bookmark
11:32 16.11.2016

Дети сдают родителей в Дом престарелых и... забывают о них

РИГ SAKHAPRESS.RU Народный депутат, генеральный директор АО «Нижне-Ленское» Иван Андреев в рамках рабочей поездки в Жиганский национальный эвенкийский район посетил межулусный Дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Иван Андреев не редкий гость в этом социальном учреждении. Ежегодно со стороны депутата, АО «Нижне-Ленское» дому-интернату оказывается помощь в улучшении материально-технической базы. Так, в прошлые годы была налажена работа вентиляционной системы в здании, оборудованы турникеты на лестничных пролетах, по многочисленным пожеланиям коллектива построена баня, которую сейчас с радостью посещают почти все жители дома-интерната. А в этом году обустроена бетонированная дорожка к бане для удобства передвижения колясочников.

На этот раз депутат детально ознакомился с качеством обслуживания стариков, в частности, их питания, проживания, оказания социально-бытовых, медико-санитарных и других услуг.

На фото: депутат Ил Тумэн И.И. Андреев, начальник Жиганского управления соцзащиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС(Я) Я.С. Андреева и директор Жиганского межулусного дома-интерната М.И. Дьяконова.

Как рассказала директор дома-интерната Марина Иннокентьевна Дьяконова, в настоящее время здесь проживают 58 человек от 40 лет до 91 года. Из них 34 инвалида, 17 из которых лежачие. Наряду с жиганскими здесь проживают инвалиды из других районов республики и Якутска.

Коллектив -- многонациональный и контингент разнородный. Вместе с ветеранами тыла, заслуженными людьми, есть те, кто долгое время вел асоциальный образ жизни. Поэтому и отношения между жильцами складываются разные. Нередки мелкие конфликты, так как старики с годами становятся ранимыми, обидчивыми, нетерпимыми к соседям по несчастью, порой бывают агрессивными. К тому же у многих поражены не только память, речь, зрение и слух, но и психика и они не могут контролировать свое поведение.

«Согласно 309 Постановлению Правительства РС(Я) «Об утверждении Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения РС(Я)» с пенсий стариков удерживается 75%", - говорит Марина Иннокентьевна.

- В месяц у нас выходит около 758 тысяч рублей. Они расходуются на питание, одежду, зубопротезирование, дополнительные лекарства, организацию культурного отдыха и прочие нужды. На погребение тоже расходуются средства из части денег пенсионеров, - рассказала директор. – Оставшиеся средства пенсионеры тратят по собственному усмотрению. Кто-то покупает дополнительно продукты, кто-то отдает родственникам.

Живут старики по режиму, приближенному к домашнему. Если кто-то вечером хочет кино посмотреть, то в фойе у нас есть телевизоры, удобные сидячие места. Но, в основном, старики после девяти ложатся спать, а утром уже с 5 часов на ногах.

В учреждении предусмотрено 51 штатная единица. Медицинские услуги оказывает Земский доктор, есть психолог, кухня полностью укомплектована кадрами, в бане работает банщица, в одну смену уходом за подопечными занимаются три санитарки. Текучесть по ним очень большая. Зарплата в среднем 23 тысячи в месяц, а работа очень тяжелая. В скором времени мы ждем сокращение штатов на 11 единиц. Будет больше санитарок, но сокращают количество рабочих единиц. Рекомендуют переходить на аутсорсинг. Как это получится на деле, сложно представить. Ведь учреждение специфическое. Как бы не сказалось на качестве ухода за подопечными», - поделилась директор.

Побеседовав с ней, Иван Андреев посетил столовую, где ознакомился с качеством питания стариков. На шестичасовой ужин подавали свекольный салат, гуляш с рисом, хлеб и чай. Несмотря на то, что на каждом этаже расположен кулер с водой, старикам дополнительно разливают в термосы горячий чай.

«Многие по вечерам пьют чай в своих комнатах. Там же в холодильниках они хранят продукты, купленные соцработником по личному заказу. Это у нас делается два раза в неделю. Чайники и другие электронагревательные приборы запрещено использовать, поэтому мы разливаем чай в термосы», - говорит директор.

Старики в свою очередь поделились, что жалоб нет, кормят их хорошо, сытно. «Даже располнели на хорошей еде», - отозвались они, но заметили, что фруктов и овощей хотелось бы больше.

После столовой состоялся обход комнат, где живут подопечные интерната, осмотр бытовых помещений, библиотеки, зала трудовой реабилитации, лечебной физкультуры. Везде чисто, аккуратно. Стены в коридорах украшают многочисленные стенды с фотографиями о буднях учреждения, на подоконниках красиво распустились цветки амариллисов.

В помещениях тепло, чисто и светло. Недавно завершился ремонт, не во всех комнатах даже успели повесить шторы. Чувствуется, что работники стараются создать комфортные условия для стариков. Но никакими ухищрениями казенность быта не прикрыть, не заменить домашний уют. Да и без проблем не обходится. Как оказалось, не работает подъемник на второй этаж для колясочников.

Так как специалистов в районе нет, директор попросила содействия в привлечении специализированной компании к ремонту подъемника. Также она поделилась, что в конкурсах на поставку продуктов, одежды участвуют и побеждают компании абсолютно далекие от оказания социальных услуг на Крайнем Севере, не знающие даже как доставить товар в далекий от столицы район. «Поэтому и вещи не по размеру отправляют и по цвету не подходящие для престарелых. А что сделаешь, требования такие к проведению аукционов», - сетует директор. И если эти проблемы все же решаемы, то с другой справиться в одночасье сложно. И касается она морального аспекта отношений родителей и детей.

Как оказалось, у 35 человек, живущих в доме-интернате, есть дети и даже по трое, четверо, а то и пятеро. По отзывам работником, дети вполне себе состоявшиеся – учителя, депутаты, спортсмены, есть те, кто живет в Якутске или в других районах республики, но и те, кто находятся рядом в Жиганске.

Они сдали, другого слова и не подобрать, ставших немощными родителей на попечение государства и дорогу сюда забыли. Этим летом во время ремонта здания немногих из этих детей удалось заставить забрать родителей к себе.

«В день получения пенсии некоторые вспоминают о них и приходят за деньгами. Совести у них нет, ведь старики им последнюю копейку отдают. Самое страшное, что внуков отправляют. Какими они вырастут потом, как обернется для этих же родителей такое отношение к своим старикам? Не выбросят ли и их собственные дети на попечение чужих людей?» - делятся работники дома-интерната.

Пока мы разговариваем в кабинет то и дело заглядывают подопечные.

Одна из них, Мария, жестами просит у директора телефон. Та набирает номер на телефоне, передает ей и объясняет, что женщина из Кобяйского района. После инсульта не может членораздельно говорить, нарушена память и частично психика. У нее трое сыновей. Двое из них работают в отдаленном оленеводческом стаде в Кобяе. Там же живет невестка, которая постоянно справляется о свекрови.

Отдушина матери в телефонных звонках сыну, находящемуся сейчас в городе. Хоть и слов не разобрать и вопросы она задает одни и те же на том конце ее терпеливо выслушивают. Это видно по бурной реакции матери, ее радостным возгласам и наполнившимся теплотой и светом взгляду. Из ее слов можно разобрать лишь слова «учах» (верховой олень), «стадо №5», «уехал», «приехал».

Как говорят работники, она имена сыновей повторяет по сто раз на дню, а одно чаще всех. Поэтому они догадываются, что это имя младшего, видимо, самого любимого, сына. После так называемого разговора по телефону Мария протягивает телефон обратно, что-то громко говорит директору и начинает пританцовывать, напевать какую-то мелодию. «Теперь она целый день будет улыбаться, настроение хорошее», - говорит директор. «Сын работает, иногда бывает недоступен. Я его попросила брать трубку и говорить с мамой. Она мало что понимает, может впадать в депрессию, быть агрессивной, но после таких телефонных звонков она совсем другая, добрая», - продолжает она. Но таких, с кем дети хотя бы по телефону общаются, единицы. Многие предпочитают забыть о родителе, доставляющем лишние хлопоты.

Так довелось мне поговорить с мужчиной по имени Николай. Ему 56 лет. Некогда закончил Усть-Алданское СПТУ, всю жизнь проработал трактористом, потом в коммунальном хозяйстве. Слыл трудягой и просто добрым, хорошим человеком. Здесь оказался после инсульта.

Николай поделился, что инсульт самая страшная болезнь, раз так его покалечила. Теперь помнит прошлое, а настоящее - забывает.

«Была у меня семья, две дочки. Жили хорошо. Когда я начал болеть уже жена уехала в город. Пока она была в городе, за детьми я сам смотрел. Потом они меня бросили. Не звонят, не приходят. Не знаю где они. Не хочу. Пусть живут своей жизнью», - с обидой в голосе вспоминает Николай.

Как я позже узнала, у Николая есть дом в Жиганске, но он требует капитального ремонта. Да и самостоятельно жить, ухаживать за собой он уже не может. Человек он тихий и спокойный. Но один раз он каким-то образом выбрался из дома-интерната. Разыскали его в старом доме, где он жил, когда был мужем, любящим отцом своих девочек, полезным своей семье человеком.

Почему так происходит? Это проблема только данной местности или общая тенденция в отношениях отцов и детей, огрехи семейного воспитания или итог падения моральных устоев в обществе? «Страшно осознавать, что дети могут так поступать со своими родителями, отказаться от них. Если нет возможности содержать, условий, могли бы участвовать в уходе за ними, просто приходить, пообщаться», - в беседе с директором подметил Иван Андреев.

Узнав, что никакие увещевания работников, призывы к милосердию на детей не действуют, он подчеркнул о необходимости выступить с инициативой об усилении работы по взысканию с нерадивых детей алиментов на содержание родителей. Позже во время встреч с начальником Управления образованием района, директором средней школы депутат озвучил наличие такой проблемы и опасности воспитания у детей неправильной модели поведения, рекомендовал обратить на это внимание и, может быть, организовать волонтерство в доме-интернате или возобновить в старших классах факультативные занятия по семейному воспитанию.

Этого мало, но, возможно, поможет кому-то из нынешних молодых родителей в старости не оказаться забытыми собственными детьми и доживать свой век в приюте без тепла и ухода родных людей. По итогам посещения дома-интерната Иван Андреев отметил, что, как и в любой работе, есть недостатки. «Вместе с тем, нужно выразить благодарность директору, всему коллективу за терпимость, милосердие к обездоленным людям. За то, что они ухаживают за стариками так, как не могут сделать их родные. И в доме-интернате, последнем пристанище подопечных, создают уют и комфортные условия для их проживания».

Сардана СИВЦЕВА.

Якутск-Жиганск-Якутск.

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют