об учителе» не противоречат Конституции Республики Саха (Якутия).

Конституционный совет Республики Саха (Якутия) сделал вывод о необходимости рекомендовать Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), исходя из требований Конституции (Основного закона) республики и с учётом основанных на этих требованиях правовых позиций Конституционного совета Республики Саха (Якутия), выраженных в настоящем Заключении, внести в действующее правовое регулирование изменения. Данные изменения будут направлены на совершенствование правового механизма, обеспечивающего реализацию статуса педагогических работников муниципальных образовательных организаций как публичных образовательных организаций. Финансовое обеспечение образовательной деятельности данных образовательных организаций, в том числе связанных с данной деятельностью расходов на оплату труда педагогических работников этих организаций, осуществляется органами государственной власти Республики Саха (Якутия) за счёт государственного бюджета республики, согласно принципу единства правового статуса педагогических работников.

Настоящее заключение подлежит обязательному рассмотрению Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Заключение будет направлено Главе Республики Саха (Якутия), Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), Прокурору Республики Саха (Якутия).

Пресс-служба Ил Тумэна
Посмотреть комментарии Наш канал в Telegram

Все комментарии

Сындыыс
07:58 28.12.23

ничего не понятно. Они кажись спецом так мутят, чтобы оправдать свои зарплаты по поллимона.

0

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют